Создание комплекса глубокой переработки нефти на АНПЗ – проект скорее политический, чем экономический. Около 25–30 процентов бензина и дизельного топлива в Казахстан поставляет Россия. Из-за этого в стране хронический дефицит моторного топлива. Поэтому и было решено строить четвертый завод. Заказчиком проекта стало АО “КазМунайГаз”. Срок реализации – 41 месяц.
Но еще в 2009 году правительство Казахстана приняло Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов страны на 2009–2015 годы. Согласно ему, три НПЗ планируется реконструировать к концу 2015 года с увеличением глубины переработки до 90 процентов, мощность будет увеличена до 17,5 миллиона тонн против 13,7 миллиона тонн сегодня. Также все три НПЗ смогут производить бензин стандартов Евро-4 и -5. Стоимость этой программы, по информации министра индустрии и новых технологий Асета ИСЕКЕШЕВА, – 3 миллиарда долларов.
По данным Агентства РК по статистике, в 2011 году отечественные НПЗ произвели 2,8 миллиона тонн бензина. Таким образом, если данные проекты будут завершены в срок, то дефицит высокооктанового бензина может быть закрыт.
– Очевидно, что фактически будет построен новый завод, но на базе уже действующего НПЗ, – говорит аналитик российской инвестиционной группы “Универ” Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. – Самым сложным этапом строительства будут доставка и монтаж очистных колонн. Например, высота колонны атмосферно-вакуумной перегонки может доходить до 60 метров при диаметре 6 метров.
– Учитывая, что установку повезут из стран Северной Европы, ее перевозка в Казахстан станет серьезной логистической задачей, – уверен Д. Александров. – Однако установка такой колонны позволит использовать ее сразу на два производства. В том числе и для нужд газохимического комплекса, который также будет построен в Атырау. Технология производства позволяет использовать общее оборудование и для НПЗ, и для газохимического комплекса. Это резко повысит эффективность производства. Судя по всему, технология на новых предприятиях предусматривается гибкой. И, самое главное, она будет эффективной. Это создает определенные надежды, что буквально через 3 года Казахстан сможет обеспечить себя собственным топливом и станет крупным экспортером пластика.
Проект очень важен для Атырауской области еще и с точки зрения занятости населения. Компания “Аджип ККО” в связи с завершением строительства завода “Болашак” намерена высвободить 18 тысяч казахстанских рабочих и специалистов. Местные власти рассчитывают, что часть из них получит работу на строительных площадках газохимического комплекса.
Другое дело, сможет ли КМГ закончить этот проект в срок и за обозначенную сумму? Стоимость двух проектов – 8 миллиардов долларов. Судя по всему, для финансирования этих проектов и будет распечатан Национальный фонд.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Казахстан: экотуризм - путь в будущее.
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Казахстан: экотуризм - путь в будущее.
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу