Мы до сих пор не знаем, сколько вакансий в школах Казахстана для учителей и сколько их по факту нужно стране. Почему? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Парадокс какой-то. В прошлом году в правительстве говорили, что в стране дефицит учителей – 5000 вакансий. Особенно в сельской местности. В этом – что каждый год в Казахстане выпускают около 50 тысяч педагогов. Куда они деваются после завершения учебы в вузе?
Наша редакция задала этот вопрос министру труда и социальной защиты населения Светлане Жакуповой, министру науки и высшего образования Саясату Нурбеку, ну и министру просвещения Гани Бейсембаеву. Ответы получили разные – по цифрам и аргументам. Но по факту в них какая-то недосказанность, которая порождает сомнения. По их версии, дефицита педагогов в республике нет. Отлично! Почему тогда в прошлом году была нехватка, а в этом уже профицит? При этом в новом учебном году опять выделили около 7000 грантов на будущих учителей.
Как так?
Напомню. В этом году построили более полутора сотен новых школ. Видимо, в них и должны трудиться выпускники педагогических вузов. Об этом я и писал три недели назад. На эту публикацию в соцсетях откликнулось много читателей. Все посты цитировать не стану. Много места займет. Но часть приведу.
«У меня есть диплом. Я школе не нужна?»
«Придумали конкурсы для претендентов на должность учителя. Теперь молодым невозможно устроиться по специальности. Естественно, больше баллов наберет тот педагог, у которого есть стаж работы, категория, курсы, сертификаты, публикации и т. д. А у только что выпустившихся педагогов ничего этого нет. Так что, думаю, нехватка учителей будет всегда»…
«Я уже 34 года преподаю в школе математику. Младшая дочь решила пойти по моим стопам. Да, нам повысили зарплату, есть бонусы. В этом году дочь получила диплом. Но рабочего места так и не нашла. Везде ей говорили, что вакансий нет. У нас в Казахстане перепроизводство педагогов?»..
«Я тоже получила диплом. Высокий показатель аттестации. Но не берут!!! Бегаю по школам. Видать, ждут магистра 80lvl. Говорят, что вопрос решают деньги или знакомства. Принципиально не буду платить! З/п низкая, нагрузки высокие. Куда катимся?»…
«Я с дипломом не могу устроиться! В Астане не берут вообще. Говорят, что нужен опыт, стаж, категория. Я только-только получила диплом. Какой стаж? Почему не берут нас, молодых специалистов?»..
Несколько комментариев на этот пост:
«Какая у вас специальность?» Ответ: «Начальное обучение»…
«Ставить (очевидно, стаж? – Ред.) надо 3,5,10 лет?»..
«А где его набирать, уважаемый?»..
«Обучилась. Поехала с дипломом в село. Обманули с жильём. Смысл дальше работать, если я приехала ради собственного жилья?»..
«Чтобы устроиться в школу, просят взятку в $500»…
«А стоит ли поступать на учителя вообще? Самая нервная профессия»…
«Иногда дети становятся заложниками амбиций своих родителей. Была мода на юристов и бухгалтеров лет 25 назад. Где все они? Три года назад начали повышать зарплаты учителям. 50 тысяч каждый год выпускают. Где они?»..
«Я пришел в школу физиком после университета, — жамбылец Даурен Х. — Добавили предмет «химия». Уже три года. Да, зарплату подняли. Но я теперь отчитываюсь по двум предметам. Пенсионерки не уходят. Молодых – две: по казахскому языку и географии и ОБЖ в нашей школе. Молодым выпускникам педвузов в школу вообще не попасть»…
Эхо 90-х годов? Когда наплодили тысячи юристов и бухгалтеров. А потом им пришлось торговать на рынках трусами и шаурмой.
Кстати, то, что некоторым учителям приходится соглашаться на «совмещалку». – преподавать относительно родственные дисциплины, — ни для кого не секрет. Значит, кадров в школах все-таки не хватает?
Школа как чистилище?
Комментарий педагога с 44-летним стажем Виктории Субботиной.
«В Советском Союзе студенты педвузов проходили преддипломную практику в школах – двухнедельная зимой и двухнедельная весной. Это шло в зачёт. Характеристики практикантам по итогам практики имели большой вес. Будущие учителя не всегда понимали, с какими проблемами они могут столкнуться. Кто не проходил это «чистилище», тому двери в школу закрывали. Такая форма подготовки показывала, кто может стать педагогом. Сейчас объем информации вырос в разы. И для учеников, и для педагогов. Правильно сформулировать подачу информации детям – одна проблема. Как этот объем переварить учителю и доставить ученику – еще сложнее. Я сегодня это уже сделать не смогу».
Личный опыт
Я проходил такую практику. Схема была правильная. Три дня я сидел на уроках, смотрел, как учителя общались с учениками. Сравнивал, как меня учили, когда сам был школьником. Мотал на ус. Видел разницу. Потом меня бросили в «бой». Русский язык и литература! Кажется, что тут сложного? А нет! Нужно заинтересовать подростка не просто сюжетом произведения, но и озадачить, почему он так сложился. По «Му-Му» на уроке «мои» однажды чуть ли не детектив сложили с продолжением. Да, отошел от программы. Зато, полагаю, научил детей осмысливать классику в ином ключе. Однажды я зарядил задание: найти криминал в «Мертвых душах». Начали читать. И нашли!
Я уволился через четыре месяца. Потому что пригласили в газету.
От А до Я к успеху через ИИ?
Искусственные мозги. Кому они больше могут помочь: школьнику или учителю? Споры об этом в преподавательской среде идут уже третий год.
Комментарий доктора наук, преподавателя Рената Габдуллина.
«Игнорировать достижения в области ИИ, цифровизации – глупая и непозволительная роскошь. Мы должны научиться эффективно масштабировать производственные и бизнес-процессы во всех отраслях. Но нужно найти баланс между новыми технологиями и этическими нормами, чтобы не допустить «поломки» передачи знаний. Педагог, ученый – источник знаний. Тут он первичен. А нейросети выступают лишь в качестве проводника… Нужно «скользить» по цепочке от образования к науке, от науки – к технологиям. Закономерным итогом должны появиться наши собственные технологии и инновации… Сейчас мы находимся в очередной фазе подъёма интереса к ИИ, как явлению. Я делаю такой вывод по числу ИИ-фантастов или «фанатиков», кому как будет угодно».
Осталось несколько вопросов
Первый: сколько на самом деле в Казахстане сейчас действующих школ, в которых хватает/не хватает педагогов?
Второй: сколько в них обучающихся?
Третий: 50 тысяч педагогов выпускают ежегодно. Куда все-таки деваются 45 тысяч бездействующих учителей?
Четвертый: можно ли министерству науки и высшего образования и министерству просвещения как-то договориться о практике студентов в школах? Чтобы они получили хоть какой-то опыт?
Пятый: полагаю, эту практику надо как-то оплачивать. Должен же быть какой-то стимул для будущего учителя.
Шестой: сопоставляем прогнозы министерства науки и высшего образования и минтруда. По первому – к 2030 году стране «потребуется 185 491 педагогический кадр». По второму – 447,7 тысячи специалистов (а по данным минтруда – 447,5 человек). Кому верить? И куда их трудоустраивать?
А по каким предметам? Министр науки Саясат Нурбек знает, что министр труда Светлана Жакупова уже почти подписала приговор 129 специальностям, которые исчезнут в ближайшие годы? И на кого министр науки собирается обучать? Вот только Светлана Кабыкеновна не раскрывает эту тайну – какие профессии исчезнут в Казахстане. В запросе нашей редакции в ответе от министерства – ни запятой. Госсекрет?
Седьмой: сколько все-таки нужно преподавателей сегодня в школах на учебный 2025-2026 год? Сколько осталось за бортом и по каким причинам? И куда все-таки делись «лишние»?
Ну и восьмой: кто именно просчитал эту цифру – почти полмиллиона преподавателей необходимо в Казахстане к 2035 году? На каком основании? Или, возможно, в министерстве делали поправку на «естественный» отсев?
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
