В тренеры – пинком!
– Стрельба из лука – это мой вид спорта, – начинает разговор Олег Литус. – Меня отец с двух лет брал с собой на охоту и рыбалку. Ну и чтение книг Майн Рида и Фенимора Купера наложило свой отпечаток. В 1976 году меня назначили старшим тренером сборной Казахской ССР. Мне тогда было только 25 лет, и я сам еще выступал, входил в сборную профсоюзов СССР.
– Не было сомнений, что тренерская работа помешает вам дальше расти как спортсмену?
– Очень сомневался, но меня просто пинком запихали туда. Стрельбу из лука мы быстро подняли. Если в 1975 году Казахстан был на Спартакиаде народов СССР предпоследним, то уже через четыре года у нас появилась первая чемпионка Советского Союза среди юниорок Ирина Леонова и бронзовый призер Спартакиады Александр Кислицын. После этого пошло-поехало. В олимпийский 1980 год Кислицын выиграл зимний чемпионат СССР, установив три союзных и один мировой рекорды. Я, естественно, сразу пошел к главному тренеру сборной Арсену Балову, говорю: “Берите его на Олимпиаду, он же первый”. Тот отвечает: “Соревнования были в помещении, а на Играх стрелять надо на воздухе”. Ну ладно. Весной Кислицын становится первым на Кубке СССР в Москве, но в ответ: “Я бы с удовольствием его включил в олимпийский состав, но по критериям отбора учитываются результаты за два года”. Этим проверялась стабильность результатов.
Тянули лямку
– Наставники из республик, чьи воспитанники входили в состав сборной СССР, также, как правило, привлекались в тренерский штаб национальной команды…
– Сразу после Олимпиады-1980 меня включили тренером-стажером в советскую сборную. Одновременно я стал тренером сборной Вооруженных сил СССР, поскольку Кислицын и Леонова были армейцами. Затем Виталий Шин и Сергей Мартынов выполнили нормативы мастеров спорта международного класса. Эта бригада тянула до 90-х годов. Кто-то уходил, на их место приходили новые: Светлана Руднева, Яна Туниянц, Анна Можар, Елена Серова.
– С чем было связано появление в Казахстане большого числа сильных лучников?
– Мы просто работали. У нас был хороший гостренер Владимир Гладышев. С ним, а также с моим другом Витей Бахманом мы ездили по всем регионам Казахской ССР. Гостренер в те годы был очень солидной фигурой, его встречали по стойке смирно.
Коммунистическое прошлое
– К Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе готовились очень серьезно?
– Конечно. СССР должен был выиграть ее в медальном зачете. Все документы шли под грифом “секретно”, чтобы не было утечки информации. Сейчас у нас – каменный век по сравнению с тем, что было в сборной СССР. Команда круглый год была на сборах. В нее входили по три состава мужчин и женщин, а это 24 человека, еще 12 человек из комплексной научной группы и 4 тренера. На олимпийской базе в Новогорске я попал в коммунизм. Там были все условия. А кормили как: икра красная, икра черная, круглый год овощи, мандарины, апельсины, ананасы! В магазинах тогда все это не продавалось…
С нами к чемпионату мира 1982 года готовилась сборная СССР по футболу. Жила она по испанскому времени – футболисты спали до обеда. Но тут поступила жалоба – вороны им не дают спать, каркают. Приехала рота динамовцев и из мелкашек расстреляла всех птиц. Не вру! Выступили футболисты, мягко говоря, плохо, и их с базы выселили. А там было два корпуса: для элитных видов спорта (футбола, хоккея, шахмат) и для всех остальных. Так вот нас вместо футболистов поселили в элитный. Это было что-то! Я там первый раз увидел видеомагнитофон, фильмы смотрел с Чаком Норрисом и Брюсом Ли.
– Почему вы тогда в скором времени оставили спорт?
– Накопилась усталость. В советское время у меня был рекорд – за год 242 дня провел в командировках. В одну только Москву раз 30 летал. К тому же спад в результатах пошел, Кислицын поймал звездную болезнь.
– В чем она проявлялась?
– Начал сам руководить: “Николаич, ты ничего не знаешь”. Из сборной его моментально исключили, из армии – тоже. Так и не вернулся на прежние результаты.
Чтобы выжить, гоняли машины. Из Европы
– А как вас самого вернули на тренерскую работу?
– К нам на сборы из Москвы приехала сборная команда ВС СССР – ЦСКА. Поехали на рыбалку с тренерами – я тогда егерем работал. Две ночи уговаривали вернуться на тренерскую работу. Тут и мать подъехала: “Алик, здесь торчишь, талант пропадает”. Короче, уговорили.
– Как на тот момент складывались дела в казахстанской стрельбе из лука?
– Свято место пусто не бывает. Пришли молодые ребята, из Таджикистана пригласили Вадима Шикарева, а после развала Союза – Владимира Ешеева из России, Станислава Забродского из Украины. У нас образовалась сильная команда, и на Олимпиаду 1996 года мы завоевали польный комплект лицензий – 6, по 3 у мужчин и женщин.
– В 1992 году Казахстан вступил в Международную федерацию стрельбы из лука…
– …и в том же году мы получили первые медали на чемпионате Европы в Германии. Поехали туда, честно говоря, за машинами. Ну и команду прихватили, а в ней три молодые Елены – Дроздова, Серова и Плотникова. Тогда ведь, помнишь, как тяжело было со спонсорами? Находили бизнесмена, оформляли его как тренера (визу в то время было сложно получить), а он нам оплачивал билеты. В Германию добирались самолетом до Москвы, оттуда – до Кишинева, а дальше – автобусом. Приехали. Нас никто не знает. Из казахстанцев слышали только про лыжника Владимира Смирнова. Мы командой стали бронзовыми призерами, а Дроздова – третьей в личном первенстве. Там все нас на руках носили, собрали кучу подарков – гуманитарную помощь. Сидим вечером в кафе, разговариваем. Подсаживается какой-то немец и на ломаном русском спрашивает: “Вы откуда?”. “Да вот же, написано на майках: Казахстан”. – “А я там сидел”.
Под подпиской о невыезде
– Как отбирались на Олимпиаду-1996?
– Лицензионный турнир проходил в Индонезии. Мы шли все время вторыми-третьими и встречались с индонезийками. Тогда я впервые почувствовал, что такое шаманство. Девчонки как будто разучились стрелять. Им нужно было побеждать, чтобы получить лицензию, а они проиграли. Хорошо, что у Леоновой и Туниянц уже были личные лицензии, а третью мы добрали, как и мужчины, на чемпионате Азии.
Начиная с 1994 года мы ни с чемпионатов Азии, ни с Азиатских игр не возвращались без медалей. В 1994–1996 годах сразу десять казахстанцев входили в сотню лучших стрелков мира. Так было года до 1998-го. А потом начался разлад среди тренеров. Меня сняли в 1996 году. Неприятная история получилась, перед самой Олимпиадой оказался даже под подпиской о невыезде. Принес тогдашнему руководителю спортивного ведомства Темирхану Досмухамбетову заявление на увольнение. Он говорит: “Коней на переправе не меняют”. Решил вопрос, и я поехал с командой в Атланту. Но девчонки стали тогда восьмыми в командном первенстве, а мужчины – двенадцатыми. В 1997-м женская команда, что готовилась к Олимпиаде, выдала свой результат – выиграла серебро чемпионата мира в закрытом помещении. Туниянц, Леоновой и Плотниковой присвоили звание заслуженных мастеров спорта. А потом начался спад. Каждый тренер стал совать в состав своего, не задумываясь над тем, что из этого выйдет. И эта беда продолжается до сих пор. Сейчас у нас лучшее место на чемпионатах мира – 25-е. Такое раньше в кошмарном сне бы не приснилось.
Судьба разбросала по миру
– Как сложилась судьба наших звезд 90-х?
– Когда команду начали разорять, многие разъехались: Леонова – в Бельгию, Руднева – во Францию (выступая за эту страну, она стала чемпионкой мира), Можар уехала в Канаду, Серова в Москве живет, Шикарев умер. Он стрелял как бог. Туниянц ушла неожиданно. Говорят, ударилась в религию. Я пытался ее вытащить перед Олимпиадой 2008 года, но не получилось. Яна входила в тройку самых талантливых лучников Казахстана вместе с Шикаревым и Леоновой. Настоящие алмазы. Виктория Белослюдцева сейчас живет в Таиланде. У нее там свое стрельбище, наши ездят туда на сборы. Недавно в Алматы проходил Гран-при Азии, она приезжала судьей.
– Каковы перспективы нынешнего поколения?
– У нас сейчас – молодая команда. Анастасия Баннова, Фарида Тукебаева, Луиза Сайдиева, Ольга Пилипова – девчонки неплохие. У мужчин есть два брата Ганькиных – Артем и Денис, Ойбек Сайдиев. Я считаю, нужна реорганизация системы подготовки. Нынешняя система с ДЮСШ и ШВСМ устаревшая, она не приносит плоды. Необходимы школы по отдельным видам спорта, в каждой из которых были бы все возрасты… На Гран-при Азии мы взяли много медалей. Может, после этого и отношение к нам изменится в лучшую сторону.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы студент напал с ножом на преподавателя
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Алматы
Бокс
Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
25-летнего электрика с тяжелыми ожогами переведут санавиацией в Астану
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Туризм — прибыльный бизнес?
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане