Изобретения Михаила Булдакова называются “Бесфильтровое пылеулавливание” и “Безреагентное обогащение”. Объяснять принцип действия придуманного изобретателем решения довольно сложно. Проще сказать, что оно позволит “складировать” промышленную грязь еще до попадания в заводскую трубу – таким образом, она не будет выбрасываться в воздух и воду.
В Восточном Казахстане промышленных труб не десятки, а сотни! В одном только Усть-Каменогорске действует свыше 150 предприятий, а в выбросах содержится вся таблица Менделеева. На голову каждого (!) устькаменогорца за год валится 350 килограммов опасных химических соединений! Экология – тема номер один для каждого жителя города. Поэтому инженер и взялся за внедрение своего изобретения. Но тогда Михаил Поликарпович еще не знал, каких сил и нервов это будет ему стоить.
Сначала автор проекта обратился к “Казцинку” как к главному загрязнителю Усть-Каменогорска. Однако там экологическая установка не вызвала никакого интереса. Инженеру сухо ответили, что подобные инвестиции в корпорации не предусмотрены. Тогда изобретатель отправил письма в природоохранные ведомства области с конкретным предложением. В областном санатории “Уба” (!) выбросы котельной напрямую идут в атмосферу, без фильтров. Загрязнение могла бы убрать установка ценой в миллион тенге. Ветераны, которые отдыхают в санатории, смогли бы наконец дышать чистым воздухом.
Трудно поверить, но все ведомства отреагировали на обращения устькаменогорца. И все – подчеркнутым отказом!
Управление охраны окружающей среды, например, известило, что котельная санатория оборудована циклоном с эффектом очистки от пыли – 82 процента. Хотя на деле циклон вместе с дымососом энное количество лет просто брошен на площадке и ничего не очищает.
Столь же “весомыми” причинами прикрыл свой отказ и департамент природных ресурсов. А департамент экономики и бюджетного планирования сообщил, что траты в миллион тенге на ликвидацию выбросов золы – дело рисковое.
Каждый год бюджет Восточного Казахстана выделяет сотни миллионов тенге на всевозможные исследования местного промзагрязнения. Каждый год чиновники УООС с пеной у рта доказывают, как необходимо Усть-Каменогорску знать, сколько в воздухе опасных компонентов – 86 или 87? Будто от этой информации дышать станет легче! Загрязнения меряют над почвой, в почве, в воде, воздухе, на улицах, в многоэтажках, с борта вертолета… На замеры казна денег не жалеет. Как не жалеет миллионов бюджетных тенге на невнятные акции с молодежью, школьниками, студентами, НПО… Год назад усть-каменогорский проспект был замусорен буклетиками – некая молодежная организация таким вот образом заверяла, что она – за чистый зеленый город. В официальных документах это значилось как “природоохранная программа”.
Ежегодные платежи предприятий за загрязнение окружающей среды составляют колоссальную десятизначную сумму. Официально они целиком идут на экологические природоохранные цели, все траты расписаны по программам и проектам. Но вот эффекта от них город никак не может дождаться. От буклетиков, акций и бесконечных измерений дыхание не становится легче, вода чище, улицы зеленее.
Инженер Булдаков предложил изобретение, которое действительно смогло бы снизить вредные выбросы, но его реальная – и недорогая – установка не нашла поддержки в чиновничьих кабинетах.
И не только он, еще один инженер, на счету которого свыше 1000 изобретений, как-то рассказал о своем опыте общения с акиматом. Сколько бы он ни подавал инвестпроектов, их под разными предлогами отклоняли. Правда, потом некие люди предлагали все устроить – с условием “отката” 15 процентов.
Очень не хочется верить в то, что люди, призванные стоять на защите интересов горожан, согласны делать это только за мзду. Верится, что полезные для города изобретения уже вскоре помогут сделать усть-каменогорский воздух чище. Но сам изобретатель к таким мечтам относится скептически.
– Мне уже за 80, – говорит Михаил Поликарпович. – Вряд ли успею реализовать свои идеи. Оказалось, что внедрить изобретение многократно сложнее, чем придумать его, – на пути великой стеной стоят те учреждения, которые должны поддерживать экологические проекты. Оказалось, что трудней всего дышится в коридорах власти. И пока там не изменится “экология”, не станет чище и наша окружающая среда.
Галина Вологодская
Олимпийские Игры 2026
100 из 100: все казахстанские фристайлисты-могулисты прошли в финал Олимпиады
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
В Алматы хирурги спасли ребенка, проглотившего 31 магнит
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Президент Турции назвал сумму ущерба, который нанесли стране землетрясения
Бокс
Шесть золотых медалей завоевал Казахстан на турнире по боксу в Испании
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Школьников Астаны перевели на дистанционку
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Дорожный конфликт в Шымкенте перерос в драку
Иран
Глава государства направил телеграмму поздравления президенту Ирана
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
Новая Конституция укрепит общественное согласие и единство в Казахстане – депутат Пономарев
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
Одно полотенце на шестерых и анализы для скандальных: как работает первая городская поликлиника Алматы