О том, как он реализуется на практике, какие точки регионального роста видит глава государства, и почему развитие инфраструктуры — это не только экономика, но и политика — мнением в интервью поделился научный сотрудник Института социально-политических исследований НАО «Торайгыров Университет», политолог Борис Поломарчук, передает Caravan.kz.
ПРИНЦИП «СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ — СИЛЬНАЯ СТРАНА»
— Борис Викторович, президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «Сильные регионы — сильная страна» — один из незыблемых принципов его политического курса. Как вы оцениваете реализацию этого принципа в текущей политике регионального развития?
— Реализация принципа «Сильные регионы — сильная страна» в последнее время занимает центральное место в современной политике регионального развития Казахстана. Стремление, высказанное президентом Токаевым, отражено в большом количестве программ, направленных на более сбалансированное и устойчивое развитие регионов страны. Это важный аспект для укрепления социально-экономической стабильности и политической целостности нашей страны.
Можно выделить несколько направлений, которые, можно сказать, находятся на поверхности.
Во-первых, ключевая реформа — это расширение полномочий местных органов власти и местного самоуправления. Усиление маслихатов и, самое главное, проведение прямых выборов сельских акимов уже оказали, по отзывам граждан и экспертным исследованиям, положительное влияние. Это усилило подотчётность власти населению и способствовало формированию более активного местного самоуправления. Глядя на этот результат, президент высказался на курултае, что теперь 100% акимов районов будут избираться гражданами. В дальнейшем предполагается переход к выборам акимов городов областного значения.
Второй фактор — увеличение доходов местных бюджетов, внедрение бюджета четвёртого уровня и децентрализация фискальной политики. Это значительный стимул для экономического роста регионов и более эффективного управления ресурсами.
В-третьих, реализуется большое количество программ, направленных на развитие региональной инфраструктуры, повышение качества жизни населения, поддержку бизнеса в сельских, отдалённых и приграничных районах. Всё это способствует уменьшению оттока населения, создаются новые рабочие места в регионах.
Конечно, сохраняется переток из периферии в центры — Астану, Алматы, Шымкент, или из сёл в города. Но, как замечают исследователи, поток снижается, и люди всё активнее находят себе работу, начинают развитие именно в сельской местности и регионах в целом.
С 2019 года, когда президент начал свою работу, было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, усилена роль маслихатов, органов местного самоуправления, начала активно развиваться цифровизация. Всё это способствовало более эффективному планированию и реализации региональной политики.
Есть и вызовы. Процесс идёт, возникают корректировки и нюансы. На фоне децентрализации сохраняется высокий уровень зависимости некоторых регионов от центра. Во многом это вопрос политической эволюции. Центр предлагает всё больше полномочий регионам, а регионы с опаской их принимают. Кто-то из акимов быстро встраивается в работу, активно её подхватывает, и население включается. Где-то этот процесс идёт медленнее, но он будет развиваться эволюционным путём. Главное — есть стремление как у центра, так и у регионов брать управление в свои руки.
Также регионы различаются по уровню доходов, инфраструктуре — это сдерживает развитие. Проблема кадров, профессионализации — актуальна. Президент на каждом крупном совещании подчёркивает необходимость переобучения чиновников, акимов, депутатов, укрепления кадрового потенциала на местах. Это благоприятно скажется на развитии региональной политики.
ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНОВ
— Первостепенной задачей государства Президент назвал создание новых точек экономического роста регионов. Какие направления вы считаете приоритетными для устойчивого роста регионов?
— Если проанализировать речь президента, он акцентировал внимание на том, что Казахстан в современной реальности не должен распыляться, должны быть чёткие приоритеты. Он выделил их сам.
Первое — цифровизация и искусственный интеллект. Сейчас это наше настоящее. Страны, которые смогут освоить эти технологии, будут занимать лидирующие позиции, поэтому внедряются цифровые решения в госуправление, у нас прекрасная платформа Egov, все это удобно интегрировано в банковскую систему, образование, здравоохранение, бизнес. Изучается международный опыт. В системе высшего образования почти во всех программах, независимо от специальности, появляются дисциплины, связанные с ИИ, чтобы люди действительно понимали, что такое чат-боты, разбирались в информационной безопасности, могли отличать мошеннические схемы в интернете и фейковые новости.
Второе направление — транспорт и транзитная инфраструктура. Казахстан — большая страна. Исторически Великий шёлковый путь проходил здесь. Сейчас, с учётом геополитической обстановки, морские коридоры иногда становятся небезопасными и невыгодными. Наземный транспортный коридор может дать Казахстану конкурентное преимущество. Развивая логистику, мы связываем как регионы страны, так и соседние государства. Модернизируются дороги, железнодорожные узлы, что усиливает транзитный потенциал и создаёт точки роста, особенно на приграничных территориях.
Третье — энергетика. В прошлом году состоялся референдум по атомной энергетике. Энергии не хватает, нужно развивать как традиционные, так и возобновляемые источники, желательно экологически чистые. Это наша энергетическая безопасность, энергообеспечение нашего промышленного роста, где есть энергия, туда приходят инвесторы, создаются новые производства. В планах уже несколько атомных электростанций, и приоритет отдан экологичным и энергоэффективным решениям.
Четвёртое направление — агропромышленный сектор. Разнообразие территорий Казахстана позволяет развивать растениеводство и животноводство. Поддержка сельского хозяйства, агротехнологий, переработки, кооперации — ключ к продовольственной безопасности, занятости в сёлах и экспортному потенциалу.
Все эти направления объединяет главное — развитие человеческого капитала. Люди — основа государства. Инвестиции в современное образование, особенно техническое и профессиональное, повышение квалификации, доступность медицины и социальных услуг — всё это способствует формированию квалифицированной рабочей силы, стимулирует инновации, снижает утечку мозгов, удерживает людей в стране.
Дополнительно можно отметить направления, традиционно поддерживаемые в любой стране: поддержка малого и среднего бизнеса, индустриализация, развитие отраслевых кластеров, особенно перерабатывающей промышленности, экология, «зелёная» экономика, устойчивое развитие. И, конечно, развитие туристического и культурного потенциала регионов — это дополнительный источник дохода, новые рабочие места, бренд страны, который при очень большом потенциале используется крайне мало.
— Какие стратегические цели, на ваш взгляд, стоят за строительством нового инфраструктурного проекта дороги «Астана — Аркалык — Тургай – Иргиз»?
— Часть этого проекта встроена в общий проект, который связывает Китай, Центральную Азию, а дальше уже Кавказ и Европу. Развитие этого проекта в дальнейшем позволит Казахстану стать ключевым логистическим хабом в Евразии, особенно в условиях, когда некоторые торговые маршруты переориентируются в связи с санкциями, геополитической обстановкой, и здесь мы можем использовать это преимущество. Помимо геополитического и внешнеэкономического потенциала, это и большой эффект для внутреннего развития страны, потому что строительство дороги идет на малоосвоенных территориях, благодаря ей будут создаваться новые точки экономического роста, будет дан импульс развитию местной промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Соответственно, это новые рабочие места, это доступ к новым рынкам и усиление экономической взаимосвязанности между другими регионами.
Эта автомагистраль свяжет западные регионы с центральным Казахстаном, благодаря новому маршруту путь сокращается на более чем 500 километров, это в среднем 5 часов в пути, соответственно, товары будут быстрее доставляться, люди быстрее и дешевле смогут перемещаться. Новая дорога – это новый вектор для экономики, потому что здесь есть позитивный момент как дополнительные выходы к Черному морю, далее к Европу. В целом развитие новых транспортных структур всегда ведет к снижению риска зависимости от одного направления. Тут уже и бизнес будет выбирать, где ему выгоднее, и Казахстан будет в этом плане более экономически суверенен в выборе маршрутов при поставке товаров.
СПРАВЕДЛИВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНОВ
– Следует уделить особое внимание развитию приграничных районов, сказал президент на курултае. Что вы думаете об инициативе главы государства по разработке нового закона, нацеленного на развитие приграничных территорий?
— Разработка отдельного закона по развитию приграничных районов — своевременная и важная инициатива. Долгое время этим территориям уделялось недостаточно внимания. Часто они развивались по остаточному принципу, несмотря на свои уникальные особенности и проблемы: низкую плотность населения, дефицит инфраструктуры, недостаток рабочих мест. Всё это приводит к оттоку населения, особенно молодёжи.
Наверняка в законе будут предусмотрены специальные меры поддержки: налоговые и жилищные льготы, стимулы для бизнеса, которые помогут удержать местное население и привлечь новых жителей — особенно молодежь и специалистов. Приграничные территории — это фактор устойчивости и стабильности на границе. Когда там живет достаточное количество людей, которые активно взаимодействуют с соседними странами, это в целом положительно влияет на безопасность и экономику.
Приграничные районы обладают большим потенциалом: развитие торговли, сельского хозяйства, логистики, туризма. Закон может предусмотреть целевые инвестиции в инфраструктуру: дороги, связь, энергетику — это будет стимулировать экономическую активность в регионе.
Создание благоприятных условий в приграничных районах будет способствовать развитию сотрудничества с соседними государствами, расширению экспортных возможностей и укреплению дипломатических связей. Это справедливый подход — справедливое региональное развитие, при котором все регионы получают достаточные ресурсы. Такой баланс поможет выровнять региональную политику, особенно учитывая, что приграничные территории часто оказываются на периферии государственных инвестиционных программ. Это уже вопрос социальной справедливости.
Поэтому разработка отдельного закона о развитии приграничных территорий — это не просто локальная мера, а часть государственной стратегии по выравниванию регионального развития, укреплению национальной безопасности и росту экономики. Важно при этом учитывать особенности каждого региона и обеспечить слаженную координацию между центральными и местными органами власти, чтобы избежать сбоев в распределении полномочий и ресурсов.
Финансовая самостоятельность регионов через социальный налог
– Как вы оцениваете инициативу по оставлению социального налога в распоряжении областей? Насколько это может способствовать финансовой самостоятельности регионов?
— С точки зрения политолога, а не экономиста, передача части налоговых поступлений на местный уровень — всегда положительный шаг в сторону финансовой децентрализации. Главное, чтобы контроль и прозрачность расходования средств оставались на высоком уровне.
Социальный налог — один из самых стабильных источников дохода. Его оставление в распоряжении областей — это значительный вклад в укрепление финансовой самостоятельности регионов. Это позволяет наращивать собственные, по сути, независимые доходы местных бюджетов, решать актуальные задачи на местах.
Региональные власти смогут более гибко и оперативно реагировать на местные потребности: направлять средства на здравоохранение, образование, соцзащиту, инфраструктуру. Это также помогает учитывать специфику каждого региона, в отличие от централизованного распределения, при котором сложно определить приоритеты на местах. Кроме того, это дополнительная мотивация для акиматов активнее поддерживать предпринимательство, привлекать инвестиции, развивать занятость. Чем больше рабочих мест, тем выше поступления социального налога и, соответственно, объем средств в местном бюджете. Вся эта цепочка работает логично и эффективно.
Передача налогов на местный уровень — один из ключевых элементов реальной фискальной децентрализации. Можно сколько угодно полномочий передать местным органам власти, но если у них нет финансов или финансы поступают только из центра, то о какой-то реальной самостоятельности речи не может быть. Только при балансе между полномочиями и финансами можно развивать полноценное местное самоуправление.
В конечном итоге это повышает ответственность местных властей перед населением, усиливает подотчетность и способствует развитию гражданского общества. Люди начинают интересоваться: сколько поступило, на что потрачено, почему именно так. Это формирует доверие и вовлеченность.
При этом есть риски, их нужно учитывать. У нас есть более богатые регионы и есть откровенно бедные. В развитых регионах поступления будут выше. Поэтому важно не допустить углубления разрыва между ними. Государство должно включать механизмы выравнивания: дотации, трансферты. Это нормальная практика, применяемая во многих странах. Государство поддерживает слабые регионы, чтобы уровень жизни по стране оставался сбалансированным. Здесь Казахстан ничего выдумывать не будет, он будет идти по этому пути.
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ
– Как отметил Касым-Жомарт Токаев, сейчас разрабатывается Концепция регионального развития. На ваш взгляд, что должно быть в ней учтено для устранения дисбаланса между регионами?
— Разработка Концепции регионального развития — важный и необходимый шаг к устойчивой и сбалансированной региональной политике. На мой взгляд, она должна учитывать несколько ключевых аспектов.
Первое — дифференцированный подход. Каждый регион обладает своей уникальной социально-экономической и географической спецификой. Концепция должна включать индивидуальные стратегии: одни для аграрных регионов, другие для индустриальных, третьи — для приграничных, четвёртые — для туристических кластеров. Это уже реализовывалось, например, в предвыборной программе партии Аманат, где для каждого региона были прописаны конкретные проблемы и приоритеты. Этот подход стоит закрепить на уровне стратегии.
Второе — устойчивое выравнивание бюджетной обеспеченности. Необходимо внедрять эффективные механизмы межбюджетного выравнивания, чтобы слабые регионы могли получать ресурсы для базовой инфраструктуры, социальных услуг и экономических стимулов уже без зависимости от центра.
Третье — развитие человеческого капитала. Концепция должна предусматривать меры по обеспечению доступа к качественному образованию, особенно в сельских и малонаселённых пунктах, а также программы по повышению квалификации, поддержке молодёжи, созданию условий для возвращения и закрепления специалистов в регионах.
Четвёртое — опора на локальные драйверы роста: агропромышленные хабы, индустриальные и логистические центры, туристические зоны. Это позволит диверсифицировать экономику и снизить зависимость от сырьевых отраслей.
Инфраструктурное развитие также должно стать важной частью Концепции — модернизация автодорог, железных дорог, связи, логистики между регионами, особенно с приграничными территориями. Это снизит их изолированность и активизирует торговлю, инвестиции, человеческий потенциал.
Наконец, всё это возможно при условии полноценной децентрализации. Только если у регионов будут реальные полномочия и ресурсы, они смогут эффективно решать местные задачи. При этом важна прозрачность и подотчётность перед гражданами и государством. Это основа зрелого гражданского общества и устойчивого местного самоуправления.
УСТАНОВКА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
– Президент подчеркнул, что развитие регионов — это путь к укреплению “регионального лидерства Казахстана”. Как можно интерпретировать этот тезис в политико-экономическом контексте?
— Его можно интерпретировать как многослойную стратегическую установку, которая охватывает как внутренние, так и внешние аспекты развития страны.
Если брать внутриполитический контекст, то региональное лидерство Казахстана подразумевает формирование сильного и сбалансированного государства. Логика проста: экономически сильные, социально развитые, сбалансированные регионы создают фундамент устойчивости страны, снижают социальную напряженность, способствуют политической стабильности, развивают экономику и так далее. Каждый регион, внося вклад в собственное развитие, тем самым развивает страну в целом. Здесь важно учитывать этот аспект.
Региональное развитие также связано с передачей полномочий и ресурсов на местный уровень, что укрепляет местное самоуправление, повышает ответственность и подотчётность власти. Это важный элемент построения современного эффективного государства.
Если говорить о внешнеполитическом или геоэкономическом контексте, то региональное лидерство можно трактовать как усиление позиций Казахстана в Центральной Азии и Евразии. Логика снова проста: каждый экономически сильный, развитый регион с современной инфраструктурой, логистикой, индустриальными и агропромышленными зонами позволяет Казахстану активнее участвовать в международных проектах — таких как “Один пояс — один путь”, Транскаспийский коридор — и тем самым усиливать свои позиции.
Поэтому региональное развитие — это не только внутренняя задача, но и инструмент геополитического позиционирования Казахстана. Особенно в приграничных зонах с Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном — укрепляя эти территории, страна усиливает свою роль как стабильного и ответственного партнёра в регионе.
Развитые регионы с интересными проектами, с необходимой инфраструктурой, особенно в сфере энергообеспечения, они становятся центрами притяжения инвестиций, технологий, квалифицированных кадров. Это создаёт условия для нового экономического роста и повышения международного авторитета страны.
Такое видение, думаю, и закладывает президент в тезис о региональном лидерстве Казахстана. Когда регионы развиваются, это становится основой для построения внутренне сбалансированного и внешне активного государства, где региональная устойчивость, экономическая самостоятельность и политическая вовлеченность становятся ключевыми факторами национального и международного успеха.