Казахстанские и российские авиаэксперты высказались о крушении легкомоторного самолета под Астаной, обсудили возможные причины трагедии и обозначили системные проблемы, с которыми сталкивается малая авиация в стране.
17 августа в Акмолинской области разбился легкомоторный самолет. На борту находились пилот Арман Мусин и пассажирка Диана Ахметова. 43-летняя женщина решила исполнить давнюю мечту и в свой день рождения подняться в небо над родными местами. Этот полет стал для нее последним: оба человека погибли. У Дианы Ахметовой остались трое детей.
Катастрофа вызвала широкий резонанс в социальных сетях. Пользователи активно обсуждали кадры с места происшествия: одни утверждали, что пилот не предпринял попыток уйти от падения, другие предположили, что он пытался выполнить рискованный трюк – «мертвую петлю». Были и те, кто назвал случившееся обычной ошибкой пилота, с горечью напоминая, что трое детей остались без матери. В комментариях звучала и более общая критика – люди говорили о слабом контроле за малой авиацией в Казахстане и низкой подготовке пилотов по сравнению с Европой и США.
Редакция медиапортала Caravan.kz обратилась к казахстанскому и российскому авиаэкспертам, чтобы прояснить возможные причины катастрофы, оценить состояние малой авиации в стране и понять, какие шаги необходимы для повышения безопасности полетов.
Мнение казахстанского эксперта
«Судя по видео, пилот пытался выполнить фигуру высшего пилотажа, но не справился с управлением. Двигатель работал штатно. Окончательно выводы должна сделать комиссия по расследованию летного происшествия», – прокомментировал нам независимый авиаэксперт, экс-заместитель председателя Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Серик Мухтыбаев.
Безопасность и правила частных полетов
По словам Мухтыбаева, такие полеты можно считать безопасными при условии строгого соблюдения всех процедур: качественного техобслуживания, подготовки пилотов и контроля со стороны авиационных властей.
«Полеты на легкомоторных воздушных судах, как и полеты на любом воздушном судне, при должном обеспечении безопасности полетов (квалификация пилота и технического состава, выполнение технического регламента, проведение всех процедур по выполнению полетов) достаточно безопасны. Пилот должен иметь соответствующие свидетельство пилота и допуски на управление воздушным судном, за этим должны следить уполномоченные органы», – сказал наш собеседник.
Также наш спикер напомнил, что в Казахстане полеты в неконтролируемом воздушном пространстве разрешены, но только при соблюдении правил.
«В Казахстане полеты в неконтролируемом воздушном пространстве регулируются правилами, установленными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Полеты должны выполняться с соблюдением мер безопасности и учетом установленных ограничений, а также с использованием специальных средств связи и наблюдения», – прокомментировал Мухтыбаев.
Основные требования к полетам
Далее специалист привел основные моменты выполнения полетов в неконтролируемом воздушном пространстве:
Запретные и опасные зоны:
Полеты в запретных и опасных зонах, установленных для проведения учений, испытаний, а также в районах, где проводятся работы, представляющие опасность для полетов, запрещены.
Ограниченные зоны:
Полеты в зонах ограничения полетов, установленных для обеспечения безопасности в районах аэродромов, вблизи линий электропередач, других объектов, а также в районах, где проводятся специальные мероприятия, требуют получения разрешения.
Правила полетов:
Полеты должны выполняться в соответствии с правилами визуальных полетов, а также с учетом метеорологических условий и ограничений, указанных в документах аэронавигационной информации, говорится в постановлении правительства Казахстана.
Использование средств связи и наблюдения:
В неконтролируемом воздушном пространстве пилоты должны использовать средства связи для поддержания связи с другими участниками полетов, а также для получения информации о воздушной обстановке.
Проблемы малой авиации
Специалист также с сожалением согласился, что проблем в малой авиации Казахстана – достаточно.
«Это отсутствие стратегии развития, кадровый вопрос, обновление парка воздушных судов. Необходима поддержка со стороны государства, путем создания условий для развития (налоговые льготы, доступ к льготному финансированию, помощь в приобретении новых типов авиационной техники, развитие аэродромов малой авиации, подготовка кадров). Малая авиация играет немаловажную роль в продовольственной программе страны. В целом отсутствие системного подхода к развитию малой авиации приводит к хаотичному развитию», – сказал специалист.
Что нужно менять, чтобы избежать катастроф в будущем?
По мнению Мухтыбаева, контроль в малой авиации в Казахстане до сих пор остается слабым.
«В настоящее время контроль за малой авиации производится в основном некоммерческими компаниями, объединяющими владельцев воздушных судов. В 2019 году была создана Авиационная администрация Казахстана, которой были переданы все государственные функции сертификации и надзора, однако должностные лица ААК не в должной мере осуществляют функции контроля, о чем свидетельствуют летные происшествия, в также нарушения безопасности полетов в области малой авиации. Для снижения происшествий требуется постоянный контроль и регулярные профилактические мероприятия в области малой авиации», – подытожил Серик Мухтыбаев.
Мнение зарубежного эксперта
Российский авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков заявил, что с высокой долей вероятности причиной трагедии в Акмолинской области стала ошибка пилотирования.
«По данному видео сложно сказать точно, какой маневр изначально планировал выполнить пилот, но почти точно можно утверждать, что это ошибка пилотирования. Что стало причиной этой ошибки, можно будет понять по результатам расследования этой авиакатастрофы. По статистике, в этой категории легких самолетов причиной большинства катастроф, авиационных происшествий и инцидентов является ошибка пилота», – поделился мнением Патраков.
Официальная реакция на трагедию
АО «Авиационная администрация Казахстана» объявила о приостановке полетов воздушных судов эксплуатантов, чьи самолеты попали в авиационные происшествия 22 июня и 17 августа 2025 года.
Ведомство уточнило, что в ближайшее время начнутся внеплановые проверки остальных операторов авиации общего назначения. Инспекции затронут 49 воздушных судов, базирующихся в Астане, Алматы и Караганде. Дополнительно проверят организации, занимающиеся оценкой летной годности легких и сверхлегких самолетов.
Также по факту крушения частного сверхлегкого самолета начато досудебное расследование по статье 344 части 3 Уголовного кодекса РК, касающейся нарушений правил безопасности эксплуатации транспорта. Причины трагедии еще устанавливаются, а дополнительные детали не разглашаются в интересах следствия.
К слову, сразу после катастрофы исчез и официальный инстаграм-аккаунт @polety_astany, где и рекламировались полеты над столицей.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
"Очень хочется видеть экологию в первых строчках приоритетов" - мажилисмен трогательно обратился к алматинцам
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Новую ТЭЦ построят в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу