Танки преткновения: почему дроны и беспилотники не способны заменить Т-72 - Караван
  • $ 477.45
  • 527.1
+8 °C
Алматы
2024 Год
11 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Танки преткновения: почему дроны и беспилотники не способны заменить Т-72

Танки преткновения: почему дроны и беспилотники не способны заменить Т-72

Последние кровавые события в Нагорном Карабахе, немного ранее в Сирии, Афганистане, Ираке, Чечне заставили государственных мужей призадуматься: а нужны ли нашей армии дорогостоящие танки, если в современных вооруженных конфликтах господство на поле боя все увереннее и увереннее занимают шустрые беспилотники и вездесущие коварные дроны.

  • 19 Ноября 2020
  • 2731
Фото - Caravan.kz

Это они, как рассуждают гражданские эксперты, с поразительной точностью атакуют танки противника с воздуха, не оставляя абсолютно никаких шансов экипажам на спасение. Так ли это на самом деле и что необходимо предпринимать в таком случае?!  Продолжать развивать отечественное танкостроение и тратить деньги на капитальный ремонт устаревших Т-72 советского производства или раз и навсегда отказаться от этой «бронелобо-затратной» затеи? 

«Караван» нашел ответ на этот актуальный вопрос современности, заглянув в цеха бронетанкового завода в Семее…

История АО «Семей инжиниринг» начинается с 1976 года. С первых дней запуска завод входил в состав Вооруженных Сил СССР с кодовым наименованием БТРЗ № 349. До девяностых годов завод работал в составе военно-промышленного комплекса Советского Союза и обслуживал Среднеазиатский военный округ. В 80-е годы, в самый разгар войны в Афганистане, именно здесь проводился ремонт выведенной из строя боевой техники.

— С  развитием отечественного ОПК и оснащением нашей армии новейшими видами вооружения завод уже давно осуществляет не только капитальный ремонт, но и модернизацию бронетехники, — комментирует специально для «Каравана» генеральный директор АО «Семей инжиниринг» Талгат ТУРЛЫБАЕВ. — Совместно с крупным российским холдингом мы осуществляем здесь установку оптического оборудования и приборных комплексов управления и защиты нашего, казахстанского (!) производства. Выполняя государственный оборонный заказ, мы нарастили количество изготавливаемых наименований запасных частей в этом году до 60 процентов от общей потребности. И это не предел. На заводе постоянно наращиваются объёмы производства, расширяется ассортимент продукции, вкладываются инвестиции в техническое перевооружение и социальную политику.  

— Талгат Токтарханович, признайтесь честно: нужны ли эти ваши модернизированные танки в современном бою, если их сотнями, как это наглядно показал Нагорный Карабах, уничтожают с воздуха дроны. Горят танки на полях сражений и уже не грохочут, как раньше бывало и в песнях советских пелось.

Давайте вспомним вместе. Вся история развития танковых войск — это противоборство защищенности танка и противотанкового оружия. 1915 год: танки — совершенная боевая машина того времени. Страшная сила!  Но тут же появляются противотанковые ружья. Когда значительно усиливается танковая броня, то в противовес на вооружение принимаются  противотанковые пушки, гранатометы, кумулятивные снаряды. Сейчас как раз перевес на стороне противотанковых средств: беспилотники заняли свою нишу, авиация, дроны. Но следующий шаг теперь за танком и разработкой его активной защиты. Наши конструкторы работают над этой задачей. Но секреты выдавать не буду. Спросите у военных, нужны ли им танки. Они точно вам скажут. Мы сегодня передали им после капитального ремонта десяток единиц бронетехники. Вот они стоят на железнодорожных платформах. Генералы довольны. Говорят, что выполнение боевых задач они не представляют без танка. Эта боевая машина по уровню пассивной и активной защиты превосходит другие виды бронетехники. Танк имеет отличную проходимость и способен самостоятельно совершать длительные марши, а также активно перемещаться в бою. Другое несомненное преимущество — его огневая мощь. Танковое орудие считается самым мощным средством поражения на прямой видимости, которым обладают сухопутные подразделения. Именно эти боевые качества и составляют в итоге так называемую «формулу танка»: броня, огонь, маневр. И именно это качественно отличает танк от любых других видов вооружений.

У генералов свое мнение по поводу живучести танков

Начальник Главной инспекции минобороны генерал-лейтенант Амир ХАЛИКОВ по воинской специальности — танкист. С его профессиональным мнением считаются многие как в Генеральном штабе, так и повсеместно в войсках. Авторитет непререкаемый. Службу в свое время он начал с должности командира танковой роты, батальона. Затем были полк, бригада, Генеральный штаб…

— Амир Касымбекович, некоторые гражданские эксперты утверждают, что эпоха танков прошла давным-давно. Что они «слишком уязвимы в бою при использовании авиации, беспилотников, боевых дронов-смертников». Так ли это, на ваш взгляд?

— Причина поражения может заключаться не в танках, а в нецелесообразной тактике ведения боя. Кавказ с сильно пересеченной местностью нельзя назвать идеальным местом для использования танков, и нельзя делать какие-то поспешные выводы об их живучести и эффективности применения. Там ни одна из сторон не имела необходимую противовоздушную оборону для защиты своих подразделений на земле. В результате у танков оказалось мало возможностей для своей защиты. Тогда как в сирийской кампании танкисты умело применили несколько тактических приемов. Это сделало боевые машины практически неуязвимыми. Вот ответьте мне, как бывший военный и офицер запаса: сколько потребуется вражеских дронов для уничтожения армады танков на открытом пространстве театра военных действий, к примеру в степях, как здесь у нас в Казахстане? Это не горные ущелья, где достаточно заблокировать колонну, подбив первую и последнюю машину, а остальных расстреливать, не торопясь, пользуясь наводкой БПЛА.

— Господин генерал-лейтенант, вы действительно считаете, что в условиях совершенно нового характера вооруженных конфликтов танк заменить нечем? И что это по-прежнему главная ударная сила сухопутных войск и потому в это надо продолжать вкладывать огромные деньги?

— Да. Потому что боевыми качествами танка пока не обладает ни одна другая сухопутная боевая машина. Потому об утрате актуальности танков на сегодняшнем поле боя в обозримом будущем говорить рано. Нельзя поспорить с двумя преимуществами, которые отличают танк. Во-первых, его огневая мощь. Танк гарантированно поражает любую бронемашину, имеющую худшую защиту, чем он сам. Тратит значительно меньше времени от обнаружения до поражения цели, чем, например, ракетные комплексы. Во-вторых, защищенность. Кроме пассивной защиты — многослойной комбинированной брони и конструкции, современный танк обладает активной защитой.

— Но у нас на вооружении преимущественно танки Т-72 еще советского производства. На пороге 2021 год. Эти танки не устарели после десятков-то лет эксплуатации?

— Танк, как боевая машина, устареть не может, если его постоянно совершенствовать. Сейчас наиболее уязвимое место сверху, где он действительно наименее защищен. Но данный недостаток может быть устранен. Над этим, скорее всего, уже работают заводские конструкторы. В упрощенном виде такая защита представляет блоки со взрывчатым веществом, установленные поверх основной брони. Блоки взрываются навстречу подлетающему снаряду или ракете, уничтожая их до попадания в основную броню или изменяя их траекторию. К динамической защите можно отнести комплексы активной защиты, комплексы оптико-электронного подавления. Первые отстреливают в направлении приближающегося средства поражения суббоеприпас или пучок поражающих элементов, а обнаруживают угрозу с помощью малогабаритных радиолокационных станций миллиметрового диапазона. Вторые предназначены для противодействия высокоточному оружию с лазерным наведением, в том числе авиационного базирования, а также вооружению с лазерными дальномерами и инфракрасным самонаведением.

Так или иначе, каким бы современным и оснащенным ни был танк, это всего лишь инструмент, боевая эффективность которого зависит от человека, мастерства и сплоченности экипажа. Как и любым другим оружием, им нужно уметь пользоваться. Если в одних руках это удобная для противника мишень с характерным приземистым силуэтом, то в других — неуловимая и смертоносная машина. Кстати, как умело и дерзко наши танкисты действуют, наглядно показал танковый биатлон в рамках Международных армейских игр.

— Но наши танкисты не были первыми, хотя и, несомненно, отличились. И потом это не настоящий бой, а всего лишь мирное состязание.

— Что касается боя, то напомню вам: танк работает непосредственно в зоне действия своего оружия. Обеспечение безопасности его передвижения и беспрепятственного выдвижения на огневую позицию — это задача других сил, взаимодействующих с машиной на поле боя.

— Боевые действия сейчас идут чаще в черте города, а не в открытом поле, как бывало в годы Великой Отечественной войны.

— Правильно, в таких условиях пехоте просто необходимо мощное и высокозащищенное штурмовое средство. В этом случае танковое орудие прекрасно справляется с укрепленными огневыми точками и живой силой в зданиях. Опыт войны в Сирии, опыт Израиля, конфликт в чеченской кампании наглядно свидетельствуют о необходимости танков в борьбе с иррегулярными вооруженными формированиями. Танки нужны для напряженных боев как в обороне, так и в наступлении. Это мобильное средство нанесения удара не может быть вполне заменено ни артиллерией, ни авиацией, в том числе беспилотниками. Ни даже крылатыми ракетами или реактивными системами залпового огня. Танк – штурмовое средство, расчищающее для пехоты укрепленную оборону противника. В бою пехоте важно двигаться за танком, оказывающим сильнейшую психологическую поддержку. По заключению офицеров Вооруженных сил России, исходя из опыта боевых действий в той же Сирии, «без поддержки танков пехота из окопов в атаку не поднимается». Холостой выстрел наделал много шума: в минобороны рассказали о "причиненном на сотни миллиардов ущербе"

Отечественная оборонка нуждается в срочной государственной поддержке

«Караван» уже поднимал ряд проблем, связанных с предприятиями ОПК квазигосударственного сектора и частными предприятиями. Кстати, для частных предприятий пока не предусмотрена передача единичных образцов вооружения и военной техники, включая и другое военное имущество. К примеру, использование стреляных гильз для производства боеприпасов, что значительно сократило бы себестоимость выпускаемой продукции, освоения работ по капитальному ремонту и модернизации новых номенклатур. Проблемы отечественной оборонки тянут на дно не только силовых министров, но и гражданских чиновников высокого полета

— На государственном уровне необходимо распределить и утвердить направления специализации предприятий ОПК, как квазигосударственных предприятий, так и частных предприятий, имеющих соответствующую лицензию, — комментирует военный эксперт полковник запаса Мухтар КАРАБЕКОВ. — В стране трехгодичный бюджет. Почему бы тогда с предприятиями ОПК, включая частные, не заключать договоры на этот период? Заключение договоров на 3 года, конечно, с ежегодной корректировкой сняло бы много проблем, связанных с приобретением сырья и запасных частей для организации производственного процесса. В Казахстане нет специализированных испытательных центров, полигонов, ориентированных на испытание вооружения и военной техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты и их сертификации. Об этом почему-то никто сейчас не говорит.

— Предприятиям ОПК не под силу организовать это самим? Оснастить полигоны оборудованием, содержать их, развивать?

— Не ко мне вопрос. Пока мы вынуждены обращаться в соответствующие центры, испытательные полигоны Российской Федерации в основном. Но должной поддержки в России наши предприятия по ряду причин не получают, в том числе из-за высокой конкуренции. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты. Использование своих полигонов, оснащение оборудованием этих центров, комплектование нужными кадрами в рамках государственно-частного партнерства дали бы толчок развитию отечественного ОПК. Это было бы полезно нашим учебным и научным организациям при подготовке научных и технических кадров. В вопросах ценообразования тоже давно назрела пора внести изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты. О включении затрат социального характера предприятий для своих работников в состав себестоимости продукции. Все это усилит обороноспособность страны. Особенно в свете последних событий в мире. 

— Что вы, как военный эксперт, думаете о развитии отечественного танкостроения?  Устаревшие Т-72, стоящие на вооружении, еще послужат нашей армии?

— Конечно, послужат. Лично я «за» двумя руками. Правда, модернизировать их надо. Чем сейчас и занимается активно «Семей Инжиниринг».

— Сколько стоит сейчас капитально отремонтировать танк?

— Точно не могу сказать, но миллиона полтора, думаю, надо в него вложить. 1,5 миллиона долларов США, естественно. Не тенге. Учитывая, что новый танк стоит гораздо дороже, это, несомненно, выгодное вложение капитала. Подтверждаю, что танк по скорости огневого подавления целей значительно превосходит любые другие средства. Умелое  применение обученным экипажем бронетехники в комплексе с другими войсками  — это классика ведения войны. И танки в этой классике занимают  и всегда будут занимать  свое почетное место.