Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам

Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам

На днях казахстанцев взбудоражило очередное видео с девушкой в национальном костюме, которая исполняла танец на пилоне.

  • 17 Апреля
  • 8976
Изображение сгенерировано нейросетью

В Сети развернулось бурное обсуждение с изрядной долей критики, пишет Caravan.kz. Однако здесь есть некоторые нюансы.

Что произошло

Ролик появился в Instagram еще две недели назад, но завирусился несколько дней назад. В видео Бакыт Кадырова, чемпионка страны по пилонному спорту, одета в казахское платье и шапочку и исполняет на пилоне несколько элементов. На Бакыт не было обуви, и можно было увидеть ее обнаженные ступни и лодыжки – но это не более скандально, чем открытые босоножки в летнее время.

Справка «Каравана: пилонный спорт признан на международном уровне и и объединяет в себе элементы гимнастики, акробатики, хореографии и актёрского мастерства. Его другое название – шестовая акробатика. Считается, что первый чемпионат по нему прошел во Франции еще в 1900 году. Спортсменки во время выступления не раздеваются, как во время стриптиза, их главная цель – продемонстрировать свои силу, ловкость и гибкость. Существуют федерации пилонного спорта, в том числе международные, проводятся чемпионаты мира.

Однако ролик внезапно вызвал волну хейта и даже требований оштрафовать спортсменку, основанных у некоторых на туманном представлении о пилонном спорте (орфография и пунктуация авторов комментариев сохранена):

«Два несовместимых понятия: пилон и нац каз костюм. Про руки вообще молчу»

«Пусть и не стриптиз, но вот это вот… ну прям вообще никак…»

«Зачем позорить национальный костюм ? Пилон для других танцев ( не сочетается и выглядит грязно и пошло»

«Пилон не стриптиз». Придумали себе отмазку, это как эскорт не проституция»

«что я только что увидела ….»

«Давайте отменим их»

«да вас судит надо, нарушили традиционную достояние нащего Народа»

Впрочем, тех, кто высказался в поддержку Бакыт, тоже было немало (орфография и пунктуация авторов комментариев сохранена):

«Очень оригинально. Человек передает через современный танец, что она ценит свои корни, нашим лишь бы обосрать, все что девушка/женщина делает. Бахыт, вы красотка»

«Она же не задирает ноги или не танцует вульгарно, все красиво в приделах образа»

«Х*йтеры! Это спорт! А то что Вы пишите, это в Вашей голове! Значит и проблема Вашша! Мир Вашему Дому и Пилон»

«Как красиво! Спасибо за “тактичный” танец в таком костюме»

«В этом видео красиво все! Хейтерам надо научиться разделять спорт, красоту и пошлость»

Позже Бакыт опубликовала еще одно видео, с реакцией на критику.

«Я уважаю традиции и культуру! Я часть этой культуры… Но у меня своя история и свой путь — это сила, женственность и спорт! Я продвигаю спорт на Пилоне, я продвигаю красоту, я продвигаю сильных женщин! Я представляю НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, которое сочетает традиции и свободу самовыражения! В национальной одежде или без, я остаюсь сильной, женственной и свободной!» — написала она.

Контекст

В комментариях к ролику Бакыт вспомнили прошлогодний случай, когда хореограф Алишер Султанбекулы и две девушки станцевали в юрте. Недовольство общественности вызвали как наряды танцоров – короткие обтягивающие шорты, обувь на высоких каблуках и легкие камзолы, так и их движения. Стиль танца был современным, что-то похожее часто можно увидеть в клипах западных исполнителей.

Шум поднялся такой, что отреагировала даже министр культуры и информации Аида Балаева.

«Подобного рода контент может вызвать раскол и беспокойство в обществе. Он, безусловно, является провокационным и оказывает негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Содержание видеоролика противоречит ценностям и традициям казахского народа», – заявила она.

Подключились к истории и депутаты, которые составили запрос в генеральную прокуратуру и даже потребовали законодательно закрепить наказание за осквернение национальных ценностей.

В итоге было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан («Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»). Впрочем, в октябре стало известно, что экспертиза не нашла подобного мотива в действиях хореографа.

Вопросы вызвал и скандальный образ боксерши Ангелины Лукас. Попытка создать образ степной амазонки привела к сочетанию купальника с саукеле, что также не понравилось многим комментаторам. Тогда Ангелина отметила выходом в этом костюме завоевание титула чемпионки мира по версии UBO World, и, возможно, это смягчило реакцию публики, потому что ее покритиковали, но сравнительно мягко, но ни о каких штрафах или других наказаниях речи не шло.

Добавим, что многие казахстанские спортсмены с мировым именем регулярно появляются на публике в национальных костюмах. В числе примеров – фигурист Денис Тен, боксер Геннадий Головкин, файтер Шавкат Рахмонов.

Кроме того, никого не смущает появление, например, таких музыкальных инструментов как электродомбра или электрокобыз, как не смущает и исполнение неказахской музыки на традиционных инструментах или создание современных каверов, например, в стиле техно, на старинные кюи.

Пойдем дальше. Вот клип «Ирины Кайратовны», в котором полуголые мужчины танцуют на фоне юрты.

Никаких негативных последствий для группы не было, в комментариях – восторженный хор. Даже когда во время концерта один из музыкантов коллектива начал нецензурно выражаться, намотав на руку государственный флаг, им и тогда ничего не было, хотя в уголовном кодексе предусмотрена статья «Надругательство над государственными символами», а в административном – «Нарушение порядка использования государственного флага Республики Казахстан». Исполнители просто извинились, и тема была закрыта.

Фильмы про келинку Сабину, когда актер Нуртас Адамбай переоделся в женскую одежду, чтобы исполнить главную роль, тоже никого не смущали, хотя в фильмах можно заметить и высмеивание некоторых особенностей казахского быта.

Что не так с критикой в адрес Бакыт

Проблем с этим довольно много, и основные две — это лицемерие и невежество критиков.

Большинство из них с возмущением утверждают, что Бакыт попрала национальные ценности и осквернила казахский костюм, потому что таких традиций у казахов нет, а казашки никогда не танцевали на пилоне.

Никого из них не смущает, когда чапан надевают на голый торс избитого окровавленного мужчины в одних шортах, хотя профессиональные бои на потеху публике за деньги, чем, по сути, являются современный бокс и ММА, также сложно посчитать традиционной для казаха профессией. Например, казакша курес, традиционная казахская борьба, была, во-первых, способом военной подготовки, а во-вторых — развлечением для праздников, когда борцы сходились в поединках, а потом возвращались к разведению скота, военному делу или искусству, которым занимались основную часть своего времени. При этом в комментариях у боксеров и файтеров возмущенных комментариев про осквернение чапана или малахая нет.

Никто не критиковал и гимнасток из национальной сборной, например Алию Юсупову, участницу двух олимпиад, хотя коротенькие платья гимнасток, даже с национальными мотивами, выглядят намного более откровенно, чем наряд Бакыт, а элементы выступлений тоже сложно причислить к традиционным для казахов.

Разница исключительно в том, что пилонный спорт появился в Казахстане сравнительно недавно.

Лицемерия недовольным добавляет и тот факт, что подавляющее большинство из них явно не ведет традиционный образ жизни – они не кочуют по степи, не разводят скот, не живут в юртах, не ездят на лошадях, не носят национальную одежду каждый день и т.д., их вполне устраивают современные квартиры со всеми удобствами, автомобили, джинсы, рестораны, супермаркеты с энергетиками, чипсами и прочей нетрадиционной для казахов едой. Если им предложат начать жить в соответствии с традициями предков, вряд ли кто-то из них согласится.

Более того, многочасовое сидение в социальных сетях ради бесполезного скроллинга и недобрых комментариев упомянутым предкам тоже вряд ли бы понравилось, ведь это времяпрепровождение можно считать заменой сплетням у колодца, на лавочке и т.д. – везде, где встретились люди, которым очень хочется обсудить чужую жизнь.

Это легко понять по старым казахским пословицам, которые равняют сплетников и лгунов («Өсекші мен өтірікші — егіз»), называют их причиной раздоров («Өсекші жоқта, өкпелесу де жоқ») и в целом людьми с неодобряемым, скажем так, поведением («Өсекшінің беті ешқашанда ағармас»). Есть и пословица, которая прямо говорит о последствиях сплетен для тех, кто их распускает («Өсектен адам өртенген» — буквально «От сплетен человек сгорел»).

А все почему? Потому что люди не только не различают шестовую акробатику и стриптиз, но и в целом не стараются узнать что-то новое. Это можно понять даже по тому, что три четверти казахстанцев не читают книги вообще. Казахстанцы становятся менее любознательными, а заодно – менее образованными, знающими, умными.

Подобная критика может привести к другому негативному последствию – консервации и, как следствие, вымиранию народной культуры. Развитие – это нормально, это естественный исторический процесс, жизнь не стоит на месте, народы меняются, а вместе с ними и их культура, в том числе традиции, искусство, одежда и т.д. Если искусственно тормозить этот процесс, заводить уголовные дела, устраивать травлю в соцсетях, молодежь будет бояться связываться с традициями, а значит, развитие остановится, традиции останутся в бытовых рамках, не будут интересовать никого вне нации и постепенно исчезнут. Их легко будет заменить чужими, например, арабскими.

И еще один важный нюанс.

В то время, как казахстанцы выплескивают в соцсетях недовольство чьей-то одеждой, инфляция в стране растет, как и уровень семейного-бытового насилия. Но, видимо, это соответствует тем самым традиционным ценностям, не то что попытки привнести национальный оттенок в современный, активно набирающий популярность спорт.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта