Строительство первой очереди Алматинского метрополитена начато 7 сентября 1988 года за счет средств республиканского бюджета. Протяженность первой очереди в двухпутном исчислении составляет 8.56 км. Она включает строительство электродепо, инженерного корпуса, здание эксплуатационного персонала и строительство 7 станций. Средняя глубина заложения — 40 метров.
На участке от пр.Райымбека до пр.Абая трасса метро пересекает под прямым углом транспортные сети улиц Маметовой, Макатаева, Жибек Жолы, Гоголя, Толе би, Богенбай Батыра, Кабанбай Батыра, Шевченко, Курмангазы, идущих с запада на восток. Так же под прямым углом, от ул.Фурманова до ул.Гагарина пересекает транспортную сеть улиц, идущих с севера на юг — это пр.Абылай хана, ул. Желтоксан, пр. Сейфуллина, ул.Масанчи, ул.Байтурсынова, Муканова, Байзакова, Манаса, Ауэзова и Жарокова.
На сегодняшний день выполнены работы по возведению основных конструкций станций «Райымбек батыра», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Алатау», «Абай». Продолжаются работы по станциям «Байконур», «Театр им.Ауэзова». Завершаются архитектурно-отделочные работы на 3-х станциях: «Райымбек батыра», «Жибек-Жолы», «Алатау». Продолжаются работы по устройству верхнего строения пути, сооружению пешеходных переходов, пристанционных сооружений, по прокладке инженерных коммуникаций, архитектурно-отделочные работы, монтаж эксплуатационного оборудования. Смонтированы эскалаторы на 4-х станциях «Райымбек батыра», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай». На данном этапе идет подготовка к строительству верхнего строения пути, железнодорожных путей, предстоят поставки рельсов, а также обкатка уже закупленных семи электропоездов производства Hyundai, которые начнут курсировать по семи станциям в декабре 2010 года.
Одним из важных этапов в подготовке к открытию метрополитена является формирование штата обслуживающего персонала. В настоящее время создана служба эксплуатации КГП «Метрополитен», в работе которой будет задействовано 1022 человека: служба электромеханических устройств, электроснабжения, водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, служба локомотивного хозяйства, эскалаторная, служба, обслуживающая лифты, а также сервисная служба по работе с пассажирами. Сегодня КГП «Метрополитен» комплектует и обучает штат сотрудников.
В процессе разработки находится ТЭО по дальнейшему развитию метрополитена города Алматы, где предусматривается строительство еще 11 станций второй очереди первой линии от мкр. «Калкаман» до станции «Алматы-1».
В перспективе, в рамках генерального плана города Алматы, также, предусмотрен проект ЛРТ (легкий рельсовый транспорт). Таким образом городские власти продолжают разработку транспортной системы города, с тем, чтобы существенно разгрузить мегаполис.
Аким города ознакомился с ходом работ в строящемся метрополитене и отметил, что, несмотря на финансовый кризис, работы в метро продолжаются строго по графику. Это стало возможным благодаря поддержке Главы государства, который в ходе своего визита в Алматы в апреле 2009 г., поручил Правительству выделить дополнительные средства на строительные работы метро в мегаполисе.
В текущем году освоено 26 млрд. тенге. В целом за два года освоено порядка 50 млрд. тенге из 108 млрд., освоенных в течение 20 лет с начала строительства метро.
Ахметжан Есимов отметил, что для завершения строительства первой очереди первой линии в 2010 году городу необходимо 54 млрд., из которых 20 млрд. пойдет на строительно-монтажные работы, остальное на покупку оборудования, начиная от подвижного состава, электро-, кабельной продукции и другое, очень сложное и дорогое оборудование.
«Если финансирование будет поступать вовремя, работы будут завершены в срок. Темпы строительства за последние годы очень высокие и у нас есть реальная возможность, что по строительно-монтажным работам средства будут освоены», — сказал Ахметжан Есимов.
Аким, также, подчеркнул, что первые семь станций по праву считаются историческими, учитывая, что в перспективе метро будет расширяться. К тому же они расположены в центральной части города, поэтому архитекторы, строители и городские власти делают все, чтобы станции были красивыми, добротными, с учетом элементов национальной культуры и колорита, чтобы они остались в памяти алматинцев и долго служили им.
Информационная справка
Станция «Райымбек батыра»
Станция мелкого заложения односводчатая. Ширина платформы 10м, длина 104м. Расположена вдоль ул. севернее проспекта Райымбека. Станция имеет два подземных вестибюля: вестибюль №1 — с лестничными маршами, вестибюль №2 с лестничным маршем и двумя лентами эскалатора. Два входа в вестибюль №1 расположены с двух сторон ул. Фурманова, севернее пр. Райымбека. Вестибюль №2 соединен с 4 подземными пешеходными переходами, расположенными на каждом углу перекрестка Фурманова-Райымбека.
Станция «Жибек Жолы»
Станция глубокого заложения пилонного типа. Состоит из трех залов: центрального и двух боковых. Залы образованы самостоятельными тоннелями односводчатого сечения между которыми устроены проходы шириной 3.5м. через каждые 5м. Ширина пилона — 1.5м. Платформенный участок длинной 104м. В боковых (путевых) залах посадочные платформы шириной 2.7м. Центральный зал является распределительным. Все три зала образуют общую платформу шириной 19.8м. Вход на станцию через наземный вестибюль, расположенный на юго-восточном пересечении улиц Панфилова и Гоголя.
Станция «Алатау»
Станция мелкого заложения односводчатая с двумя боковыми посадочными платформами по краям, между которыми проходят пути. Расположена вдоль проспекта Абая между ул. Жарокова и пр. Гагарина.
За основу идеи проекта интерьера станции взято ее название — Алатау, а также древнейшая символика народов, проживавших на территории современного Казахстана.
Стены и полы платформы украшены орнаментами и другими элементами, встречающихся в узорах, украшениях и рисунках древних тюрков, саков и других народов, населявших территорию современного Казахстана.
На стенах и краях свода установлены дополнительные декоративные светильники. Торцевая стена облицована металлическими зеркальными пластинками, отражающими свод платформы и создающими эффект продолжения пространства.
Инженерный корпус метрополитена
Инженерный корпус находится на углу улиц Гоголя и Панфилова. В инженерном корпусе метрополитена расположен центр управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), которые обеспечивают эксплуатацию метрополитена. Инженерный корпус оснащён современным оборудованием и устройствами. В нём также находится управление работой метрополитена и аппарат различных служб, призванных обеспечивать эффективную и безопасную работу метрополитена. Компьютеры, находящиеся в инженерном корпусе, следят за слаженностью системы: интервалом движения поездов и т. д.
На остальных станциях («Алмалы», «Абай», «Байконур», «Драмтеатр им. Ауэзова) сооружены конструкции основной обделки левого, правого и среднего станционных тоннелей, совмещенной тягово-понизительной подстанции, блока технологических помещений, подходного коридора, эскалаторного тоннеля. Ведутся работы по сооружению внутренних конструкций, прокладке инженерных сетей и архитектурно-отделочные работы. В перегонных тоннелях ведутся работы по верхнему строению пути (основа под рельсы).
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Пассажирку в состоянии опьянения сняли с рейса Алматы – Актау
МРП 2026
МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
«Срочно освобождайте, иначе суд!» - почему договор и ключи от недвижимости не гарантируют спокойствие в Казахстане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте трехлетний ребенок проглотил 16 магнитов
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Во сколько обойдется иностранцам новогодняя ночь в Астане и Алматы
Медицина
Почему в Казахстане не доверяют медицине