Опубликовано: 3700

Создаст ли Турция военный тюркский союз, и войдет ли в него Казахстан – эксперт

Создаст ли Турция военный тюркский союз, и войдет ли в него Казахстан – эксперт Фото - С сайта orda.kz

Какой полюс выберет Казахстан – турецкий или российский? Об этом рассуждают СМИ.

Формирование военно-политического союза тюркских государств исключать нельзя, он может начать формироваться вокруг Организации тюркских государств. Но тут многое, наряду с Турцией и Азербайджаном, будет зависеть и от позиции Казахстана - крупнейшего по территории тюркского государства, считают авторы информационно-аналитического портала Caliber.az, которые на примере нашей страны рассмотрели возможный выбор Нур-Султаном Турции или России в качестве своего главного военно-политического союзника.

Как отмечают авторы, Казахстан – огромное по площади государство, с 19 млн населения, богатое природными ресурсами. Совсем недавно эта страна пригласила российские войска для того, чтобы защитить правительство Касым-Жомарта Токаева, которому угрожали забастовки в Западном Казахстане и восстание в Алматы и Шымкенте. Впрочем, очень скоро власти РК попросили РФ и другие государства ОДКБ вывести вооруженные силы. Но факт, что позвали они российские войска, а не турецкие, по мнению авторов, примечательный. 

В Турции это решение вызвало оживленную дискуссию и комментарии прессы в том духе, что Москва сделала шаг вперед, опередив Анкару. Некоторые комментаторы говорили, что Турция должна работать над тем, чтобы превратить Организацию тюркских государств в полноценный военно-политический союз.

Сегодня позиция Казахстана меняется. «Казахстан не будет помогать России обходить введенные против нее со стороны США и стран Евросоюза санкции», - вспомнили авторы заявление первого заместителя руководителя Администрации президента Казахстана Тимура Сулейменова в интервью порталу Euractiv.

Российская газета «Ведомости» сообщает, что Сулейменов заявил: для Казахстана важно продемонстрировать европейским партнерам, что страна не станет инструментом России в вопросе обхода санкций. «Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС», - подчеркнул он.

Здесь есть и другой аспект – экономический, отмечает автор материала. "Россия, оказавшись под растущими санкциями, может стать проблемным местом для казахстанских компаний. Правда, опять же ссылаясь на Сулейменова, авторы отмечают, что Казахстан продолжит вести торговлю с Россией, инвестировать в страну и привлекать для нее инвестиции. Но даже КНР, которая говорит, что не станет соблюдать санкции, не исходящие от ООН, тем не менее сокращает торговлю с Россией и замораживает инвестиции в нее, опасаясь попасть под санкции США и Евросоюза". Пятьдесят пятый день военных действий России в Украине: прямая трансляция

«Но в свете последних событий на первом месте могут оказаться политические соображения. Казахстан, конечно, не станет рвать связи с Россией, это может быть слишком травматично. Скорее всего, он будет демонстрировать умеренную политику, постепенно укрепляя связи с Турцией», - подытожили авторы.

В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы попытались разобраться в том, насколько с учетом сегодняшних реалий и геополитической ситуации резонны и обоснованны рассуждения о формировании военно-политического союза тюркских государств, и насколько в этом ключе вероятна трансформация Организации тюркских государств? Какие тезисы для Казахстана в этом вопросе можно обозначить в первую очередь? На эти и другие вопросы для нас ответил политолог Замир Каражанов.

- Как известно, ничего так не сплачивает, как общие враги или, по крайней мере, вызовы. Но общего врага у тюркских стран нет. Поэтому острой необходимости в создании военного альянса у них нет. Создавать же «клуб по интересам» в сфере безопасности не актуально.

В этом (трансформации – Прим. ред.) нет большой необходимости. Военный блок может существовать отдельно от политической организации. Поскольку позиции стран в сфере внешней политики будут одинаковы, то логично предположить, что в сфере безопасности их точки зрения должны совпадать. Кроме того, такое положение позволяет обсуждать текущую политическую повестку дня отдельно от военной, что дает больше гибкости тюркским странам. Тем более, что одни из них состоят в ОДКБ, другие в НАТО, третьи находятся вне блоков. Если говорить о приоритетности формирования военного альянса под крылом ОТГ, то пока такие предложения не озвучиваются. Сам этот факт, наверное, говорит о низкой приоритетности подобных идей. Если говорить о возможном создании такого военного блока и включении в него тюркских стран, то вариантов несколько. Либо сразу несколько государств заявят о таком решении. Этому будет предшествовать дискуссия на политическом уровне, что не вызовет эффекта неожиданности. Второй вариант - две-три страны создадут военный союз, который в последующий период будет расширяться за счет других тюркских государств.

