Зачем казашки смешивали сажу с сахаром, и как казахский султан мог подтвердить свою личность без паспорта - Караван
  • $ 477.45
  • 527.1
+9 °C
Алматы
2024 Год
11 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем казашки смешивали сажу с сахаром, и как казахский султан мог подтвердить свою личность без паспорта

Зачем казашки смешивали сажу с сахаром, и как казахский султан мог подтвердить свою личность без паспорта

Историки и активисты восстанавливают страницы истории казахов, которые ранее были скрыты от большинства людей. О некоторых элементах многие даже не задумываются, но именно такие детали быта представляют большой интерес и приоткрывают завесу тайны над прошлым.

  • 24 Мая
  • 1530
Фото - Caravan.kz

На портале Abai.kz вышел любопытный рассказ Азкена Алтая о том, какими печатями казахстанские султаны заверяли важные документы, сообщает Сaravan.kz.

По печати можно было сразу понять очень многое о ее владельце. При этом большинство из них пропало с течением времени, и остались лишь оттиски в архивных бумагах.

Форма печати

Печати в некоторой степени служили своеобразным удостоверением и помогали подтвердить личность своего владельца. Они располагались на лицевой стороне перстня, который аристократ обычно носил на большом или указательном пальце.

У каждого знатного рода перстни, а значит, и печати, имели характерные особенности. Например, в Семиречье султаны-торе использовали форму в виде капли. Автор приводит в пример печати потомков Абылай-хана на фото ниже. Все оттиски показывают похожую форму и узор, подчеркивая родство их владельцев.

Слева направо: печать султана Тезека Торе на документе 1860 года; печать Кудиярхана, сына Тезека Торе в избирательном списке 1913 года; печать султана-бия Тажи Канкожаулы и его биев.

На третьем оттиске видно, что печать султана каплевидная, а биев – прямоугольная. Печати батыров по форме тоже были ближе к квадрату.

Остальные детали

Мужские печатные перстни чеканились из чистого серебра и по всей поверхности украшались резьбой в виде традиционных казахских узоров и надписей с именем и титулом владельца, а также родовыми тамгами.

Размер печати обычно составлял примерно 30 на 17 или 20 на 17 миллиметров. Печать побольше состояла из основы, на которую приклеивалось «лицо», дававшее оттиск. Печати поменьше были цельными.

Ювелиры аккуратно гравировали надпись на маленькой пластине, что требовало большого мастерства, так как нужно было втиснуть в объем несколько слов. Иногда по этой причине буквы в одном слове выгравированы не подряд, а друг над другом, что усложняет чтение для непривычного человека.

В XVIII-XIX веках чаще всего использовался арабский алфавит и слово «ибн» перед отчеством вместо «–ұлы». Это можно увидеть на печати Тезека Торе, где написано «Хан Тезек ибн сұлтан Нұралы».

Чернила и бумага

Для печатей использовались как импортные, так и самодельные чернила. С первыми все понятно – их везли из соседних государств, это были традиционные составы стандартных цветов, что видно даже по примерам оттисков выше.

«Казахские традиции ― феномен, который сохраняет национальную безопасность» ― обзор казпрессы

С самодельными интереснее. Азкен Алтай вспоминает, что старейшины в его детстве рассказывали о процессе производства.

«Наши бабушки изготавливали чернила, соскребая сажу со дна казанов и добавляя в нее молоко, масло, мед, яйца, сахар, или жгли таволгу и смешивали ее с теми же ингредиентами», — такие слова приводит автор.

Он добавляет, что  бумагу приходилось покупать в любом случае – желтую у китайцев и в Самарканде или белую у русских купцов.