Опубликовано: 32600

"Выйдет себе дороже": почему критика не способна заставить казахстанских чиновников работать

"Выйдет себе дороже": почему критика не способна заставить казахстанских чиновников работать Фото - https://kazlenta.kz/

Почему ни громкие аресты, ни законы и ни даже критика Президента Казахстана не способны заставить чиновников в нашей стране выполнять свои прямые служебные обязанности без нарушений и как необходимо с этим бороться.

С начала 2020 года в казахстанских СМИ появлялось немало материалов, в которых работа отечественных чиновников подвергалась критике. В частности, Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно высказывался на эту тему. Он раскритиковал частую смену кадров в государственном аппарате, которая не приносит никаких результатов, и даже предложил некоторые пути решения данной проблемы. 

Однако такое количество замечаний в адрес госаппарата в самом начале года вызывает немалый интерес. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, дабы узнать, с чем связана столь мощная волна критики в адрес госслужащих и приносит ли такая практика реальные результаты.

- В какой-то степени это ритуальная критика. Как мы знаем, практика похвалы с нашими госслужащими уже не действует, и Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев периодически практиковал жесткую критику даже в адрес правительства, дабы обозначить, что есть огромный фронт работы и расслабляться нельзя.

С другой стороны, инертность аппарата сейчас все более растет. Казалось бы, финансовая полиция и другие органы управления проводят массу арестов высокопоставленных чиновников, ведутся громкие суды, но на уровне коррупции это никак не сказывается. Она как была, так и остается. Получается, какие бы меры не предпринимались, они не работают.

По эффективности госпрограмм самой прекрасной иллюстрацией является то, что за последний год никакой отчетности о реализации этих самых программ министерства и ведомства не практиковали и не собираются. По большинству из них никакой контрольной работы нет. Более того, мы видим, что даже Счетный комитет, который создан для контроля исполнения госпрограмм, перешел на комплиментарный стиль работы. Вместо того чтобы критиковать проверяемых, большая часть работы нацелена на поиск некоего позитива.

В итоге возникает очень парадоксальная картина, при которой фронт работы огромный, нарушения известны, они многочисленны и повторяются, нет никакой системы эффективности, борьба с коррупцией не дает ожидаемого эффекта и есть масса других проблем, которые необходимо решать. Поэтому Президент прибегает к критике, последнему методу, чтобы его угрозы и резкие оценки как-то повлияли на это, но с каждым годом надежд на это все меньше и меньше. Уже и ужесточали дисциплину, и реорганизовывали аппарат, создавали некие привилегированные группы чиновников, но эффекта это не оказывало.

- Как исправить эту ситуацию?                                                                                       

- Необходимо ужесточение контроля, подключение общественных механизмов, еще более жесткая борьба с коррупцией, введение оценки деятельности министерств по конкретным показателям. Весь возможный инструментарий технически представлен, но он не работает.

- Почему на них так активно "ополчились" именно сейчас? Ведь ситуация в стране с чиновничьим бездельем существует уже давно...

- На самом деле такие кампании идут волнами. Есть такой момент, как достаточно некачественная работа силовиков. Много раз в последние годы, притом что тот или иной чиновник явно был замешан в коррупционных схемах, в суде громкие дела начинали разваливаться. С одной стороны, шла грамотная адвокатская работа, с другой стороны, следствие зачастую непроработано. Хотя какие-то дела были доведены до обвинительного приговора, убежденности в их качественном исполнении нет. Вызывает вопрос работа самих антикоррупционеров и судебной, прокурорской системы.

Тем более что о количестве возбужденных дел говорят часто, а о доведенных до суда намного реже. В тех, которые доводят до суда, возникают естественные вопросы, и надо понимать, что по определенной категории чинов силовики периодически запрашивают некие политические санкции, так как боятся оказаться под политическим противодействием.

На сегодняшний день ситуация складывается так, что определенный запрос общественности на данные темы есть, но уровень доверия к судебной и правоохранительной системе таков, что общество не готово доверить им решения такого рода. То же самое касается и более мягких статей. Задача Президента сейчас состоит в том, чтобы сформировать систему, где можно будет минимизировать риски плохой работы аппарата. Нужна система контроля, надзора, борьбы с коррупцией. И понятно, что она может не обеспечить стопроцентного эффекта, но то, что систему менять надо, понимают все.

- Касым-Жомарт Токаев заявил, что чиновники скачут с места на место и в итоге это не приносит никаких результатов, а скорее вредит работе госаппарата. Насколько актуальна эта проблема?

- Проблема стоит уже давно. Такие скачки высокопоставленных чинов заметно участились за последние полгода в связи с реализуемой сейчас сменой власти.

В таком командном принципе работы, который неоднократно критиковался, присутствуют и плюсы, и минусы. Сейчас большинство крупных чинов – это руководители-универсалы, которые могут работать и в отраслевой фирме, и в квазигосударственной корпорации. И, естественно, у них есть референтная группа, которая помогает им в работе. Это команда устоявшаяся, и в этом есть определенный плюс. С другой стороны, эти команды можно раздувать до бесконечности, и с собой могут приводить не только советника, заместителя, но и водителя, уборщицу, охранников и так далее.

Такого рода ограничения неоднократно вводились, постоянно на них оказывается определенное воздействие. Механически ввести сколько можно – не получается, а поскольку существуют определенные зазоры в законодательстве, то ими легко можно воспользоваться.

Эту проблему пытались решить много раз. Вводили и тестирование, и законодательные ограничения, но, как мы видим, это не работает. Последний пример, когда Нурлан Ногаев стал министром энергетики и через какое-то время замминистра стал его коллега, который был его замакима во время работы в Атырау.

Есть проблема, когда люди работают по нескольку месяцев. Был случай, когда замминистра проработал всего месяц или два, выяснилось, что он не справляется, и ушел. Надо понимать, что позиция достаточно важная, и нужен более серьезный подход к выбору чиновника, а не пришел-увидел-убежал. Такого рода случаи надо пресекать, причем для всех. В законодательных нормах есть масса исключений, и когда есть одно, то можно найти и намного больше. Нужны определенные принципы переформатирования госаппарата, при этом настойчивость в их исполнении и жесткий контроль по их реализации, с чем у нас в стране большая проблема.

Все понимают необходимость контроля, но мало кто хочет им заниматься, потому что это «себе дороже».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи