Опубликовано: 13400

Требование обязательного знания казахского языка - это главная фишка казахских нацпатов - Эксперт

Требование обязательного знания казахского языка - это главная фишка казахских нацпатов - Эксперт Фото - Коллаж - Caravan.kz

Может ли национализм стать политическим трендом в Казахстане?

Самые непримиримые противники в современном общественном казахстанском дискурсе - «ватники» и националисты - фактически, являются братья-близнецы. Свое мнение на этот счет на аналитическом портале Ц-1 изложил казахстанский публицист Сергей ДУВАНОВ, передает медиа-портал Caravan.kz.

Сергей Дуванов
Сергей Дуванов. Фото - Altyn-orda.kz

По мнению автора, позиции и оценки двух этих лагерей буквально по всем основным и устоявшимся вопросам нашего времени противоположны друг другу. С политической точки зрения, очевидно, они являются антиподами. Но если рассмотреть идейные жалобы «ватников» и нацпатов в сущности, можно прийти к заключению, что они - братья-близнецы.

На самом же деле существенных отличий между политикой реванша Владимира Путина, поднимающего «русский мир» с колен, и казахским национализмом, занимающимся тем же самым в части «казахского мира», Дуванов не привел. Разницу он отметил лишь в широте охвата, аппетитах и цвете ленточек на 9 Мая.

"Но чего так жаждут провайдеры «русского мира»? Чтобы все остальные уважали их «русскость». Примерно на то же и сетуют идеологи «казахского мира», что мечтают в многоэтнической стране построить однонациональное государство", - отметил журналист.

"Если для «русского мира» уважение выражается в их праве диктовать окружающим народам, как им жить, то у казахских нацпатов козырем в этой игре выступает требование обязательного знания казахского языка. И те, и другие просто одержимы намерениями. Получается так: всякий, кто не признает право россиян диктовать грузинам, украинцам, народам Прибалтики, как им жить и с кем дружить, – враг, фашист и американский холуй, а всякий, кто в Казахстане не знает казахского языка, – потенциальный сепаратист и предатель Родины. И общее в этом одно: и там, и тут окружающим пытаются диктовать свои правила игры." - считает автор.

"Казахские националисты из нынешнего внеэтнического по сути Казахстана хотят построить сугубо казахское этническое государство, где, безусловно, должен доминировать казахский язык и властвовать казахская культурная традиция. То есть Казахстан должен стать страной казахов, а не казахстанцев. Желание вполне понятное и оправданное, если бы жили в XVII–XIX столетиях. Но на дворе – XXI век", - подчеркивает Дуванов.

Желание националистов иметь свое национальное государство эксперту весьма понятно. Более того, он допускает, что при определенных обстоятельствах такое возможно даже в наше время. Но вопрос именно в этих обстоятельствах, которые сходятся лишь к тому, что политический национализм – очень опасен и чреват самыми серьезными последствиями для нашей Родины. 

"Но как быть с теми, не попадает в этот «казахский мир»?" - вопрошает публицист. - "Есть ведь и такие, кто традиционно является частью не путинского, но русского мира и русской культуры. Как и те, кто вне политики, но просто не знает казахского языка. Что делать с ними? Загонять административно в русло этноказахского мира? Или создавать невыносимые условия, при которых им ничего не останется, как в спешном порядке осваивать язык или даже уехать из страны?".

Но это, как считает автор, попахивает диктатом.

"Это принуждение, которое вызовет мощную ответную реакцию или приведет к массовым выездам из страны русскоязычных, в более худшем варианте – возможен вариант повторения Донбасса в северных и восточных областях Казахстана. Так или иначе это нанесет огромный политический, экономический и культурный ущерб нашей стране", - добавил Сергей Дуванов. Самые жуткие сценарии, которые могут произойти в Казахстане этой осенью

Однако в заключении отечественный публицист дал скорее позитивный прогноз рассматриваемой ситуации.

"В результате длительного совместного существования в одной стране казахстанцы переросли понятие «национализм» и в своей основной массе уже находятся на более высоком цивилизационном уровне общественного сознания, исключающем деление людей по этническим и религиозным основаниям", - заключил Дуванов.