Опубликовано: 5700

«Заезженная пластинка, которую проигрывают вновь и вновь»: эксперт раскритиковал рассуждения о конкуренции Казахстана и Узбекистана

«Заезженная пластинка, которую проигрывают вновь и вновь»: эксперт раскритиковал рассуждения о конкуренции Казахстана и Узбекистана Фото - shanyraq.info

Узбекский политолог из США поразмышлял об опостылевшей старой пластинке «фредостаррковщины» и «бжезинсковщины» в рассуждениях о казахско-узбекских отношениях.

За последнее время СМИ активно публикуют мнения о том, как Узбекистан уверенно опережает Казахстан по целому ряду отраслей и становится главной силой центральноазиатской интеграции. 

Несмотря на статус Казахстана как регионального лидера в Центрально-Азиатском регионе, крупные международные компании, начиная от NIKE и заканчивая легкой промышленностью, открыли свои представительства не в Казахстане, а в Узбекистане. Об этом рассказал руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью изданию Украина.ру.

Ранее казахстанский экономист Айдархан Кусаинов выразил мнение, что узбекская экономика может добавить до 10-12 процентов роста, в то время как Казахстан ставит своей стратегической целью добиться лишь 5 процентов роста.

«И в Казахстане всерьез обсуждают эту тему, почему это западные компании в последнее время обходят нас стороной и обхаживают наших соседей. Да потому, что у Узбекистана потенциал выше. Там можно получить самые интересные проекты в Центральной Азии», - указал эксперт.

Грозин считает, что из-за экономического кризиса сырье уже не является первостепенной ценностью, которой обладает регион, поэтому Узбекистан с его 34-миллионным населением, достаточно квалифицированным, но в то же время дешевым с точки зрения оплаты труда, смотрится привлекательнее, чем Казахстан.

«К тому же Узбекистан представляет собой самую интересную страну региона в плане возможности заработать на приватизации бывшей советской общенародной собственности, в то время как в Казахстане уже все поделено, и отобрать у местных элит ее активы сложно», - отметил Грозин.

О том, что Узбекистан опережает Казахстан и становится главной интеграционной силой в Центральной Азии говорили и зарубежные эксперты Натан Хатсон и Марша МакГроу Олив

«Узбекистан, скорее всего, опередит Казахстан и станет главной интеграционной силой в регионе с помощью Китая», - отметили они.

Они выделяют несколько факторов, которые будут способствовать этому.

В первую очередь - это человеческий капитал. Узбекистан с населением около 33,5 миллиона человек - самая густонаселенная страна в Центральной Азии. Кроме того, Ташкент опережает другие страны в регионе по доле молодежи трудоспособного возраста и стоимости рабочей силы. «Китайские инвесторы также заинтересованы в низкой заработной плате в производственном секторе Узбекистана», - отмечают авторы. 

Другой важный фактор - это отношение населения к китайским инвестициям. Основываясь на недавнем исследовании Central Asia Barometer, авторы прогнозируют, что Узбекистан по сравнению с другими странами ЦА настроен по отношению к Китаю скорее оптимистично, чем подозрительно. Семьдесят пять процентов опрошенных узбеков заявили, что верят в способность китайских инвестиций создать рабочие места. В Казахстане этот показатель составил всего 24 процента.

Активность Узбекистана формирует для Казахстана не риски, а возможности - эксперт об укреплении позиций соседней республики

За последние годы в свет вышло достаточно много разных концепций и теорий, но, к большому сожалению, что в Казахстане, что в Узбекистане политики и крупные государственные эксперты до сих пор смотрят на региональное сотрудничество под углом геополитики. Свой более подробный взгляд на это корреспонденту медиа-портала Caravan.kz изложил зарубежный эксперт, узбекский политолог из США Рафаэль Саттаров.

- Существуют, безусловно, естественные сферы, где обществам в двух странах неизбежно придется конкурировать, - отметил Саттаров в начале разговора. - Это как спортивные или научные состязания, так и по линии привлечения инвестиций в свои страны. Но, читая различные телеграм-каналы с сомнительными «слухмейкерами» и «источниками» из каких-то непонятных кварталов, постоянно натыкаешься на не менее непонятно раздутый пафос о том, что Узбекистан вытесняет Казахстан из регионального лидерства, и якобы экономический рост узбекского государства может приуменьшить роль Казахстана в Центральной Азии. Более того, эти сомнительные источники и телеграм-каналы продвигают тезис, что, мол, в Казахстане не слишком довольны решением спорных пограничных вопросов между Узбекистаном и Кыргызстаном. Как может вызвать недовольство Казахстана решение пограничного вопроса между Узбекистаном и Кыргызстаном, для меня пока остается загадкой. Тем не менее такие слухи начинают циркулировать от медиа до социальных сетей. 

Я наверняка из тех, кто с особым фейспалмом смотрит на всякие рассуждения о борьбе Узбекистана и Казахстана за региональное лидерство. Во-первых, такие утверждения и тезисы давно устарели и в нынешних условиях не объясняют современную сложившуюся реальность в Центральной Азии. А во-вторых, просто потому, что этой борьбы и конкуренции между двумя странами толком никогда и не было. Для этого нет ясных и конкретных примеров. Сегодня это настолько уже заезженная пластинка, которую мы проигрываем вновь и вновь, не понимая либо не осознавая, что уже давно созданы и популярны другие «хиты музпарада». Региональные государства двигались разнонаправленно, и каждый видел свою внешнюю политику по-своему, и ни Казахстан, ни Узбекистан не могут похвастаться разработкой конкурентных общерегиональных концепций и повесток.

- А можно ли рассуждать о конкуренции между нашими странами в плане военных сил?

- По поводу военной мощи я бы не был столь однозначным. Узбекистан и Казахстан одинаково переводят свои армии в профессиональную армию, расширяют контакты и развивают оборонную промышленность внутри страны. Я не думаю, что Казахстан ослаб в военном плане, как и Узбекистан особенно не был слаб никогда в военном отношении. Военные круги Узбекистана и Казахстана постоянно участвуют в совместных военных учениях в различных странах мира и постоянно повышают квалификацию и боеспособность своих вооруженных сил. Уровень международных контактов и сотрудничество в области безопасности с Россией, США, Китаем, Турцией и Европейским союзом могут различаться незначительно в тех или иных областях, но фактически развиваются схожими темпами.  

Вряд ли стоит так алармистски воспринимать рост Узбекистана. Сильный и дееспособный в плане политического суверенитета Узбекистан отвечает интересам Казахстана, также сильный и независимый Казахстан отвечает интересам не только Узбекистана, но и всему каркасу безопасности и роста благосостояния всей Центральной Азии.

Слава Богу, что наши лидеры, хоть и считают себя мудрецами нелиберального толка с духовным привкусом, никогда не собирались и вряд ли собираются в своих отношениях тестировать военную слабость друг друга путем прощупывания со штыком. К тому же даже на официальном уровне наблюдатели из стран Центральной Азии на военных учениях узбекских вооруженных сил подчеркивали, что эти учения и военный потенциал Узбекистана не направлены против безопасности и интересов сопредельных стран, - добавил эксперт

Узбекская армия значительно сильнее казахстанской: сколько правды в этих словах

По словам Саттарова, рост Узбекистана до сих пор главным образом направлен на то, чтобы наверстать упущенное, и вряд ли этот рост окажет негативное влияние на экономику и безопасность Казахстана. У самого Казахстана есть преимущества, которые позволяют ему привлекать больше инвестиций, чем это делает Узбекистан. Это может быть сильно развитая банковская сфера Казахстана или удобные транспортные коридоры и порты.

Рафаэль Саттаров (слева)

Рафаэль Саттаров (слева). Фото - Соцсети


- Я в экономике «настоящий гуманитарий», но не настолько, как известная мыслительная Леся Рябцева, но тем не менее есть понимание того, что в нынешних реалиях вряд ли имеются веские причины говорить относительно того, что Узбекистан вытеснит экономический и политический капитал Нур-Султана. Узбекистан привлекает своим демографическим потенциалом, дешевой рабочей силой и очень молодым населением, но, повторяя свой тезис, у Ташкента еще есть много внутренних «домашних работ», прежде чем говорить о росте лидерства в региональных вопросах. Такой регион, как Центральная Азия, сегодня нуждается в новых концепциях, новшествах и как можно скорейшего ухода от всех этих дугино-бжезинсковских геополитических трактовок, - подчеркивает специалист.

Россия перестанет поддерживать Казахстан и Узбекистан только за красивые тосты за «братство» и вскоре выставит счет - узбекский политолог

- То есть вектор развития отношений между Казахстаном и Узбекистаном с веянием времени приобрел совершенно иной характер?

- Нынешние казахско-узбекские отношения развиваются в совершенно новых условиях и плоскостях и претерпели значительные изменения за последние пять-шесть лет. Даже страшная антропогенно-техногенная катастрофа летом 2020 года в Узбекистане фактически не помешала углублению двусторонних отношений.

Узбекистан и Казахстан сегодня как никогда нужны друг для друга, и для этого должны быть доверительные отношения не только между политическим руководством, но и между обществами двух стран.

 

Для того чтобы крупное соперничество вспыхнуло между двумя странами, должны быть веские и конкретные, фундаментальные, различные взгляды. Можно ли говорить сегодня о том, что они имеются? Вряд ли. Возможное перемещение инвестиционных потоков в другую страну не может стать причиной соперничества. Это скорее вопрос внутриинституциональный в самом государстве, а не в отношениях с соседями. А во-вторых, как любят при такой ситуации говорить американцы: «It’s time to put big-boy pants and go to work». То есть пора нам уже взрослеть и выводить разговор на новую плоскость, а не видеть все в ракурсе геополитики. 

Такое региональное соперничество, которое нам рисуют, обычно свойственно странам коллективного failed-states. Узбекистан и Казахстан вряд ли относятся к государствам этой категории. В нынешних условиях скорее растет актуальность повышения уровня сотрудничества между двумя странами в крупных международных институтах и возможность как можно скорее приспособиться к сетевому межгосударственному и международному сотрудничеству, когда стороны будут использовать растущий потенциал и ресурсы друг друга для совместного укрепления влияния и авторитета в международных делах, - резюмировал политолог.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи