Подвиг длиною в жизнь: как ветеран войны без ног и с одной рукой сделал школу будущего - Караван
  • $ 509.51
  • 570.6
+11 °C
Алматы
2025 Год
18 Мая
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Подвиг длиною в жизнь: как ветеран войны без ног и с одной рукой сделал школу будущего

Подвиг длиною в жизнь: как ветеран войны без ног и с одной рукой сделал школу будущего

В год 80-летия Великой Победы особенно важно вспомнить имена тех, чья судьба стала символом несгибаемой воли и человеческого подвига.

  • 8 Мая
  • 12991
Фото из книги "Народный учитель Кумаш Нургалиев"

Один из таких людей — Кумаш Нургалиев. Ветеран Великой Отечественной войны, тяжело раненный на фронте, он потерял обе ноги и левую руку. Но именно после войны совершил свой главный подвиг — не на поле боя, а в жизни.

Без лишних слов, без пафоса — он создал в казахстанском селе школу, о которой мечтают и сегодня. Школу, где ценили знания, уважали труд, учили думать и чувствовать. Школу, в которой росли будущие профессора, педагоги, офицеры и просто достойные люди. Потому что Кумаш Нургалиев знал, что самое главное — это сила духа и вера в человека.

Подвиг, за которым — жизнь

29 октября 2025 года Кумашу Нургалиеву исполнилось бы 100 лет. Сегодня о нём говорят, как о великом педагоге и герое. Но его путь начался не с мела и доски, а с боли, которую трудно себе представить.

Фото из книги «Народный учитель Кумаш Нургалиев»

1 мая 1943 года 17-летний парень из села Бугумуюз (ранее Сорвёнок) Восточно-Казахстанской области ушёл добровольцем на фронт. Ему было семнадцать с половиной — даже не восемнадцать! Его направили на Дальний Восток, в Уссурийск, где он прошёл курсы младших командиров. А в феврале 1944-го он уже сражался в составе 254-го гвардейского стрелкового полка. В звании командира отделения младший сержант Кумаш Нургалиев вместе с однополчанами прошел по фронтовым дорогам Калининской, Псковской областей и Латвии. 29 октября 1944 года у хутора Ауце под Ригой он фактически повторил подвиг Александра Матросова – ликвидировал дзот. Кумаш Нургалиев был тяжело ранен, он потерял обе ноги выше голени и руку.

Когда его привезли в медсанчасть, на носилках лежал не солдат, а, как вспоминала медсестра Валентина Шевелева, просто «обёрнутый шинелью свёрток».

«Развернула, а там мальчик без обеих ног и руки. Бледный, бинты намокли кровью. Ох, ты! Мне так жалко стало, взяла его на руки, как младенца, и стала баюкать. Он глаза приоткрыл, еле слышно спрашивает: «Как думаете, сестра, смогу я работать в колхозе счетоводом?». Я чуть не реву, но отвечаю: «Сможешь, конечно, сможешь, родненький», — написала она в своих фронтовых воспоминаниях.

Медсёстры отдали ему свою кровь для переливания. Ночами сидели рядом, вырывая с того света. Оперировал хирург Александр Молоденков. Позже он напишет в письме Кумашу Нургалиеву:

«Большое твое желание жить, молодость, редкий случай такой силы воли – дали свои результаты. Я перед собой имел выжившего, тяжело раненного с незначительными данными на жизнь!.. Я от души тобой горжусь, горжусь за твое мужество выжить!»

Медсестры также писали ему, вспоминая то страшное время: «Мы сидели рядом с тобой, потому что нужно было вырвать тебя из рук смерти!». Они отмечали, что испытывают огромную радость от того, что их кровь помогла спасти жизнь.

Фото из архива Гуль Кумашевны

Кумашу Нургалиеву сразу же в медсанчасти командир полка вручил орден Боевого Красного знамени. Позже его отправили поездом в московский госпиталь на улицу Правды, где он провел 2 года. За это время он перенес 12 операций. Без наркоза! Боролся с гангреной и выжил. Потому что хотел жить.

Несмотря на перенесенные тяжелейшие операции, он нашел в себе силы учиться. Ему помогали педагоги — Наталья Балдина и Зинаида Толстикова. Они давали ему не только полноценные знания, но и нечто большее: веру в себя, в свои силы, в возможность победить в борьбе с тяжелыми испытаниями, выпавшими на его долю. Так, в стенах военного госпиталя, где смерть буквально ходила по коридорам, Кумаш Нургалиев получил школьный аттестат. И свидетельство бухгалтера коммунальных предприятий.

Герой войны, который стал героем труда

В 1946 году, когда Кумаш Нургалиев вернулся в родное село, его встретила девушка по имени Канипа — та самая, которая провожала его на фронт. Она осталась рядом с ним на всю жизнь.

Эта женщина — не просто супруга героя. Она стала его опорой, поддержкой, ангелом-хранителем. Вместе они воспитали пятерых собственных детей и ещё восемь приёмных — сирот, чьи родители не вернулись с войны. Дом Нургалиевых стал настоящей школой человечности и заботы.

«Когда маме было уже за 90, она как-то сказала мне: «Я считаю себя самой счастливой женщиной». А ведь в своё время подружки её отговаривали: «Ты за кого замуж собираешься?». Но это была настоящая любовь. Она дождалась его — и осталась счастливой до конца жизни», — вспоминает его дочь Гуль Нургалиева.

Фото из книги «Народный учитель Кумаш Нургалиев»

Они оба знали, насколько важна учёба. И поступили вместе в Казахский государственный педагогический институт имени Абая. Каждая поездка в вуз была настоящим испытанием: сначала — на повозке по горной дороге, потом — по железной дороге, с пересадками, на перекладных. Так — дважды в год, на протяжении шести-семи лет. Учёба давалась через преодоление, но это только укрепляло дух.

Свою педагогическую деятельность Кумаш начал в 1946 году. В 23 года он уже был директором школы в селе Сорвенок, где первым делом организовал строительство нового здания методом асар — всем селом, всем миром. Этот шаг стал настоящей революцией в устройстве сельской школы.

В 32 года он возглавил школу в селе Буран. И за считанные годы сделал её одной из лучших не только в Казахстане, но и в целом Советском Союзе. Именно здесь он открыл первые казахские классы в русскоязычной школе. Создал пришкольный интернат.

Кумаш Нургалиев мечтал, чтобы сельская школа ничем не уступала городской. Он понимал, что у детей из аула нет библиотек, музеев, театров — значит, всё это надо создавать внутри школы.

В 1971 году он добился строительства первой в республике сельской школы по типовому проекту — на 960 мест, с отдельными кабинетами по всем предметам, двумя спортзалами, кабинетом начальной военной подготовки, стрелковым тиром и даже крытым бассейном. Построил жильё для учителей — 60 квартир. К сожалению, после его ухода из жизни, в результате Зайсанского землетрясения бассейн был разрушен. Всё остальное сохранилось и до сих пор и продолжает служить новым поколениям учеников и учителей.

Задолго до широкого использования Интернета он открыл телевизионно-технический центр с телестудией, школьным радио и внутренней телефонной связью в каждом кабинете. Ученики сами собирали новости из газет и журналов и каждое утро делились ими со сверстниками. Можно сказать, что в бурановской школе учились медиаграмотности еще до того, как это стало модным.

Фото из архива Гуль Кумашевны

Школа сотрудничала с совхозами. Ученики осваивали рабочие профессии — на выходе получали не только аттестат, но и реальную квалификацию: тракториста, пекаря, автослесаря. Они строили мастерские, чистили арыки, сажали деревья, участвовали в уборке урожая. Работа шла с ранней весны до поздней осени — и это было не наказание, а школа жизни.

В 1975 году школа участвовала на ВДНХ СССР и заняла почётное третье место. Кумаш Нургалиев был награждён бронзовой медалью и получил звание «Народный учитель СССР». Он был кавалером ордена Ленина, ордена Отечественной войны, ордена Трудового Красного Знамени — но это никогда не было целью. Он просто делал своё дело — честно, с полной самоотдачей.

Его жизнь оборвалась 30 мая 1988 года. И именно в этот день в школу, которую он построил и любил всей душой, поступил компьютерный класс «Yamaha» — последний подарок Кумаша Нургалиева детям. В то время даже в городских школах не было компьютеров.

Династия, начатая сердцем

Школа, которую построил Кумаш Нургалиев, не закончилась с его уходом. Она продолжилась в его детях, внуках и сотнях учеников, ставших педагогами. Он стал родоначальником по-настоящему великой педагогической династии, чей совокупный трудовой стаж сегодня превышает тысячу лет. Именно поэтому в 2005 году семья Нургалиевых была внесена в «Золотую книгу профессиональных династий Казахстана» под номером один.

Фото из архива Гуль Кумашевны

Это не просто формальность — это признание той огромной работы, которую продолжили его дети.

Старшая дочь, Манира Кумашевна, посвятила себя преподаванию английского языка. Отличник просвещения КазССР, она много лет передавала знания и любовь к языкам новым поколениям.

Сын Талант Кумашевич, кавалер ордена «Парасат», стал продолжателем дела отца буквально — они вместе стояли у руля школы вплоть до последних дней жизни Кумаша Нургалиева. После этого Талант Кумашевич ещё 29 лет возглавлял школу-гимназию, носящую имя его отца, сохраняя дух и принципы, заложенные в ней основателем.

Младший сын Марат Кумашевич, почётный работник образования и науки РК, пошёл по пути развития профессионального образования. Он основал высший колледж имени Кумаша Нургалиева в Усть-Каменогорске — сегодня это одно из лучших учебных заведений в системе технического и профессионального образования страны.

Особое место в династии занимает младшая дочь — Гуль Кумашевна Нургалиева. Доктор педагогических наук, профессор, кавалер ордена «Құрмет», она стала идейным продолжателем и научным наследником отца. С 1995 года под её руководством научная школа разрабатывает цифровой образовательный контент для всех уровней образования — тот самый контент, который лёг в основу цифровой трансформации казахстанской школы.

Он учил не словами — а жизнью

В школе Кумаш Нургалиев был герой, новатор, уважаемый педагог. Но дома, за закрытой дверью —  прежде всего отцом. Не героем с газетных полос, а человеком, который знал цену заботе, уважению и порядку. И именно в семье раскрывалась его настоящая глубина.

Фото из книги «Народный учитель Кумаш Нургалиев»

«Он был очень заботливым, — вспоминает его дочь Гуль Кумашевна. — Прежде всего по отношению к маме. Он всегда подчёркивал, что забота о женщине — это не подвиг, а долг. Мама вышла за него в 21 год, зная, что он вернулся с войны без обеих ног и руки. И он всю жизнь учил нас быть рядом, помогать, уважать».

Семейная жизнь Нургалиевых была построена на дисциплине и внутреннем уважении. Каждую неделю в доме проводилась генеральная уборка, в которой участвовали все дети. У каждого была своя зона ответственности. Гуль Кумашевна, например, сортировала газеты и ухаживала за книгами. Кумаш Нургалиев не терпел беспорядка не только в вещах, но и в мыслях. Он приучал к системности, организованности, ответственности.

«Он сам собирал подшивки педагогических журналов и газет, — рассказывает Гуль Кумашевна. — И мы, дети, тоже этим увлекались. Я, например, даже увозила его подшивки журналов по педагогике с собой в Петербург, когда училась в Герценовском университете. Тогда ещё Google широко не использовался, и такой подход к информации был необходим».

Фото из книги «Народный учитель Кумаш Нургалиев»

Но важнее всего было то, как он прививал уважение к профессии. В их семье никто не выбирал педагогику «по остаточному принципу» — она была частью образа жизни.

«Практически все дети: и родные, и приёмные — стали педагогами. Потому что видели, с какой любовью родители относились к своему делу», — говорит Гуль Кумашевна.

О войне Кумаш Нургалиев рассказывал нечасто.

«С нами почти никогда, — говорит его дочь. — Наверное, оберегал. Говорил больше с детьми в школах, на встречах, когда рассказывал о мужестве и долге. Но дома — нет. Дома он был просто папой».

Его собственная боль, воспоминания об операциях без наркоза, гангрене, о том, как его выхаживали медсёстры — всё это оставалось за гранью домашней жизни.

Сегодня, спустя десятилетия, Гуль Кумашевна бережно собирает всё, что связано с именем отца.

Гуль Кумашевна

«Мы создали юбилейный сайт, посвящённый его столетию. Провели мероприятия в Алматы, Шымкенте, Восточно-Казахстанской области. Нас поддержали два министерства — Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. И это важно. Потому что память — это не просто табличка на стене, а живая работа».

«Он всегда добивался всего, чего хотел, — говорит Гуль Кумашевна, — Но, думаю, одно его желание всё же не успело исполниться. Он очень хотел увидеть внуков взрослыми, понять, кем они стали. Особенно старшего — он воспитывался у нас с восьми месяцев, как младший сын. А потом стал офицером, служил в Англии, в США. Представляете, как бы дедушка им гордился? Все его дети стали уважаемыми людьми — кто офицером, кто профессором, кто учителем. Все это – его заслуга».

Герой, который нужен детям сегодня

Сегодня имя Кумаша Нургалиева звучит не только в залах педагогических университетов и музеях. Оно стало символом стойкости, примером силы духа — особенно для тех, кто ещё только формирует своё понимание жизни.

По словам ведущего научного сотрудника Национального научно-практического института благополучия детей «Өркен» Ботагоз Кудышевой, история Нургалиева — это не просто пример прошлого, это инструмент работы с детьми сегодня.

«Жизненный путь Кумаша Нургалиева — это идеальный воспитательный кейс. Человек, лишившийся на фронте обеих ног и руки, не только не сдался, но и стал выдающимся педагогом, автором модели школы будущего. Это колоссальный пример жизнестойкости — того, что мы пытаемся объяснить детям не через лозунги, а через реальные истории.

Организаторы конкурса «Уроки жизнестойкости» (фото предоставлено студенткой Аяжан Ботабек)

Чтобы этот пример стал ближе новым поколениям, в школах по инициативе института был проведён конкурс «Уроки жизнестойкости». Формат конкурса — рассказы и видеоистории, в которых школьники исследовали жизненные примеры стойкости в своём окружении. Мы сочли важным показать детям, что такие примеры существуют не только в прошлом, но и рядом с ними, здесь и сейчас. Участвовали школы из разных регионов Казахстана — всего около 50 учебных заведений. Было представлено 37 конкурсных работ, а над ними трудились порядка 60 школьников. Например, учащиеся 83-й гимназии города Алматы сняли трогательный видеоролик о человеке из своего окружения, который преодолел серьёзные жизненные трудности и продолжает жить счастливо. Мы хотели, чтобы они взглянули на такие истории не с позиции наблюдателей, а через личное восприятие — через своё сердце, через свою реальность», — сказала она.

Научный сотрудник института считает, что этот подход особенно важен сегодня, когда многие подростки сталкиваются с тревожностью, буллингом, чувством одиночества. Когда статистика по суицидам среди молодёжи становится всё тревожнее, примеры силы духа, подобные судьбе Кумаша Нургалиева, приобретают особую ценность.

Победители конкурса (фото предоставлено студенткой Аяжан Ботабек)

«Мы убеждены, что именно через такие примеры силы духа можно формировать в детях внутренний стержень. Мы видели, как ребята действительно проживали эти истории — искренне, глубоко. И в этом, на мой взгляд, залог того, что связь поколений и нравственные ориентиры будут сохраняться», — считает Ботагоз Кудышева.

Наследие в цифровом формате

Актуальность наследия Кумаша Нургалиева подчёркивает и доктор педагогических наук, профессор Дина Джусубалиева. По её словам, он стал прообразом современного цифрового учителя задолго до появления самих цифровых технологий.

«Он прекрасно понимал, что сельским детям катастрофически не хватает доступа к качественным знаниям. Поэтому ещё в 70-е годы он записывал уроки лучших педагогов страны на видео, показывал детям телепередачи, привозил кассеты с демонстрациями опытов по химии, физике, биологии. Сегодня эту линию продолжает его дочь, Гуль Кумашевна, под руководством которой была создана одна из первых научных школ по цифровому образованию в Казахстане. Более 60 кандидатских и докторских диссертаций защищены в рамках этой школы. А её собственные разработки сейчас лежат в основе образовательных платформ, которыми пользуются тысячи школьников и студентов по всей стране. Кумаш Нургалиев, его дети и выпускники добились многого. Многие стали учёными, государственными деятелями, педагогами. Всё это — результат его веры в потенциал каждого ребёнка. Кумаш Нургалиев был и остаётся героем своего времени — не только на поле боя, но и в деле воспитания поколений», — подвела итог Дина Муфтаховна.

Победители конкурса (фото предоставлено студенткой Аяжан Ботабек)

Педагоги, ученики, исследователи, которые сегодня продолжают дело Кумаша Нургалиева, не просто чтят память. Они строят ту самую «школу будущего», которую он когда-то начал собирать по кирпичику.

И в праздник 80-летия Победы образ Кумаша Нургалиева — это не возвращение в прошлое, а шаг вперёд. Потому что такие люди не уходят. Они становятся ориентирами.