Опубликовано: 1300

Специфика сельской езды

Специфика сельской езды Фото - ala.kz

Конечно, в деревнях, аулах и селах не знают, что такое пробки и час пик. Однако в этом счастливом незнании и скрывается суть сельской проблемы дорожного движения.

Не будем сравнивать с Алматы Каскелен или Талдыкорган – первый расположен совсем рядом с южной столицей, ну а административный центр Алматинской области язык не повернется назвать селом. Но если вас занесет в какой-нибудь районный центр километрах в пятистах от Алматы, или Астаны, будьте готовы к тому, что очутитесь на другой автомобильной планете.

Что говорить о дорогах – сетования алмаатинцев на разбитый асфальт их сельским коллегам кажутся просто смешными. Дорог, в понимании нормального человека, в райцентрах практически нет. И непонятно что хуже – «изначальная» каменистая грунтовка, или асфальт времен второй мировой войны, весь в колдобинах и «заплатах».

Что сразу бросается в глаза в отдаленных селах, аулах и городах – скорость движения. В среднем это 10-15 километров в час. Даже по центральным улицам. Первые пару дней чувствуешь себя за рулем, мягко говоря, не в своей тарелке. Потом с горькой усмешкой понимаешь, что иначе просто никак, и начинаешь ездить, как все. А как же иначе? От перекрестка до перекрестка два шага, это не алматинские кварталы по 140-200 метров длиной. Перекрестки нерегулируемые, то есть даже если сейчас у тебя главная дорога, то на следующем пересечении вполне может висеть треугольник, приказывающий дорогу уступить. Может и вообще ничего не висеть, и тогда в последний момент, благо едешь медленно, успеваешь вспомнить правило «правой руки». В любом случае, скорость на перекрестках сбрасывают практически все и всегда – мало ли какой джигит вылетит тебе сейчас навстречу. Даже если у тебя «главная».

Второй изрядно напрягающий момент – очень рискованные обгоны. Если в большом городе ты без больших проблем перестроишься в нужный ряд, да и движется поток достаточно быстро, то в небольших городках ряд движения один-единственный. То есть для того чтобы обогнать, надо выехать на встречную. Рисковать лобовым столкновением, в котором еще и будешь виноват, никому не хочется. Поэтому за трактором, или дряхлым грузовичком, колонна из 6-7 автомобилей может тянуться несколько кварталов.  Со скоростью пешехода.

Кстати сказать, именно небольшая скорость спасает сельских водителей от увечий и разбитых авто. Ведь если, к примеру, в Алматы, культура вождения весьма низкая, то в селах ее нет вообще. Здесь практически не обращают внимания на знаки – благо их очень немного, здесь не принято обязательно посмотреть в зеркало, прежде  чем выехать на дорогу. Поворотники включают только «ботаники», «настоящие мужчины» считают это дурацким городским излишеством.

- Все говорят, что в Алматы ездить невозможно, что сельским водителям там особенно трудно, - сказал мне как-то старый друг, регулярно приезжающий в южную столицу по делам на своей машине из отдаленного районного центра. – А я в Алматы езжу свободно, но вернувшись домой  день-два привыкаю к НАШЕМУ движению. Потому что в Алматы, при просто невообразимом количестве машин, все, однако, ездят по правилам. У нас же…

ПЕШЕХОДЫ

Вы   можете не поверить, но коренному горожанину в небольших селах нужно будет учиться… ходить. Тротуаров там, как правило, нет. Идти по пыльной, каменистой обочине трудно. В итоге  не замечаешь, как начинаешь шагать по дороге – если это и не асфальт, то, по крайней мере, гораздо более укатанная, чем обочина, грунтовка. То, что рисковал жизнью, понимаешь, когда сзади негодующе сигналят. Поэтому скоро приноравливаешься к «сельскому» способу передвижения, немыслимому в больших городах – если нет впереди машины, или не слышно ее сзади, то идешь по дороге. Показалось что-то впереди или послышалось позади – смотря по какой стороне идешь – сворачиваешь на обочину. И так всю дорогу. Очень выматывает, если путь долгий.

Пешеходных переходов в селах водителям можно не бояться, а пешеходам – не искать. Их просто нет. Да и не нужны они – даже на главных улицах машин раз-два и обчелся. Надо заметить, что сельские пешеходы дороги переходят в большинстве своем цивилизованно. В отличие от алматинских «коллег».

СВЕТОФОРЫ

В некоторых населенных пунктах районного масштаба они наличествуют. И являются для пешеходов, как бы дико это не звучало, зоной повышенной опасности. Обычно сельские водители соблюдают сигналы светофоров, но если поперечная улица пустынна, порой могут проехать на красный. Наличие в этом случае пешехода, спокойно переходящего дорогу на зеленый, воспринимается как не имеющая права на существование помеха – как же, я на красный еду, побыстрее проскочить перекресток надо, а тут этот чертов пешеход нарисовался! Не видит что ли -  машина едет!

Тебя пропустят, конечно – ну или объедут – но страха натерпеться придется. В итоге, через несколько дней жизни в одном из райцентров Алматинской области, я поймал себя на мысли, что дождавшись зеленого, не перехожу улицу, а жду, пока проедут поворачивающие машины. В Алматы, в такой ситуации, уступающие  дорогу автомобили  мне бы уже засигналились. Здесь же водители, будто так и надо, поворачивали и, укорив себя в первый момент за нерешительность, я в следующую же секунду ей порадовался – а вдруг местные водилы этого нюанса Правил просто не знают?! Не хочется стать калекой, даже если тысячу раз прав…

ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ

«Стоящий на стреме» гаишник даже в районном центре – не говоря уже про заштатный аул – большая редкость. Поэтому, нарушать, или не нарушать, каждый для себя решает, исходя не из собственной платежеспособности и вероятности встречи с полицией, а из расстояния, которое необходимо проехать.

Если от работы, где сегодня вечеринка, до дома несколько малюсеньких сельских кварталов, сельчанин без всяких сомнений сядет за руль в каком угодно состоянии – вероятность встречи с дорожным полицейским, который тебя еще и остановит, равна нулю. А вот проехаться в нетрезвом виде вечером по центру города, или выйти в пьяном состоянии из кафе и сеть за руль, может быть чревато.

Точно так же определяется степень нужности ремня безопасности. Большинство его пристегивают, только если ехать придется по центральным улицам, или на другой конец села. И уж конечно, никто не будет останавливаться, если вдруг зазвонит мобильник.

«Взнос» за нарушение, как альтернатива официальному оформлению, естественно, существует и в сельской местности. В отличие от крупных городов он на порядок ниже. Так, за незначительные нарушения, более чем достаточно будет пяти тысяч тенге. Но помните и об обратной стороне медали!

Вряд ли «вопрос» решиться быстро и за устраивающую вас сумму, если номер вашей  машины начинается с «А» или «Z» (Алматы и Астана – Прим. Ред.). «Вопрос» может и вообще не решиться – если бы дорожная полиция всех отпускала за взятки, откуда взялась бы у нас статистика нарушений?  Плюс, не так уж и редко на дороги – и на трассы и на улицы поселков – выходят так называемые «областники». Это дорожные полицейские из областных центров. Встретить их можно в любое время дня и ночи в самом глухом уголке региона. А вот с этими ребятами разговаривать значительно сложнее, чем с их местными коллегами  – и рангом они повыше, да и по вышеуказанной причине – выехал в рейд, значит, будь добр, давай результат!

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Небольшая скорость движения и столь же небольшое количество автомобилей в селах приводит  к возникновению таких ситуаций,  в реальность которых городскому водителю трудно поверить.

- Я как-то за рулем задумался, - рассказывает один из сельских водителей. – Еду себе не спеша, навстречу кто-то показался. Разминулись спокойно. И тут меня как будто ударило. Глянул вперед, на дорогу – ба, да я же по встречной  еду! А тот, что навстречу только что проехал, мне не поморгал, не посигналил – мол, что же ты делаешь?! Нет, спокойненько уступил мне дорогу, в свою очередь, выехав на встречную, будто так и надо…

Зато угонов, этого «Дамоклового меча» водителей из больших городов, в селах практически не случается. Если и угоняют, так это машину, которую хозяин никогда не запирает, бросая при этом у всех на виду. А тут вдруг подвыпившей молодежи покататься захочется… Отсутствие интереса к сельским авто у профессиональных и не очень угонщиков, хотя бросают машины где попало и на противоугонках-сигнализациях многие экономят,  объясняется просто – ну угнал, а что потом? Машину ведь где-то спрятать надо, а еще перекрасить, номера на двигателе перебить, документы новые изготовить.  Невозможно все это тайком проделать в городишке, где каждый второй знаком друг с другом! Тем не менее, оставлять машину открытой все-таки не стоит,  - желающие пошарить у вас в бардачке или вытащить МР-3 проигрыватель найдутся даже в глухой провинции.

Если в небольших населенных пунктах ДТП да еще с пострадавшими большая редкость, то на междугородних трассах картина иная. Некоторое время назад в одном из районов Алматинской области лоб в лоб столкнулись две легковушки. Два человека погибли на месте, один скончался в тот же день в реанимации. Еще один, с переломами всего, что только можно сломать, остался жив. Столкновение произошло средь бела дня, при отличной видимости, на равнинном участке трассы. И эта авария -  не что-то из ряда вон выходящее, а типичный для этих дорог трагичный случай. Причины кровавых ДТП на трассе одни и те же – усталость за рулем, выезд на встречную полосу, превышение скорости и нарушение правил обгона.

Собираясь в дальнюю поездку, помните об этом!

[X]