- Выбор Казахстана между российским и турецким полюсами – что вы можете сказать как в пользу, так и против каждого из них?

- Все зависит от самого Казахстана - что он ищет? Нас интересуют стабильность и безопасность в регионе. Мир, в котором нет места для насилия, рисков потери территориальной целостности страны, геополитических противоречий, благоприятная среда, в которой можно развиваться. Исходя из таких интересов выстраиваем партнёрство с другими государствами. Современный мир несовершенен, и «геополитические ножницы» никто не отменял. Но это не повод каждый раз менять партнеров. Поэтому для Казахстана представляет ценность сотрудничество с Россией и Турцией в той мере, в какой это отвечает его интересам. Нет необходимости делать выбор между двумя государствами. Такой позиции Казахстан придерживался в 2015 году после известных событий, скорее всего, её сохранит в обозримом будущем.

- И все же, если мы рассмотрим турецкий вектор, то какие явные преимущества первыми приходят на ум?

- Если рассматривать политическое, торгово-экономическое сотрудничество, то оно уже имеет место. Здесь у нас очевидные преимущества. Другое дело, что такое сотрудничество пока еще не отвечает потенциалу наших стран. Нам есть куда расти и что наращивать, это касается торговли, инвестиций, сотрудничества в гуманитарной сфере, логистике т.д. Что касается сферы безопасности, то в данный момент сотрудничество также наблюдается. Но протекает оно в двухстороннем формате, и за исключением Азербайджана и Турции ограничивается военно-техническим сотрудничеством. Между Азербайджаном и Турцией установилось военно-политическое сотрудничество, предполагающее взаимные обязательства в вопросах безопасности. Подобное сотрудничество допускается, но страны должны ясно представлять объём обязательств, чтобы быть готовыми их исполнить перед партнерами. Проще говоря, осознавать, с какими рисками сталкиваются в вопросах безопасности, войны и мира.

- Пребывание Казахстана в ОДКБ – это больше бремя или выверенный, правильный и необходимый принцип? 

- Не совсем корректно ставить вопрос таким образом. ОДКБ не должна быть бременем для страны-участницы. Эта организация должна гарантировать территориальную целостность своим членам, защищать и укреплять их суверенитет, снижать риски насилия на пространстве своей ответственности. Понятно, что на фоне войны в Украине сегодня высказываются мысли о бремени. Но в конфликт втянута не организация, а одна страна. ОДКБ и ее исполнительные органы должны быть сами заинтересованы в том, чтобы ситуация не сказывалась на других участниках организации. Сегодня нередко вольготно трактуют ОДКБ, говорят о каких-то моральных обязательствах ее членов. Но давайте исходить из того, что ОДКБ – это Организация договора, подписанного в 1992 году. Исходя из духа документа следует, что ОДКБ – это не сдерживающая организация и не «геополитическое плечо», она не ставит перед собой задачу сдерживать кого-то или поддерживать глобальный баланс. Это не организация, которая призвана обеспечивать лидерство её членов в мире. Это всего лишь оборонительный союз, региональная структура безопасности.

- Что можно сказать о роли тюркских государств в текущей сложной геополитической ситуации и конфликте России и Украины в частности? Насколько она значима?

- И Россия, и Украина не являются странами тюркского мира. В то же время они являются важными партнерами для них. По этой причине Турция и Казахстан выразили готовность предоставить площадку воюющим сторонам для переговоров.

Проблема в том, что Украина и Россия должны сами выработать условия, на которых готовы остановить насилие. Но увы, сейчас невозможно даже говорить о каких-либо условных договоренностях, чтобы начался мирный процесс. Это проблема, которая говорит о том, что ограничиваться только предоставлением площадки будет не совсем продуктивно. Требуется активная посредническая позиция - выработка приемлемых предложений для Украины и России. Не только предлагать разные варианты урегулирования конфликта, но и склонять стороны к согласию. Это сложная дипломатическая работа в формате спонсора переговоров. Но альтернатива этому - продолжение кровопролития.

С 2014 года тюркские страны, и не только они, не придавали должного значения «замороженному» конфликту на востоке Украины. Урегулирование его позволило бы избежать более серьёзного конфликта в 2022 году. Не стреляют - это не значит хорошо. Тлеющий конфликт рано или поздно может снова возгореться. Хорошо, когда жизнь в конфликтном регионе нормализуется, возвращается в мирное русло. Это и есть критерий крепкой региональной безопасности. Поэтому на днях прозвучало логичное предложение со стороны Турции обсудить принципы будущей глобальной безопасности. За весь мир трудно говорить, но на постсоветском пространстве инициатива носит актуальный характер. Это касается и Центральной Азии, где в последние годы обостряются противоречия, это и ситуация между Кыргызстаном и Таджикистаном, и положение дел в Афганистане, - подытожил Каражанов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи