Опубликовано: 4100

Страсти в Золотой Орде были не хуже, чем в «Игре престолов» - казахстанский историк

Страсти в Золотой Орде были не хуже, чем в «Игре престолов» - казахстанский историк Фото - Фотоколлаж

Золотордынский период казахстанской истории может вполне дать фору сценарию культового американского сериала «Игра престолов» по масштабам, значимости, неожиданности поворотов событий и главное - достоверности, ведь борьбой за власть была насыщена и средневековая история Центральной Азии. 

Своим подробным мнением на этот счет с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился главный научный сотрудник Института истории государства Жаксылык Сабитов.

- Жаксылык Муратович, для начала: насколько, на ваш экспертный взгляд, верным звучит утверждение, что Казахстан является прямым и полноправным историческим преемником Золотой Орды? И согласны ли вы с тем, что Золотая Орда приобрела особое значение в последние годы именно как символ национальной идентичности казахстанского народа?

- Вполне можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что Казахстан является прямым преемником Золотой Орды, но не единственным, а одним из. Просто так получилось, что из всех государств, появившихся в результате распада Советского Союза, единственным, кто заявил о преемничестве Золотой Орды на высоком уровне, является именно Казахстан.

Также говорят и в Татарстане. Но о том, что Казахстан является наследником Золотой Орды, писал еще Чокан Валиханов в XIX веке, приводя множество аргументов в пользу этого и используя устный фольклор казахов.

В принципе, до 30-х годов о том, что Казахстан является наследником Золотой Орды, говорилось как об аксиоме. И дореволюционные российские авторы, и казахстанские авторы писали и говорили об этом. И с этим никто не спорил до 1944 года. В тот год вышло постановление, что Золотая Орда является «хищным паразитическим государством», которое имело негативную историю. Поэтому и Татарстану, и Казахстану пришлось отойти от этой темы и дезавуировать свои стремления приблизиться к Золотой Орде. Иными словами, от данного концепта пришлось отказаться.

На самом деле этот концепт был опасен для авторов, что его продвигали. Например, в свое время выпустили книгу о Едыге, которая рассказывала про жизнь эмира Золотой Орды. Автор подчеркивал важность его фигуры, но в связи с тем, что именно в то время начались гонения исследователей Золотой Орды, автор фактически уничтожил этот труд и изменил свою специализацию на археологию.

В советский период заниматься темой Золотой Орды действительно было опасно. С 1944 года тема Золотой Орды была вычеркнута и вырезана из национальной истории Казахстана. Запрет оставался долгое время, но есть два человека, которых нужно обозначить, ибо они внесли огромный вклад в изучение и популяризацию Золотой Орды.

Первый – это Ильяс Есенберлин, который на свой страх и риск написал и опубликовал трилогию «Алтын Орда», где описал это государство комплиментарно, фактически реабилитируя Золотую Орду в читательских глазах. Его трилогия основана на научных исследованиях, но, конечно, там есть и художественный вымысел.

И второй – Вениамин Петрович Юдин, один из лучших казахстанских востоковедов и, на мой взгляд, лучший историк Казахстана XX века. В 1969 году вышел материал по истории казахских ханств, 70 процентов работы в котором сделал именно Юдин. Его вклад неоценим, и, если бы не он, наши знания, возможно, были бы намного меньше. Стоит также отметить, что многие его идеи были сопоставимы с идеями Чокана Валиханова.

- Как изменились научные подходы, исторический дискурс в вопросе изучения Золотой Орды и ее наследия с веянием времени?

- Отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что после распада СССР тема Золотой Орды не находила интереса в силу инерции, потому что специалистов было мало. Но, помимо этой проблемы, был кризис самой исторической науки. Финансирование уменьшилось, и многие ушли в бизнес. До 2010-х годов все это воспринималось как часть родственной, но не нашей истории. И те, кто защищал диссертации на тему Золотой Орды, делали это не в рамках казахстанской истории, а в рамках всемирной истории.

В 2013 году вышла монография «Независимый Казахстан. Борьба за прошлое (актуальные проблемы современной казахстанской историографии)». В ней были обозначены конкретные аргументы, которые, по мнению автора, должны были способствовать гармонизации процессов национального строительства в Казахстане. Одним из необходимых шагов в этом процессе было возвращение внимания к «золотоордынскому концепту».

Начиная с 2014-го по 2019 год Нурсултан Назарбаев не раз в своих интервью также озвучивал тезис о том, что Казахское ханство является одним из законных преемников Золотой Орды. В 2019-м Касым-Жомарт Токаев высказался о 750-летнем юбилее Золотой Орды. "Нам следует воспитывать нашу молодежь именно в этом духе": о важности юбилейного празднования 750-летия Золотой Орды в Казахстане

- Жаксылык Муратович, хотелось бы порассуждать с вами и об этом: в последнее время повысился интерес к истории средневековья благодаря удачным и нашумевшим кино и сериалам. Взять ту же «Игру престолов», основанную на цикле романов «Песнь льда и огня» Джорджа Р. Р. Мартина. Считаете ли вы, что насыщенность, значимость и характер исторических событий Казахстана, охватываемых периодом Золотой Орды, способны посоревноваться со сценарием этого нашумевшего и культового сериала? И вообще в целом насколько возможно адаптировать золотоордынский период нашей истории, рассчитывая, что это положительно воспримется массовым зрителем?

- Безусловно, это можно сделать. Потому что та же «Игра престолов» - это европейская история, пересказанная в жанре фэнтези, где Ланнистеры – это Ланкастеры, Старки – это Йорки, а их противостояние – это переписанная Мартином война Алой и Белой роз, где вплетено еще множество разных сюжетов. История Золотой Орды была не менее интересной, а где-то даже более увлекательной.

В своей недавней статье «Независимость дороже всего» Президент Токаев заявил, что сегодня в мировой киноиндустрии востребованы сценарии исторических фильмов и что Netflix, HBO и другие крупные кинокомпании направляются в Азию, а у Казахстана в истории есть много важных событий, которые могут лечь в основу таких фильмов, например, история Золотой Орды, одной из самых могущественных империй в мире.

Но есть два момента, которые я хотел бы выделить.

Многие казахстанские историки плохо знают тему Золотой Орды, а она очень обширна и богата. Я считаю, что, в принципе, у меня есть сведения, основываясь на которых можно снять восемь сезонов сериала о Золотой Орде, начиная от Джучи. Все это можно показать. Там была очень жесткая политика, реально наша «Игра престолов».

«Красная свадьба», которая была показана в нашумевшем сериале, напоминает событие из нашей истории, когда Узбек-хан с помощью своих сторонников устроил бойню на пиру, в результате которой погибли законные наследники предыдущего хана, а также от 20 до 120 других царевичей.

Иными словами, многие события, которые были показаны в «Игре престолов», в той или иной степени были и в Золотой Орде. Была борьба, было взяточнество, войны, интриги, отравления. И это уже реальная история, а не фэнтези.

К примеру, интересным был бы, условно говоря, шестой сезон про Золотую Орду, про битву Тохтамыша и Едыге. Там была печальная фигура – Джанике-хатун. Она была женой Едыге и дочерью Тохтамыша и разрывалась между мужем и отцом, которые воевали друг с другом. В итоге она выпросила у своего мужа, когда тот убил ее отца, не убивать брата. Потом брат вырос и убил Едыге. Такая абсолютно шекспировская трагедия. И это были исторически достоверные сведения. Все это можно экранизировать, страсти там были не хуже, чем в «Игре престолов».

Два момента, о которых я говорил ранее…

Первое – необходимо, чтобы исторические консультанты были компетентны и подкованы в истории. Не просто уважаемые люди, которых мало кто знает, а именно профессионалы своего дела.

Второе – нужно позиционировать героев этого сериала как противоречивых людей. Не нужно делать ту ошибку, которую сделали в «Казахском ханстве». В этом сериале Жанибек и Керей показаны как просто позитивные люди, не имеющие недостатков, как Супермен.

Правителей в историческом фильме нужно показывать обычными людьми, которые стремятся к власти, борются за нее, кого-то любят, кого-то ненавидят. Не нужно сглаживать все до идеальности. Нужно показывать реальность и противоречивость людей, - резюмировал наш собеседник.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи