Ввести «белый» список игорных субъектов и отказаться от ЦУС: бизнес обсуждает законопроект - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ввести «белый» список игорных субъектов и отказаться от ЦУС: бизнес обсуждает законопроект

Ввести «белый» список игорных субъектов и отказаться от ЦУС: бизнес обсуждает законопроект

15 апреля в Мажилисе состоялась экспертная встреча – обсуждали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности». Документ передан на рассмотрение в Мажилис, при этом заинтересованные группы лоббируют ряд весьма неоднозначных поправок.

  • 18 Апреля 2024
  • 2884
Фото - Caravan.kz

Разгул нелегальных онлайн-казино

В ходе мероприятия прозвучали некоторые шокирующие цифры. Так, по оценкам Саморегулируемой организации букмекеров РК, в Казахстане через Сеть безнаказанно предоставляют услуги всем подряд и собирают миллиарды долларов тысячи подпольных онлайн-казино, БК, «рулеток» и прочих структур. Совокупный объём нелегальной игорной индустрии, по данным, СРО достигает более 1 трлн. тенге в год.

Как отметил президент Саморегулируемой организации букмекеров Рауан Кенжалин, ключевой проблемой для государства в рамках борьбы с нелегальным игорным бизнесом стали офшорные операторы – иностранные компании, не имеющие лицензий РК и незаконно работающие через Сеть. Их деятельность никак не регулируется национальным законодательством, что ведёт не только к массовому вовлечению в азартные операции подростков и молодёжи и способствует росту лудомании, но и приводит к неограниченным и никем не контролируемым финансовым операциям и ежемесячному выводу сотен миллиардов тенге за рубеж. Отличия нелегального игорного бизнеса – это агрессивная реклама в Сети, а также полное отсутствие возрастных ограничений.

«По оценкам, объем нелегальной индустрии достигает более 1 трлн тенге в год, что говорит о масштабности данной проблемы. Ни одной стране в мире пока не удалось решить её. Но успешные практики регулирования показывают, что эффективным является комплексный подход. Активными методами борьбы сегодня являются блокировка незаконных интернет-ресурсов и денежных транзакций. А пассивными – легализация и либерализация законодательства», – указал спикер.

Представители Саморегулируемой организации букмекеров предложили ряд мер, которые позволят сделать эту работу более эффективной. В частности – ввести систему «белого листа» вместо «чёрного».

– Поправки в законопроекте о работе игорного бизнеса малоэффективны в части зарубежных операторов. В частности – действующая система «чёрного листа», которая предусматривает блокировку после выявления незаконных организаторов, имеет ряд недостатков. Один из них – «реактивный» характер, то есть система действует постфактум. Второй момент – волокита по судебному признанию незаконных организаций, что занимает значительное время. Вместо этого мы предлагаем ввести систему «белого листа», что будет способствовать активному контролю. Нужно включать в него только лицензированные организации. Всех, кого нет в списке, автоматически считать незаконными и блокировать. Это улучшит ситуацию для платёжных организаций, облегчая им проверку операций. Это не потребует со стороны государства никаких затрат, поскольку уже существует единый реестр субъектов игорного бизнеса, которые имеют лицензии, – указал Рауан Кенжалин.

– Мы также предлагаем усилить борьбу с манипулированием платежами для сокрытия их истинного назначения. Существующие системы борьбы с отмыванием денег не полностью исключают риски использования поддельных кодов, так называемых MCC (код категории продавца). Например, средства, полученные от незаконной деятельности через интернет-казино, могут поступать на банковские счета под другими кодами, или, простыми словами, иными назначениями платежа, – объяснил глава ассоциации.

Например, было выявлено, что значительная часть денег, вносимых пользователями за услуги незаконных онлайн-казино, выводится на счета различных иностранных организаций под видом оплаты услуг такси, доставки еды, клининговых услуг и тому подобного. Необходимо законодательно обязать казахстанские банки и платёжные организации внедрять эффективные меры по борьбе с подобными поддельными платежами, а также установить административную и уголовную ответственность за нарушение этих требований, чтобы обеспечить их неукоснительное исполнение», — отметил Кенжалин. — «Мы убеждены, что введение системы «белого списка» для регулирования платежей, связанных с азартными играми и пари, в сочетании с законодательным установлением обязанности по противодействию манипулированию платежами с применением поддельных МСС-кодов услуг, будет одной из наиболее эффективных мер в борьбе с нелегальным игорным бизнесом», – подчеркнул он.

Манипуляции с возрастным цензом

Также эксперт обосновал необходимость установить возрастной ценз для участия в азартных играх с 21 года, а не с 25, как предлагают некоторые инициаторы поправок. Глава СРО напомнил, что на сегодня ценз в 21 год установлен для приобретения табака и алкоголя, а также для участия в лотереях, что вполне укладывается в мировую практику. «Разумным представляется применение аналогичных ограничений для азартных игр и пари, обеспечивая единый подход к возрастной политике. По данным статистики, в Казахстане людей от 20 до 25 лет – более 1,1 млн человек. Ограничение для них доступа к легальному игорному бизнесу может привести к увеличению активности на нелегальных онлайн-платформах, уменьшая тем самым защищённость молодёжи со стороны государства. Поэтому мы призываем к пересмотру данной инициативы и сохранению возрастного ценза на уровне 21 года», – отметил спикер.

Также Рауан Кенжалин остановился на такой новой норме законопроекта как запрет на участие в азартных играх лицам из реестра должников. «Мы считаем, что необходимо тщательно оценить предложенную поправку. Следует отметить, что этот реестр включает лиц с различными видами задолженности, в том числе и перед третьими лицами. Согласно Конституции, ограничения прав и свобод должны быть соразмерны целям и интересам, ради которых они вводятся», – отметил глава ассоциации.

Кроме того, как отметил эксперт, с реализацией этой поправки также будут проблемы, поскольку реестр должников обновляется в реальном времени судебными исполнителями и меняется постоянно. «Это потребует от субъектов игорного бизнеса значительных усилий и времени для ручной проверки данных. В итоге увеличивается вероятность ошибочных отказов и незаконных включений в список ограничений, – сказал Рауан Кенжалин.

Внедрение ЦУС – возврат к "системе агашек"

"Другие предложения в законопроект, вызвавшие резкое неприятие бизнеса – это лоббирование так называемого Центра учёта ставок, то есть частной компании-посредника между государством и игорным бизнесом. Было отмечено, что подобно печально памятному «оператору РОП», данная компания-прокладка снимала бы процент с финансовых потоков, при этом просто дублируя функции госорганов и не принося никакой пользы. Частный ЦУС будет дублировать функции, которые уже находятся в ведении государственных органов – таких как Агентство финансового мониторинга (АФМ РК), Налоговый комитет Минфина РК, Министерство туризма и спорта РК", — отметил Рауан Кенжалин. Ключевые участники концепции ответственной игры – это государственные контролирующие органы, сами субъекты игорного бизнеса (легальные казино, букмекеры, лотереи и т. д.) и сами игроки. "Ввод ещё одной стороны в лице частной компании-посредника (ЦУС) здесь является лишним и неоправданным", — заявил глава СРО.

Кенжалин также указал на нецелесообразность функции ЦУС по удержанию комиссий со ставок в целях поддержки спорта. Было бы странным вводить в «новом Казахстане» такой по сути своей незаконный дополнительный «налог», из которого шли бы средства на содержание частной компании-посредника – тогда как букмекеры и без этого платят все предусмотренные законодательством налоги государству (порядка 110 млрд. тенге только за 2023 год), а также напрямую спонсируют спортивные и общественные инициативы, отметил спикер.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов также выразил обеспокоенность в связи с идеей создания некоей посреднической частной фирмы, снимающей комиссии с каждой ставки в игорной сфере. Представитель «Атамекена» напомнил о негативном опыте Казахстана с созданием аналогичных «единых операторов» в разных сферах на примере приснопамятной компании «Оператор РОП». Жаркенов поддержал позицию против введения любых «единых операторов» на рынке, подчеркнув, что такая практика «мешает развитию здоровой конкуренции и может негативно сказаться на бизнес-среде».

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта