Опубликовано: 5 2595

СТОличные отходы

СТОличные отходы Фото - project-ukraine.info

Если в сфере экологии воздуха что-то, да делается, то есть категория отходов, которые вовсе остаются без внимания. Речь идет об отработанных автомобильных маслах и других жидкостях, которые ежегодно один, а то и два раза, каждый автолюбитель меняет на многочисленных алматинских СТО. Как потом складывается судьба этих жидкостей?

Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды - поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. При оценке такого загрязнения не всегда удается определить возможность возврата экосистемы к устойчивому состоянию или необратимой деградации.

В отработанных автомобильных маслах содержатся такие вредные вещества, как сульфатная зола, сера и фосфор. При замене масла в двигателе и происходит утечка, отработанное масло попросту выливают на землю, после чего на этом участке образовывается мертвая зона, так как ни растительность, ни любые другие организмы не могут жить на этой территории. То же самое происходит и при заправке автомобилей. Обратите внимание на любое СТО или автозаправочную станцию: рядом с ними  очень слабая растительность. Или вообще никакой. Пролитое машинное масло или бензин попадают через грунт в воду, та течет в реки и озера, являющиеся источником питьевой воды для многих людей. Часто  можно видеть масляные пятна на поверхности водоемов, находящихся в близи автотрасс, заправок и стоянок. Автомобильные масла и другие нефтепродукты, попавшие в землю или воду, очень трудно разлагаются. Все это влечет за собой гибель представителей фауны, поэтому начали исчезать некоторые виды рыб, птиц и млекопитающих.

И в то же время, отработанные автомасла – ценное сырье. Одним из наиболее реальных источников пополнения масляных ресурсов является регенерация (восстановление качества) масел и повторное их использование. Регенерация масел - экономически рентабельная отрасль экономики. При правильной организации процесса стоимость восстановленных масел на 40-70% ниже стоимости свежих масел при практически одинаковом их качестве.

Несанкционированные выбросы обусловлены тем, что в нашем законодательстве отработанные масла считаются отходами, тогда как в законодательстве США и стран  Евросоюза  -  ценным энергетическим сырьём. В странах Евросоюза, например, среднее количество собранных отработанных масел достигает 70-75% - более 2,3 млн тонн в год, из них 25% - регенерируется, остальное, после соответствующей обработки,  используется в качестве топлива. А в таких странах, как Германия, Бельгия и Италия более 50% отработанных масел от сбора поступает на установки регенерации с целью получения регенерированных базовых масел.

В Казахстане эта проблема с каждым годом становится все острее. С ростом автомобилизации и, как следствие,  увеличением количества предприятий автосервиса, на повестку дня встал вопрос: что делать с отходами производства СТО, пунктов вулканизации, пунктов замены масел? В одном только Алматы в результате деятельности объектов автосервиса ежегодно образуется до 500 тонн металлолома, 3,5 млн. литров отработанных масел, 1200 тыс. штук использованных покрышек, 200 тыс. отработанных аккумуляторов, 50 тыс. литров охлаждающих жидкостей. Зачастую отходы производства сжигают в домашних печах, банях, что самым негативным образом влияет на экологическую обстановку.

Между тем эти отходы могут служить сырьем для производства ГСМ и стройматериалов. На сегодняшний день договоры со специализированными организациями на вывоз и переработку отходов заключили более 200 организаций автосервиса. Но их в городе, по разным данным, от  500 до 1000. Точной статистики нет, потому что контроль над предприятиями  автосервиса в городе очень слабый. Есть десятки и даже сотни предприятий, которые работают незаконно. Множество частников оказывают такие услуги по объявлениям в газетах или Интернете, просто «по знакомству»… Поэтому идет и разнобой в данных по количеству отходов СТО. Например, недавно, выступая на собрании городского актива, аким Алматы заявил даже, что ежегодно в почву и воду сливается до 9 млн. литров отработанных масел! Возможно, с учетом промышленных предприятий, так оно и есть. В любом случае, масштабы проблемы очень велики, и решать ее надо на государственном уровне.

Кое-что уже делается. В Алматы была три года назад принята «Программа по управлению и обращению с отходами производства объектов обслуживания автотранспортных средств в городе Алматы на 2008-2010 годы». В ней предусматривалось, что отработанные масла будут собираться с СТО и пунктов замены масла и перерабатываться, не нанося ущерба экологии и здоровью людей. Для этого были созданы специализированные предприятия, оснащенные необходимой техникой и оборудованием. Со станциями технического обслуживания и пунктами замены масла заключались договоры, наладили сбор масла и его перевозку в цеха переработки. Однако дело это сразу «забуксовало». Почему? Мы обратились с вопросами в специализированную компанию АО "KazEcoResurs", которая проводит сбор и регенерацию отходов СТО, в том числе и масел, в Алматы и Алматинской области.

- Очень часто СТО не хотят заключать с нами договоры, потому что за вывоз масла надо платить, – считает заведующий производством компании Токтамыш Куанышев. – Тарифы наши на сбор и вывоз масла весьма умеренные – 22 тысячи тенге за тонну, или 22 тенге за литр. Для СТО это не может быть обременительным, все мы знаем тарифы на смену масла, в них уже заложены эти расходы. Однако СТО не желают платить, и поэтому очень часто не идут на сотрудничество с нами. Они предпочитают продавать масло сами, частным лицам и организациям, которые просто сжигают его в печках. Хотя просто сжигание его не только не рационально, оно наносит вред окружающей среде. Они не хотят платить, но и мы не можем брать эти расходы на себя – возить приходится далеко, завод расположен за городом, в Жамбылском районе, да и сам сбор масла по десяткам СТО требует времени и денег. Поэтому, мы сегодня работаем далеко не в полную силу.

Вот это верно. По данным за прошлый год "KazEcoResurs" переработал… 37 тонн масла! Это 37 тысяч литров. А их, напомним, в городе за год образуется по меньшей мере 3,5 миллиона.

Откровенный разговор с руководителями СТО прояснил ситуацию.

- С чего это я должен еще платить им за сбор масла? – недоумевает менеджер одной из алматинских СТО Сергей. – Мало того, что я хлопочу, сливаю его в бочки, которые захламляют территорию, отдаю им его бесплатно, да еще и деньги плати!? Ведь они его переработают – и продадут! Пусть тогда включают в  стоимость конечного продукта и цену за сбор и перевозку, но не перекладывают свои расходы на нас.

- Я, как и многие другие руководители СТО, тоже считаю такой порядок несправедливым, – говорит  менеджер другой СТО, Марьяна. – Ведь мы отдаем отработанное масло даром, собираем его, не загрязняем окружающую среду. По сути, это нам должны платить! Поэтому, когда к нам приезжают люди и просят продать бочку «старого» масла по 8-10 тенге за литр, мы идем им навстречу. Нам выгодно – мы получаем небольшие, но реальные деньги. Учтите еще, что не на всех СТО большая «проходимость. Иной раз бочка наполняется месяц, а то и два. А тот же "KazEcoResurs" пришлет машину, если у вас скопилось не менее пятисот литров – иначе ему невыгодно… Вот и стоят бочки с маслом по полгода, что создает для СТО дополнительные проблемы. Я считаю, пока такое положение не изменится – масло будут сжигать в печах. Так просто выгоднее для многих.

Очевидно, в такой ситуации нужно искать компромисс между интересами СТО и сборщиков масла. Законодательный и «силовой» нажим на них ничего не даст – кто может реально проконтролировать, сколько машин меняют масло на СТО города каждый день? Поэтому нужен обоюдный экономический интерес. Пора договариваться, чтобы ценное сырье шло не на отравление земли, воды и воздуха, а всем на пользу.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

08.04.2010

Кто-то явно лукавит:

"В одном только Алматы в результате деятельности объектов автосервиса ежегодно образуется до 3,5 млн. литров отработанных масел..."

и тут же

"аким Алматы заявил, что ежегодно в почву и воду сливается до 9 млн. литров отработанных масел"

08.04.2010

"Поэтому идет и разнобой в данных по количеству отходов СТО. Например, недавно, выступая на собрании городского актива, аким Алматы заявил..."

08.04.2010

Пардон, действительно не увидел...

MaigoRoot 17.07.2011

Комментарий удалён модератором

next 29.10.2011

Комментарий удалён модератором

X Закрыть