Опубликовано: 6400

Только трудом можно добиться процветания - аким дунганского села Масанчи

Только трудом можно добиться процветания - аким дунганского села Масанчи

Из этого села в Кордайском районе Жамбылской области молодежь если и уезжает на учебу, то возвращается потом обратно, оставаясь на земле предков и продолжая дело своих родителей.

Рождаемость здесь зашкаливает, в разы превышая как районные, так и областные показатели. Дефицит мест в детских садах и переполненные классы в школах специалисты объясняют стабильно высоким уровнем жизни сельчан.

В центре села имеется светофор по причине интенсивного движения автотранспорта. Дороги здесь ежегодно ремонтируют. А сельчане ходят не по пыльным обочинам, как это бывает в сельской местности, а по тротуарам, да еще с бордюрами. Как в городе.

Для парней здесь широкий выбор спортивных площадок и секций. Для представительниц прекрасного пола имеется торговый центр и вечерние посиделки с подружками и рукоделием. После трудового дня молодежь не слоняется по селу с пивом и буйными фантазиями, а находит себе дело по душе.

Характерная деталь, на которую невольно обращают внимание приезжие, - далеко не в каждом дворе можно услышать лай собак. «Да они нам и не нужны, - говорят хозяева. - Спокойно у нас, разбойников и воришек нет».

Здесь не принято употреблять спиртные напитки - это не позволяют каноны ислама, которых строго придерживаются сельчане.

И еще - здесь с огромным уважением относятся к пожилым людям, окружая аксакалов любовью и почитанием. А в местном музее, богатым экспонатам которого мог бы позавидовать областной музей, бережно сохраняют историю родного края.

Великое переселение

Речь идет о селе Масанчи, что в 60-ти км от райцентра Кордайского района, села Кордай. Это самый крупный населенный пункт в районе, здесь проживает 18 тыс. жителей, из которых 94% составляют представители дунганской диаспоры.

К селу примыкают 1 600 га поливных земель, возделываемых масанчинцами по паевым долям. Примерно 80% сельчан трудоспособного возраста занимаются земледелием, что неудивительно, так как дунгане традиционно считаются мастерами по возделыванию сельхозкультур. Переселившись в XIX веке из Китая из-за преследований Циньской династии, дунгане принесли с собой свои традиции и обычаи, а также высокую культуру земледелия.

«История говорит о том, что дунгане перешли на территорию нынешнего Казахстана и Кыргызстана тремя группами, - рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» аким села Масанчи Яргубе Искаков, сам он в четвертом поколении переселенцев. - В ноябре-декабре 1877 года через горы Тянь-Шаня в пределы современного Кыргызстана пришла первая группа - шэньсийская, перезимовала в Киргизии и весной попросилась в эту дальнюю от всех трасс местность, где теперь село Масанчи. Там, в Кыргызстане, по оживленной торговой дороге, за предводителем дунганского восстания Биянху шли карательные отряды, чтобы его убить. А здесь было спокойно. Тогда этим регионом руководил Ногайбай-бий. С ним и состоялась встреча дунганских переселенцев, прошли переговоры - и эта земля была определена дунганам. По сути, село Масанчи - это первое поселение дунган на казахской земле. К осени 1878 года здесь уже были первые мазанки...»

Яргубе Гейсырович рассказал, что в с. Масанчи проживают представители десяти национальностей - дунгане, русские, казахи, украинцы, кабардино-балкары, киргизы, узбеки, уйгуры, татары. «Живем нормально, дружно, никаких проблем совместного общежития у нас нет», - подчеркнул он.

Основная масса дунган, по словам собеседника, обосновалась в кордайских сёлах Масанчи, Сортобе, Булар батыр, Рисполе, Аухатты, Карасу. Сейчас это называется «колхозная зона», расположена она к востоку от с. Кордай. На 140 тыс. населения Кордайского района около 39% составляют дунгане.

На своем веку село Масанчи пережило несколько переименований. Об этом рассказал учитель истории местной школы, а по совместительству хранитель фондов сельского историко-этнографического музея Муса Лочь. «В 1878 году наше село получило название Каракунуз, - говорит Муса Губарович. - По одной версии, так назвали село, потому что здесь было много огромных черных жуков. По другой версии, окрестные жители так прозвали дунган, которые, как жуки, с утра до ночи возились с землей, возделывая ее. В 1903 году, в год 25-летия переселения дунган, жители обратились с прошением к царю Николаю II, назвать село именем российского императора. Такое разрешение было дано - и село стало называться Николаевка. После Октябрьской революции, в 1918 году, вернулись к прежнему названию Караконуз. И только в 1965 году село получило название Масанчи - по имени героя дунганского народа Магазы Масанчи, участника революционного движения, гражданской войны и борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане».

Всё познается в сравнении

«Вот недавно я был в составе команды велопробега «Дружба» в киргизском город Ош (у нас в селе есть и команда велосипедистов, к слову), посмотрел, как там люди живут, - продолжает Яргубе Гейсырович. - Грех жаловаться, у нас жизнь очень хорошая! Редко в каких странах люди, имеющие низкий прожиточный уровень, находятся на обеспечении государства, как у нас. В нашем селе есть 183 семьи малоимущих граждан, все получают ежемесячные пособия. Государство платит зарплату соцработникам, социальным педагогам, чтобы они ходили на дом к детям, которые не могут посещать школу, и обучали их. За 6 лет, что я работаю сельским акимом, нам за счет государства построили большую школу на 825 мест. Мы провели уличное освещение, ремонтируем дороги, прокладываем тротуары. За счет бюджетных средств отремонтировали старый детский сад, в этом году начали строительство нового детсада на 280 мест».

Упомянул сельский аким и о проблемах. «Конечно, в таком большом селе проблем хватает. Нет центральной канализации, а для такого большого села это актуально. Остро стоит вопрос с выделением участков под строительство. Все семьи в Масанчи многодетны, рано женятся и выходят замуж. Зачастую в одном доме проживают несколько поколений, молодежь хочет отделяться, строиться. Генплан развития села Масанчи мы получили. Однако вопрос выделения участков решить пока не можем, инфраструктура не готова. Чтобы сделать, нужны средства - к участкам воду провести, электроэнергию, дороги, это всё стоит больших денег. Но потихоньку решаем. Заявку дали, готовим проектно-сметную документацию. С другой стороны, мы сами себя смогли обеспечить качественной питьевой водой. Несколько кварталов объединяются, забивают артезианскую скважину, водопровод проводят к каждому дому, и в каждом доме теперь из крана бежит вода», - говорит аким.

«Не в каждом селе, стоящем вдалеке от крупных магистралей, имеется светофор, - не без гордости говорит Яргубе Гейсырович. - У нас тротуары, как в городе, бордюры. Недавно появился торговый центр. Работаем! Работы еще уйма. Остается открытым вопрос с обеспечением детей местами в школах и детсадах. Три школы у нас, там обучаются 3,5 тысячи детей. Население растет, дети рождаются, мест в детсадах и школах не хватает. Нам надо и хорошую больницу, родильный дом, гинекологический центр. Наш регион дает самые высокие демографические показатели рождаемости. В целом этот вопрос с китайскими инвесторами уже решен, планируем начать строительство больницы весной будущего года. За последние два-три года построили мини-футбольную площадку, круглые сутки там играют. В этом году ко Дню Конституции открыли борцовский зал, 70 человек занимаются. Спортивные ребята есть, профессионалы, борцы! Есть у нас и теннисный центр. Молодежь Масанчи очень хорошо играет в теннис. Практически каждый год мы завоевываем призовые места на олимпиадах школьников, выезжаем в другие города Казахстана, в этом виде спорта образовалась целая плеяда спортсменов. Осталось только большой футбольный стадион привести в порядок, облагородить, трибуну сделать, засеять газонными травами. Когда есть вот такой широкий выбор - борцовский зал, теннисный, мини-футбольная площадка, то детям, молодежи, некогда заниматься ерундой. Если вы обратили внимание, у нас в селе нет праздно шатающихся, прилюдно выпивающих молодых людей. Такого, чтоб на кортах сидели, у нас не увидите. Днем они работают в поле, вечером пошли поиграли, позанимались спортом - уже не остается энергии на всякие глупости. Рано утром опять на работу», - говорит собеседник.

Только трудом можно добиться процветания и благоденствия для себя, своей семьи, своей страны, под гостеприимным шаныраком которой обрели Родину сотни народов, чтобы вместе строить будущее процветающего Казахстана, уверен аким села Масанчи.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи