В Казахстане образование остается одной из главных тем общественного внимания. За последние годы в школах и детских садах внедряются новые программы, обновляются учебники, расширяются возможности для педагогов. Все чаще говорят о культуре чтения, о стремлении детей к знаниям, о том, как сделать уроки не формальностью, а живым процессом, передает медиапортал Caravan.kz.
Многие изменения ощущаются уже сегодня: от цифровых платформ и интерактивных заданий до новых подходов к воспитанию интереса к предметам и уважения к профессии учителя. При этом реформы в образовании – это не только стратегия, но и ежедневная работа тех, кто стоит у школьной доски.
Подробнее о том, как обновления системы образования влияют на учеников, учителей и саму атмосферу в школе, мы поговорили с Маратом Идрисовым, учителем истории из области Абай.
— Как педагог, ощущаете ли вы, что в Казахстане активно обновляется система образования – программы, подходы, методы преподавания? Что, на ваш взгляд, действительно помогает детям учиться с интересом и удовольствием?
— Соглашусь, что система образования в Казахстане действительно обновляется – и не на словах, а на деле. За последние годы изменилось многое: программы стали практичнее, методы – современнее, отношение к ученикам – более партнерским. Мы ушли от формулы “учитель говорит – дети слушают”. Сейчас урок – это диалог. В новых учебниках больше заданий, где нужно думать, сопоставлять, искать информацию.
Мы работаем с цифровыми платформами, используем интерактивные материалы, иногда даже TikTok-видео превращаем в повод для обсуждения темы. Все это помогает детям учиться с интересом, а не из-под палки.
— Вы каждый день видите, как дети растут и развиваются. Меняется ли их отношение к чтению и знаниям? Можно ли сказать, что культура чтения снова становится важной частью школьной жизни?
— Конечно, дети другие. Они растут в мире, где информация вокруг всегда – вопрос только, умеют ли ее осмыслить. И тут роль школы огромна. Я вижу, что интерес к чтению возвращается. Если раньше классическая литература воспринималась как «обязательная повинность», то сейчас ребята начинают читать с желанием – пусть не всегда Абая, Ауэзова или Толстого, но все чаще осмысленно. Мы обсуждаем тексты через призму их жизни, современных примеров, фильмов.
Важно не просто заставить прочитать, а показать, что книга – это зеркало. Когда ребенок это чувствует, чтение становится не обязанностью, а потребностью.
— Профессия педагога требует не только знаний, но и большой внутренней силы. Что помогает вам сохранять вдохновение и веру в свое дело?
— Работа учителя, конечно, не из легких. Но вдохновение приходит, когда видишь отдачу. Иногда один ученик, который раньше отставал, вдруг пишет блестящее эссе – и понимаешь, что все не зря. Держит на плаву и ощущение, что государство стало внимательнее к учителям: повышаются оклады, создаются программы, взят курс на тезис «учитель будущего», вводятся гранты на обучение и обмен опытом. Есть ощущение, что нас начали не просто слышать, а слушать.
— Как вы оцениваете последние реформы в школьном и дошкольном образовании? Есть ли примеры, когда новые подходы дали заметный результат в вашей практике?
Из последних реформ особенно ценю внимание к дошкольному образованию и раннему развитию. То, что сегодня происходит в детсадах, – это уже совсем другой уровень. Дети приходят в школу более подготовленными, и это облегчает работу всем. В моей практике хорошо показали себя интегрированные уроки – например, история через призму культуры и искусства. Дети начинают понимать, что предметы не существуют по отдельности, а все в мире взаимосвязано.
— Что бы вы сказали молодым людям, которые сегодня выбирают профессию? Почему стоит рассматривать педагогику как важное и перспективное направление именно в Казахстане?
— Молодым людям, которые выбирают профессию, я бы сказал просто: если вы хотите быть нужными – приходите в школу. Учитель сегодня в Казахстане снова становится уважаемой фигурой. Это не “работа на ставку”, а путь, где ты реально влияешь на будущее – своего аула, города, страны. Главное – не бояться меняться вместе с системой. Потому что сейчас в казахстанском образовании действительно начинается интересная эпоха.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу