Об этом говорится в приговоре суда, оглашение которого началось сегодня днем, сообщает «Интерфакс».
По информации агентства, значительное число журналистов не смогли попасть в здание Таганского суда Москвы, чтобы присутствовать на оглашении приговора по делу об организации выставки.
Российские информагентства были допущены в зал только после вмешательства руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, отмечает «Интерфакс». Желающих попасть на процесс было так много, что всех не пустили даже во двор суда. В здание не вошли не только простые зрители, но и журналисты.
Когда сотрудники суда сочли, что место в зале закончилось, то двери в здание закрыли. Журналистам пришлось брать суд штурмом. Тех, кто прорывался, приставы довольно жестко выталкивали.
Не пустили в суд и главу центра «Мемориал» Олега Орлова, который показал удостоверение члена аппарата уполномоченного по правам человека. Затруднения возникли и у Олега Кассина, по заявлению которого было возбуждено дело.
Прокуратура попросила для фигурантов дела реальных сроков заключения. Каждому подсудимому, по мнению гособвинителя, нужно назначить по три года лишения свободы.
А. Ерофеев и Ю. Самодуров своей вины в инкриминируемых деяниях не признали, защита фигурантов просила их оправдать.
В связи с организацией и проведением в марте 2007 года в Общественном центре имени А.Сахарова выставки «Запретное искусство-2006» было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ — «возбуждение ненависти либо вражды».
В ходе расследования предъявлено обвинение Ю.Самодурову, который на тот момент был директором центра, и куратору выставки, занимавшему тогда должность завотделом новейших течений Третьяковской галереи А. Ерофееву.
На выставке, как сообщали тогда в музее, были представлены произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях.
Судебный процесс ранее был приостановлен в связи с травмой позвоночника А. Ерофеева.
Согласно обвинительному заключению, Ю. Самодуров и А. Ерофеев организовали выставку «Запретное искусство-2006», проходившую с 7 по 31 марта 2007 года в общественном центре им. Сахарова, «где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих», сообщили «Интерфаксу» ранее в столичной прокуратуре.
В пресс-службе прокуратуры Москвы также сообщили, что Ю. Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение такого же преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 году по п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ к штрафу в размере 100 тыс. рублей. Сейчас эта судимость погашена.
Между тем свое негативное отношение к уголовному преследованию Ю. Самодурова и А. Ерофеева высказали ранее российские и международные правозащитники.
В поддержку организаторов выставки «Запретное искусство» выступило музейное сообщество России.
«Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас», — заявила агентству «Интерфакс» Ирина Лебедева — гендиректор Третьяковской галереи, в которой ранее работал А.Ерофеев.
«Мое твердое убеждение: то, что возможно в частных галереях, на экспериментальных площадках, того не должно быть в государственных музеях. У всех институций, которые работают в современном искусстве, есть свои задачи и свой формат, но эксперимент есть всегда», — подчеркнула И. Лебедева.
Она уверена, что творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве.
«То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах. Я не говорю, что в публичном пространстве позволено все, конечно, нет. Вседозволенность — это не свобода, в любом обществе есть свои ограничения, но все-таки не уголовные, не применительно к искусству», — считает она.
По ее словам, современное искусство концептуально и зачастую главным является не само изображение, а то, что за ним стоит, подразумевается.
«Главное, чтобы нам потом всем не пожалеть о содеянном, а такое возможно. И потом, в нашем обществе такое количество проблем, действительно уголовно наказуемых деяний, что непонятно, почему именно художники и кураторы стали объектом уголовного дела», — заметила гендиректор Третьяковки.
Генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин считает, что кураторы выставки ни в чем не виноваты и не должны быть наказаны.
«Самодуров и Ерофеев показывали то, что не может быть прокомментировано как оскорбление религиозных чувств, так как эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены», — сказал М. Миндлин «Интерфаксу».
«Если человек придет в Колонный зал Дома союзов в нижнем белье, это воспримут как оскорбление, а если он в том же виде находится в больнице, то есть в специализированном месте, это не вызывает никаких претензий.
Самодуров и Ерофеев не выходили за пределы специализированного пространства», — подчеркнул он.
М. Миндлин отметил, что выставка была воспринята как оскорбление религиозных чувств людьми ортодоксальных, консервативных взглядов, «но ведь это не все общество, а лишь его часть».
«Современное искусство по определению провокативно. Оно рождает новые идеи, течения, опровергая канонические, традиционные представления об искусстве. Преследуя людей, которые занимаются развитием искусства, мы ставим крест на эстетическом развитии общества», — уверен гендиректор ГЦСИ.
По словам М. Миндлина, он знаком с людьми из религиозной, православной среды, которые не нашли в этой выставке ничего оскорбительного, а увидели в ней совершенно иные смыслы. Он также заметил, что люди, которые были привлечены к процессу для проведения экспертизы произведений, представленных на выставке, не являются специалистами в области современного искусства и не могут судить об этих экспонатах с профессиональной точки зрения.
«Ведь, если человек сломает ногу, его никто не поведет к психиатру. Так же и здесь. Один из этих экспертов сказал, что лишь однажды побывал на выставке современного искусства и ему запомнилось то, что там штукатурка падала с потолка. С тех пор он не ходит на выставки современного искусства», — рассказал гендиректор ГЦСИ.
М. Миндлин напомнил, что многие люди искусства были не поняты современниками и даже подвергались гонениям, однако сегодня являются общепризнанными гениями.
«Общество когда-то не воспринимало Рембрандта, импрессионистов считали салоном отверженных, авангардистов преследовали и предавали анафеме, а сейчас ими восхищается весь мир», — заключил он.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Регистрация на январское ЕНТ стартует 22 декабря в Казахстане
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новогодние елки засияли во всех районах Астаны
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте 21 декабря зажгут главную ёлку
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Во сколько обойдется иностранцам новогодняя ночь в Астане и Алматы
Медицина
Почему в Казахстане не доверяют медицине