"Школа — это онлайн-трансляция": что происходит с образованием в казахстанских аулах - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Школа — это онлайн-трансляция": что происходит с образованием в казахстанских аулах

"Школа — это онлайн-трансляция": что происходит с образованием в казахстанских аулах

То, что раньше казалось экспериментом, теперь станет повседневной реальностью для сотен сельских школ.

  • 4 Августа
  • 7194
Фото - Caravan.kz

В новом учебном году 1600 учебных заведений в Казахстане перейдут на новую модель обучения, где уроки будут проходить в формате онлайн. Как же всё это будет работать? Дети будут приходить в свою родную школу, сидеть на своих местах, но у доски будет не их учитель, а трансляция с преподавателем из так называемой опорной школы. То есть более крупной школы, где есть квалифицированные педагоги по всем предметам. Вроде бы идея разумная: если нет своих учителей, пусть учат другие преподаватели через Интернет. Но здесь не всё так просто. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Когда учитель на экране, а не в классе

Новая модель сельского образования, которую сейчас внедряют в Казахстане, началась с пилотного проекта в Актюбинской области в 2023 году. Тогда в 12 опорных и 134 малых школах запустили онлайн-уроки. Проект признали успешным, и уже в 2024 году его распространили ещё на пять областей: Акмолинскую, Костанайскую, Павлодарскую, Западно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую. Теперь Министерство просвещения хочет внедрить такую модель по всей стране. Акиматам поручили обновить материально-техническую базу, провести интернет во все школы, а учителям, которые будут вести уроки онлайн для малых школ, пообещали дополнительные выплаты.

Преимуществ у такой модели немало. Детей не нужно возить в другие сёла, они учатся в родной школе, в знакомом коллективе, все преподаватели опытные и профессиональные. По каждому предмету свой специалист. Математику ведёт математик, химию — химик. Расписание, домашние работы — всё как положено. В классы завозят технику, кабинеты оборудуют. Казалось бы, победа.

Но есть нюанс. Когда в школе есть только экран и всё зависит от стабильности Wi-Fi — это уже не та школа, которую мы знали. Живого контакта нет. Нет того самого момента, когда учитель замечает, что у ребенка вопрос в глазах, и объясняет всё на пальцах. По сути, школы в поселках превратятся в комнаты для просмотра трансляций. Особенно тяжело это может сказаться на учениках младших классов. Без живого человека рядом они просто не справятся.

Как онлайн-школа может стать лишней?

Постепенно малые школы могут потерять смысл. В опорных учебных заведениях есть знания, кадры, ресурсы, а в малых — только приём сигнала.

Если родители поймут, что с этим образованием что-то не так, то следующий учебный год начнётся с ещё меньшего количества детей. В итоге школа может закрыться. В Северо-Казахстанской области в этом году уже планируют закрыть восемь сельских школ. Формулировка простая: мало учеников. В прошлом году закрыли четырнадцать. И сейчас дети ездят в интернат где-то в райцентре.

Но это ещё не всё. С мая 2025 года вступили в силу новые правила дистанционного образования. Теперь, чтобы перевести ребенка на «дистанционку», родителям достаточно написать заявление. То есть, если семья решит, что удобнее учиться дома через Интернет, школа обязана это организовать. А если все родители разом в каком-нибудь селе напишут такие заявления? Школу никто не будет посещать? Её можно будет закрыть?

Интернет «завис», урок — тоже

Есть еще один момент. Новая модель обучения в сельских школах полностью завязана на Интернете. Без него все разговоры о цифровом образовании превращаются в иллюзию. Именно здесь и кроется главный риск всей реформы.

Во многих сёлах Казахстана Интернет всё ещё слабый, нестабильный или вообще отсутствует. А когда речь идёт об онлайн-уроках, то даже кратковременное подвисание или обрыв связи может сорвать весь учебный процесс. Ребёнок может не услышать объяснение, не успеть задать вопрос, не понять тему. И это может стать повседневной реальностью для сотен сельских школ.

Есть и другая проблема — техника ломается, а починить её в ауле некому. Если в школе вдруг пропала интернет-связь, сгорел роутер или «заглючил» компьютер, уроки просто перестанут вести. И не на один день. В городских школах с этим справляются быстро, там есть специалисты. А в селе не всегда найдётся человек, который может всё восстановить.

Кроме того, Интернет в разных регионах страны очень разный. Где-то уже работает оптоволокно, а где-то школы всё ещё подключаются через мобильную связь, которая еле тянет. И получается, что дети вроде бы учатся по одной программе, но в совершенно разных условиях. В одних сёлах чёткий звук, стабильное видео. В других — «зависший» экран и нервы цифрового ассистента (то есть сельского преподавателя).

Выходит, что без стабильного и быстрого Интернета вся модель дистанционного школьного обучения в селе может не выжить. И вместо школы будущего мы можем получить уроки, которые «зависли» навсегда.

Кто оплачивает реформу, и что будет, если перестанет?

Компьютеры, экраны, камеры, микрофоны — всё это стоит денег. И немалых. Например, в Актюбинской области на запуск проекта по цифровому обучению малокомплектных школ потратили свыше 1,8 миллиарда тенге. Но эти деньги пришли не из госбюджета, а от частных доноров общественного фонда «Қазақстан халқына». Этот фонд наполняется взносами от крупных компаний: АО «ФНБ «Самрук-Қазына», ERG, «Kaz Minerals», «Казцинк», «ArcelorMittal» и других. Он был создан после январских событий 2022 года как инструмент общественной поддержки и солидарности.

Сегодня компании отчисляют деньги в фонд, а завтра могут сказать: «Извините, времена тяжелые, больше не можем». И тогда возникнет вопрос, кто будет оплачивать Интернет в сельской школе? Кто купит новую технику, если старая сломается? Кто будет доплачивать учителям, ведущим уроки онлайн?

Получается, что пока доноры щедрые — всё работает. Но если их участие закончится, вместе с ними может исчезнуть и новая модель обучения. Останется только экран, который больше не включается. И класс, в котором никого нет.

Когда школа — это люди, а не провода

Сейчас можно сделать вид, что реформа работает: поставить экраны, провести Интернет, и на этом успокоиться. А можно подойти к делу по-настоящему: вложиться не только в технику, но и в людей. Поддержать учителей, создать для них жильё, условия, в которых хочется остаться. Тем более, что в стране уже существуют госпрограммы «С дипломом — в село!», «Нұрлы көш», бюджетные кредиты на жильё. Вопрос лишь в том, чтобы все эти меры начали работать не на бумаге, а в реальной жизни. Сделать так, чтобы Интернет стал помощником учителя, а не его заменой. Чтобы в каждом ауле сохранилась живая школа, а не просто трансляция урока с экрана.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта