Основной, во всяком случае официальной претензией исполнительных органов к заводу, являлись экологические проблемы, возникавшие в регионе вследствие деятельности вредного производства.
Однако особую остроту конфликт приобретал в весенне-летнее время, в период активизации строительства. Цены на цемент — главный строительный материал, — начинали расти просто космическими темпами. При том, что на долю Шымкентского цементного завода приходится чуть ли не третья часть всего выпускаемого в Казахстане цемента. Возникал вопрос — почему при таком огромном объеме выпускаемой продукции, когда даже теоретически ни о каком дефиците не может быть и речи, стоимость цемента постоянно увеличивается?
С ситуацией ценообразования шымкентского цемента пытались разобраться не только южно-казахстанские государственные и контролирующие органы. По данному вопросу сюда наведывались и министры со свитой «замов и завов». Весь чиновничий люд в своих оценках был однозначен — в росте цен виноват сам шымкентский завод. Но оценки эти ограничивались устным разговором министров с итальянскими управляющими. До каких-либо юридических или административных мер дело так и не доходило.
Это было вызвано тем, что, несмотря на довольно аргументированные позиции агрессивно настроенных министров, руководство ШЦЗ не менее обоснованно и документально парировала все обвинения в свой адрес, доказывая собственную правоту.
Так, по поводу роста цен министры и чиновники постоянно утверждали что ШЦЗ создал вокруг себя сеть аффилированных компаний. И только этим избранным фирмам завод и отпускает свой цемент, причем по фиксированной, очень низкой цене.
Тут следует заметить, что ШЦЗ до последнего времени относился в регионе к монополистам по производству цемента. И тарифы на цемент утверждались только и исключительно антимонопольным комитетом. Который решительно был настроен держать цену на минимальной планке. По мнению чиновников, руководство завода очень быстро научилось использовать эту данность себе на пользу. Отпуская цемент по фиксированной, минимальной цене, завод мог обоснованно платить мизерные налоги в бюджет, так как не имел никаких сверхдоходов.
Но цемент-то, по мнению чиновников, продавался только «своим». Имея очень разнообразный юридический статус от ЧП до ТОО, эти перекупщики уже по определению не могли являться монополистами, но, по сути, являлись сплоченной и аффилированной с ШЦЗ торговой сетью. И эта сеть уже диктовала на рынке свои тарифы, порой трехкратно превышавшие отпускную цену завода.
Естественно, такая политика проходила не без ведома и не без интереса со стороны руководства завода. Во всяком случае именно так утверждали министры и чиновники, хотя документальных подтверждений своим словам предоставить так и не смогли.
Заодно управленцев всегда обвиняли в том, что они не выполняют обещанной реконструкции и развития производства, не уделяют достаточного внимания социальному обеспечению и т.д. и т.п.
Со своей стороны заводчане спокойно объясняли, что завод буквально обложен со всех сторон всяким регламентирующими и контролирующими законами, актами и нормативами. Которые выполняет безукоризненно. Цену назначил антимонопольный — с этим не спорят. Налоги платят в соответствии с казахстанской системой налогобложения, а остальное — придирки. Реализуют цемент по договорам, причем список оптовиков-покупателей утвержден самим акиматом ЮКО по категории «строительные компании», работающей на выполнение социального и госзаказа.
Что касается развития и миллионных инвестиций в завод и социальную сферу, то управляющие и рады бы вкладываться, но те же конфликты с местными властями не слишком способствуют работе в этом направлении.
В общем, на любую претензию властей у управленцев, образно выражаясь, был оправдательный документ с печатью и подписью самих властей.
Таким образом, как уже говорилось, официальной юридической претензией оставался лишь вопрос по экологии.
Тут, кстати, тоже характерная картина — в прошлом году экономический суд не признал претензий акимата к ШЦЗ, вынеся решение в пользу завода. Но уже через полгода коллегия по хозяйственным делам областного суда постановила совершенно обратное. И завод был оштрафован на многомиллионную сумму за нарушение экологии.
Венцом противостояния стал конец прошлого года, когда акимат ЮКО в одностороннем порядке разорвал договор с управляющими ШЦЗ в связи с тем, что последние не согласовали с акиматом план развития горных работ на горных месторождениях.
После этого завод встал. При этом власти упорно твердили, что не пойдут на компромисс с своевольными управленцами, и заставят их выполнять и уважать все казахстанские законы.
Управляющая компания проводила пресс-конференции, круглые столы и брифинги, где весьма отчетливо звучал подтекст о рейдерстве государственных чиновников.
В кулуарах поговаривали о том, что кто-то очень влиятельный хочет заполучить шымкентский цементный себе. Причем даже не купить, а так забрать. Итальянцы неофициально заявляли, что завод не отдадут. Даже готовы просто законсервировать его на неопределенное время. Но не продавать, ни тем более дарить предприятие не собираются принципиально. А если что, то дело дойдет до международных разбирательств.
Неожиданно ситуация разрешилась в начале апреля.
Буднично и просто акимат ЮКО сообщил, что с руководством завода подписан меморандум взаимопонимания. Управленцы подтвердили, что будут выполнять все свои обязательства: инвестировать программу технологического развития, выделять средства на экологию и социальные нужды, отпускать цемент по фиксированной цене.
Страсти улеглись как будто и не было. Хотя, видимо, главная причина обоюдного компромисса — наступление очередного весенне-летнего периода, строительного сезона. Спорить уже некогда, надо строить, а значит и договариваться. Ведь без цемента — никак.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Склад потушили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу