Опубликовано: 6500

В нынешнем состоянии техосмотр для легковых авто в Казахстане не нужен - эксперт

В нынешнем состоянии техосмотр для легковых авто в Казахстане не нужен - эксперт Фото - фото из открытых источников

В ноябре в Казахстане опубликован список изменений в процедуре прохождения техосмотра. О порядке его прохождения и необходимости его как такового свое мнение высказал эксперт.

Согласно приказу министра индустрии и инфраструктурного развития от 18.11.2021 г., № 600, внесены некоторые изменения в правила техосмотра, а также в Кодекс "Об административных правонарушениях". Теперь для прохождения обязательного техосмотра владелец автомобиля обязан предъявить оператору техосмотра транспортное средство и свидетельство о его государственной регистрации в оригинале либо в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов. Операторы ТО смогут проводить обязательный технический осмотр транспортных средств со дня подачи уведомления в уполномоченный орган. Напомним, раньше для прохождения техосмотра надо было предъявлять гораздо больше документов: об уплате налога, страховку и техпаспорт.

Статус прохождения техосмотра можно легко отследить с помощью централизованной системы ЕИСТО (Единая информационная система технического обслуживания), которая действует в Казахстане с 2013 года. А вот выявить незарегистрированное авто все еще непросто. Теперь станции технического осмотра также будут участвовать в выявлении незарегистрированных автомобилей. СТО будут обязаны информировать департамент полиции о фактах замены номерных агрегатов, отличных от указанных в СРТС, о предъявлении к техосмотру авто без госномеров либо с номером, не соответствующим указанному в техпаспорте, а также о фактах незаконного переоборудования (стробоскопы, незаконно установленные спецсигналы, резонаторы на глушители и т.д.). За сокрытие подобных нарушений оператора ждёт штраф до 30 МРП.

Согласно закону, управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр либо прошедшим техосмотр без предъявления транспортного средства, влечёт штраф в размере 5 МРП. При этом повторные нарушения в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф в размере 20 МРП. При этом операторов техосмотра за фиктивную проверку станут штрафовать на сумму от 10 до 30 МРП и исключать из реестра на срок до 3 лет.

На несколько вопросов о нововведениях в закон об обязательном техобслуживании корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил юрист Сергей Уткин.

- Как повлияет изменение закона о прохождении техобслуживания на его качество?

- Могу предположить, что никак не повлияет. Как показывает практика, полный перечень документов требуют далеко не всегда. А до внесения изменений работники пунктов техосмотра проверяли у меня только техпаспорт. Лично по моему опыту, сама процедура обычно занимает не более 15 минут. Естественно, о полной проверке автомобиля на полную техническую исправность и речи не идет. Обычно проверяют тормоза, фары, стоп-сигналы, поворотники, и на этом все заканчивается. Такое происходит потому, что по факту этот техосмотр превратился в обычную формальность. Желающих пройти техосмотр по-серьезному с полным агрегатным осмотром и проверкой я лично не встречал. Можно предположить, что пункты ТО тоже не горят желанием устраивать такой «разбор полетов»: никто серьезно никого не проверяет, ставят галочку, и все на этом. Полагаю, что пункты ТО получают свои деньги, водители получают прохождение техосмотра – и все довольны.

- Необходим ли техосмотр и как он влияет на статистику ДТП в Казахстане?

- Полагаю, что техосмотр - это атавизм с советских времен, он на текущий момент себя изжил. По крайней мере в отношении легковых автомобилей. По-хорошему, он не нужен. На статистику влияет минимально. Достаточно задаться вопросом: сколько аварий за год происходит по вине технической неисправности? А сколько по вине человека? То-то и оно! Там, где человеческий фактор, там больше и аварий. В самой автомобильной стране мира – США - техосмотр в 13 штатах вообще отменен, в остальных процесс допуска транспортного средства к дальнейшей эксплуатации очень разнится. От строгого до формального. В одних штатах проверке подвергаются все узлы и агрегаты автомобиля, в то время как в других - наоборот, достаточно иметь рабочие подушки безопасности и  ремни безопасности, техническое состояние ТС проверяющих особо не волнует. Кстати, сейчас в России тоже идут споры: отменять техосмотр или нет.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи