Почему все отдали в один орган?
До последнего времени торговля в стране была буквально дитем без глаза у семи нянек. Няньками были Министерство сельского хозяйства, местные исполнительные органы – акиматы, само Министерство торговли и интеграции. А дубиной у них было Агентство по защите конкуренции. Любимое дело всех чиновников – бюрократия. Когда ответственные лица определены, бюрократия играет положительную роль: она позволяет все зафиксировать и не наломать дров. Когда ответственность размазывается среди нескольких лиц, бюрократия замыливает проблему.
Яркий пример такого замыливания был осенью 2021 года. Тогда вместо того, чтобы искать корма, правительство привлекло АЗРК к расследованию возможного сговора. И, конечно, АЗРК увидело рост цен на отруби, которые производили мельницы страны. При этом никто не отметил, что рост цен на отруби связан со снижением производства муки внутри Казахстана.
Почему министерства работали вразнобой?
Формально производство продуктов питания – сфера ответственности Иинистерства сельского хозяйства. Однако МСХ может контролировать только село и его продукты: зерно, овощи, мясо, птицу, молоко, фрукты. По сути — только до уровня сырья. Дальнейшая его переработка уже относится к пищевой промышленности, которая живет по другим правилам и требует других форм финансирования.
Кроме этого, Казахстан до сих пор сильно зависит от импорта. Мы производим меньше половины съедаемых молочных продуктов, колбас, мяса птицы, фруктов и сахара. Правительство требует стимулировать производство этих продуктов, но для этого необходима единая торговая и таможенная политика, увязанная с продовольственной программой. Которую до сих пор, кстати, так и не разработали.
Почему в Казахстане не разработали единую политику производства продуктов питания?
В Казахстане была Государственная программа развития АПК на 2017–2021 годы. Ответственным за разработку было назначено МСХ, а вот за его реализацию сразу — 16 министерств. Все правительство! Зачем?
Главным результатом программы должно было стать сокращение доли импорта, рост производства и экспорта продовольствия. И, главное — обеспечение продовольственной безопасности Казахстана. Естественно, что цели не были достигнуты. И проблема была в деньгах: уже на втором году программы объем инвестиций упал из-за бюджетных проблем. Вторая проблема была в слишком красивых планах, нарисованных разработчиками программы. Третья – за время реализации программы кресло главы МСХ, например, сменило четырех хозяев. И четвертое, разумеется — в размытости ответственности чиновников.
Весной был утвержден новый План обеспечения продовольственной безопасности РК на 2022-2024 годы. И снова ответственные за его реализацию — все правительство скопом.
Почему не наказывали чиновников?
Первый крупный чиновник, наказанный за провал продовольственной программы — Бахыт Султанов, теперь уже экс-вице-премьер и экс-министр торговли и интеграции. Почти три года министр Бахыт Султанов заверял президента и правительство, что проект создания оптово-распределительных центров (ОРЦ) идет, что сами центры строят, что в них будут хранить более 4,5 млн тонн плодоовощной продукции. Но затем МТИ признало саму идею ОРЦ «неэффективной тратой денег».
Почему контроль отдали именно Министерству торговли?
Само министерство было создано недавно, в 2019 году, с передачей ему функций сразу трех министерств – экономики, индустрии и иностранных дел. И оно должно формировать национальную политику в сфере внутренней и внешней торговой политики, технического регулирования и стандартизации, координации по продвижению экспорта.
МТИ удалено от всех министерств, которые отвечают за производство. Значит, оно может видеть полную картину без отраслевых предпочтений.
Минторгу легче контролировать всю производственную и логистическую цепочку движения продовольственных товаров от поля до прилавка. Судя по материалам «Каравана», главный рост цен на продовольствие происходит именно в торговле.
Пока, как признает Серик Жумагарин, министр торговли, у МТИ нет ресурсов, чтобы нормально контролировать всю систему торговли. Эту работу могут выполнять только по 4 человека в каждом из региональных департаментов. Значит, вместе с функцией министерству должна быть передана и часть сотрудников других госорганов.
По сути, новый закон — это карт-бланш для вице-премьера, который позиционирует себя как рыночника. Сможет выстроить систему – его карьера пойдет в гору. Не сможет – станет новым крайним.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
"Очень хочется видеть экологию в первых строчках приоритетов" - мажилисмен трогательно обратился к алматинцам
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Новую ТЭЦ построят в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу