Только в Астане свыше 99 % жителей жалуются на некачественные услуги в этом секторе. Что уж говорить о других населенных пунктах. Но главное, как выяснилось, Казахстан уступает в той же скорости фиксированного интернета не только соседям по СНГ, но даже странам, чья экономика вроде как считается слабее отечественной.
Так, согласно данным аналитиков портала Ranking, «Казахстан вошел в число 35 стран с самой низкой скоростью фиксированного интернета в мире». Причем республику опередили не только Сингапур и Гонконг, ОАЭ и США, Исландия и Дания, Испания и Швейцария. Но даже Эквадор и Гренада, Ямайка и Бруней, Никарагуа и Сальвадор. Что уж говорить о России, Узбекистане, Кыргызстане и Монголии, которые по скорости интернета оказались выше. И даже Украина превзошла в этом отношении Казахстан.
Но интернет-провайдеры в республике перестали даже оправдываться и придумывать причины, почему так происходит. Тогда как комитет по защите прав потребителей зафиксировал рост возмущения казахстанцев и, соответственно, таких же обращений.
Согласно недавно опубликованному отчету комитета качество услуг связи, а именно — интернета и мобильной связи, вошло в пятерку по числу претензий со стороны потребителей. И по официальным данным Комитета, только за год число жалоб выросло на 108 %.
— Услуги связи – 1 689, или 3,9 % от общего числа жалоб. По сравнению с прошлым годом рост — 108,5 %. Это жалобы на неправомерное взимание абонентской платы, некачественное предоставление услуг интернета, увеличение стоимости тарифного плана, изменение тарифного плана без уведомления потребителя, — отмечается в аналитическом отчете.
При этом больше всего недовольны жители Алматы, Астаны, Шымкента, области Улытау, СКО и Туркестанского региона.
Но, как признают сами защитники прав потребителей, «приведенная статистика не полностью отражает фактическое состояние дел в сфере защиты прав потребителей, так как не все потребители обращаются за защитой нарушенных прав».
Между тем считается, что львиная доля поставок услуг фиксированного интернета приходится на крупнейшую телекоммуникационную компанию АО «Казахтелеком». Фактически ее можно назвать монополистом, так как, по официальным данным, ее услугами пользуется почти 56 % казахстанских потребителей. От них же исходит и наибольшее количество жалоб.
Население недовольно тем, что, например, оплачивая тарифный план с высокой скоростью интернета, вынуждено постоянно перезагружать роутер, чтобы посмотреть фильм или загрузить «тяжелые» файлы. Или обращаться в компанию, чтобы его перезагрузили онлайн. Но зачастую даже это не помогает.
Возможно, дело в том, что, как отмечают эксперты, «в прошлом году компания демонстрировала снижение многих финансовых показателей». Так, согласно им, «прибыль АО «Казахтелеком» по итогам 9 месяцев 2024 года составила 51,8 миллиарда тенге, что, однако, на 43,1 % меньше, чем за аналогичный период 2023 года». А вот активы компании растут, как утверждают аналитики Ranking – плюс 1,7 % за год, что может говорить о снижении эффективности деятельности.
Но при чем тут потребители? За что же они тогда платят? Любопытно, что при этом председатель правления АО «Казахтелеком» Багдат Мусин осенью прошлого года на форуме Ecosystem 2024 странно удивился проблемам с качеством интернет-связи у абонентов, заявив при этом, что «интернет – так себе». Попутно отметив, что «вроде бы свое обещание (Казтелеком) сдерживает, доводит интернет до квартир, но…оборудование не передает по Wi-Fi той скорости, которая необходима для нормальной жизнедеятельности клиента. То есть «оптический» интернет должен быть не менее 512 Мбит/с, а клиент на мобильном телефоне через Wi-Fi получает 20 Мбит/с».
То есть, получается, большая часть клиентов «Казахтелекома» получает скорость интернета в 25 и более раз ниже той, за которую платит?
И – да, почти такими же проблемами, кажется, страдает и компания Beeline. Так, в последнее время, несмотря на замену роутеров, периодические перезагрузки их самими клиентами и даже онлайн – в случае, если повезло дозвониться в компанию – решить проблемы полностью не помогают. Пользователей интернет-услугами этой компании теперь периодически выбивает из сети даже днем, тогда как в вечернее время услуга «Интернет дома» и вовсе зависает и никак не хочет работать. Мобильная связь стабильно периодически отсутствует – особенно на левобережье столицы. И, наконец, видимо, устав от назойливых клиентов, компания вместо живого общения с оператором решила пойти по пути ИИ-прогресса и поставить на автоответчик бездушный голос робота с вечно повторяющимся вопросом: «Чем я могу вам помочь?». По итогу мало чем помогает, а могут и вовсе самопроизвольно отключиться