Впервые в переговорном процессе вокруг Каспийского моря, в который вовлечены вот уже десять лет все пять прикаспийских стран достигнут какой-то конкретный результат. И будет еще не мало радостных комментариев и таких же прогнозов. Но тем ценнее сейчас не увлечься эйфорией от московского соглашения и попробовать взглянуть на это событие иначе. Тем более, что есть авторитетные отечественные эксперты, оценивающие это событие достаточно трезво.
Заместитель директора Института востоковедения МОН РК Санат Кушкумбаев считает достигнутую в Москве договоренность продолжением той ситуации вокруг переговоров по Каспию, что начала складываться еще с первой половины 1998 года, когда президенты Ельцин и Назарбаев подписали соглашение о принципах раздела Каспия, в котором оба солидаризировались со следующей точкой зрения на этот вопрос: недра моря делятся на национальные сектора по принципу срединной линии, а толща воды находится в общей юрисдикции и использовании всех пяти прикаспийских стран. Казахстан изначально предлагал такой подход к проблеме раздела, российская же позиция претерпела кардинальное изменение как раз в 1998 году, когда Москва согласилась с этой точкой зрения.
Правда, то московское соглашение, как известно, стало лишь промежуточным, хотя и принципиально важным, этапом. Сразу выяснилось, что из-за колебаний уровня воды в каспийском море, достигающем порой нескольких метров в течение десятилетий, при чем никак не стабилизирующегося окончательно, определить срединную линию не так то просто. Тем более, что от этого определения зависел важнейший вопрос: кому будут принадлежать те или иные геологические структуры на шельфе, потенциально богатые углеводородами. Отсюда и возникла проблема «модифицированной» срединной линии.
Четыре года ушло на определение ее. Тем временем переговорный процесс по статусу и разграничению на Каспии в целом между всеми пятью странами не только не сдвинулся с места, но и еще больше запутался в политических и юридических противоречиях. Самой большой остроты эти противоречия достигли год назад, во время первого и пока единственного вооруженного конфликта на море, участниками которого стали Азербайджан и Иран. Тегеран абсолютно не хотел и не хочет идти на такие формы разграничения на Каспии, которые дали бы американским нефтедобывающим компаниям возможность легитимизировать в международном правовом аспекте свою деятельность на море. И поэтому Иран смело, даже вызывающе смело, шел на конфликт с Азербайджаном. А это «подлило масла в огонь» и старого спора между Туркменией и Азербайджаном за несколько спорных структур на шельфе, лежащими между этими двумя странами.
В этой запутанной ситуации вполне логично у северных стран каспийского бассейна, России и Казахстана, появилось искушение максимально дистанцироваться от «горячих южан» и решать вопросы разграничения между собой. Эта возможность достижения российско-казахстанского соглашения без участия других стран бассейна не раз упоминалась официальной Астаной и Москвой в последние месяцы. Что фактически и произошло на этой неделе в Москве.
— Сейчас явно есть прогресс в урегулировании каспийской проблемы, но прогресс относительный, на уровне двусторонних казахстанско-российских отношений. В рамках многосторонних отношений вокруг Каспия пока нет больших изменений. Дело в том, что какие бы заявления не делались в российской и казахстанской столице о продолжении двустороннего поиска урегулирования на принципах секторального деления по срединной линии не смотря на позиции трех других стран, все таки рано или поздно придется всем пяти прикаспийским государствам вырабатывать общее соглашение по разграничению на Каспии. Иначе не согласованность этого вопроса будет как «дамоклов меч» висеть над российско-казахстанскими соглашениями, — считает Санат Кушкумбаев.
Самый большой участок моря при его разделе на национальные сектора достается Казахстану и России и они больше всего заинтересованы в таком варианте. Но г-н Кушкумбаев обращает внимание на такой факт: даже если делить Каспий по модифицированной срединной линии, то все равно есть стык границ у участков Казахстана, России, Туркмении и Азербайджана. А если в будущем в этих местах будут открыты новые месторождения нефти или газа? Без принципиального согласия всех пяти стран на секторальное деление это еще больше «разогреет» ситуацию. И в этом свете без четко обозначенного отношения южных стран региона к принципу деления, без урегулирования их проблем друг с другом не приходится говорить, что стабильно и безопасно будут развиваться какие бы то ни было проекты на Каспии в целом. Это груз, который надо будет нести сообща.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу