Опубликовано: 2000

Сенатор Дархан Калетаев рассказал о лидерском факторе в национальной модернизации

Сенатор Дархан Калетаев рассказал о лидерском факторе в национальной модернизации Фото - dixinews.kz

В нынешнем году исполнилось 25 лет первому программному документу независимого Казахстана «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», который стал первым идейным обоснованием необходимости модернизации.

Об этом рассказал в статье "​Лидерский фактор национальной модернизации" депутат Сената Парламента Дархан Калетаев, опубликованной в "Казахстанской правде".

Как отметил сенатор, "Для Казахстана период объявления независимости и, соответст­венно, строительства новой государственности стал эпохой системной модернизации всех сторон общественной жизни, кардинальной перестройки экономических и политических конструкций.".

Дархан Калетаев подчеркнул, что "об уникальной роли основателя независимого Казахстана Нурсултана Назарбаева создано немало публицистики, научных исследований и других письменных трудов. Однако, на мой субъективный взгляд, тема влияния лидерского фактора на процессы модернизации не до конца переосмыслена. Логика реформ, осуществленных под руководством Нурсултана Назарбаева, имеет в своей основе ясное сочетание двух начал – приоритетность принципа эволюционного движения и нацеленность на инновации. В соединении этих элементов национальной стратегии развития и есть залог успеха казахстанской модели модернизации."

Что есть основа этой модели? - задался вопросом сенатор. И вот его ответ:

"Суть и сила национального лидера – это способность предложить нации перспективный и убедительный курс развития. Напомню, что одним из первых принципов системного подхода к преобразованию государства и общества стала формула, выдвинутая
Нурсултаном Назарбаевым: «сначала экономика, потом политика». И этот принцип нельзя трактовать упрощенно. Создание и развитие рыночной экономики, появление среднего класса объективно создали предпосылки для политической демократизации, модернизации общественного сознания.

Нурсултан Назарбаев писал в своей первой стратегии: «Мы должны трезво оценить существующие реалии, отказавшись от каких бы то ни было экзальтированных порывов, взять на вооружение спокойный и взвешенный прагматизм». Прагматизм национального Лидера стал основой модернизации независимого государства."

Дархан Калетаев особо отметил, что в рамках политики преобразований осуществлялось последовательное соединение нескольких элементов: экономические реформы и создание новой социальной структуры общества, повышение политической культуры населения, нивелирование радикализма и социального иждивенчества и, наконец, полномасштабное реформирование, предусматривающее сочетание двух фундаментальных начал – стабильности и модернизации.

"Казахстанская модель развития давно уже стала своего рода фирменным знаком не только для внутреннего пользования, но и для более узнаваемого позиционирования страны на международной арене. По сути, это новая методология реформ, напрямую связанных с экономической, политической и духовной модернизацией." - сообщил сенатор.

"Реформы в независимом Казахстане – это не «вторичная» модернизация, как, например, в индустриальных странах Юго-Восточной и Южной Азии. Нашей стране пришлось все начинать с нуля, поскольку структура советской периферийной экономики не соответствовала никаким требованиям конкурентоспособного государства. Не говоря уже о канувшей в небытие советской идеологии и политической системе. Главе государства пришлось проводить экстренную модернизацию, которая носила инновационно-мобилизационный характер. С одной стороны, здесь активно использовались западные технологии и экономические инновации, а с другой – мобилизовывался потенциал социокультурных традиций преимущественно советского периода. Это уникальная модель для строительства новых обществ, которая требует своего научного осмысления и может войти в политическую науку как «государственная модель Назарбаева» - подчеркнул Дархан Калетаев.

"Несколько лет назад некоторыми общественными деятелями, в том числе и мной, была выдвинута инициатива о введении официального статуса «Лидер нации – Елбасы». По сути, это означало практическое признание возникшего в стране уникального общественно-политического института. Да, закон о статусе Лидера нации принят, но это лишь только начало формирования концепции национального лидерства. Сегодня созрела необходимость того, что в политический словарь нужно вводить термин «Елбасы» именно как определение уникального общественного института, являющегося фактором масштабной модернизации. Феномен Лидера нации в процессах обновления общества и строительства государства давно уже из области теоретических рассуждений перешел в русло практических решений.

Ведь Елбасы это не просто звание Нурсултана Назарбаева, это, по сути, главный фактор национального модернизационного проекта. Мы сегодня наблюдаем свершения истории, когда есть Лидер мирового уровня, выступивший с идеей глобального проекта радикального обновления общества. Создана общественная уверенность в том, что существует гарантия незыблемости обретенной логики казахстанского пути развития.

Мало получить власть в свои руки, необходимо достойно ею распорядиться, использовав полученные ресурсы для решения глобальных модернизационных задач, стоящих перед молодой страной.

Это есть осмысление концепции национального лидерства в Казахстане, которая еще требует своего детального научного исследования.

Сегодня мы говорим о трех видах модернизации, которые реализуются уже сейчас. Экономическое развитие требует духовного (идеологического) оформления и политической поддержки.

Поэтому Елбасы объявляет новые смыслы модернизации, выраженные в программной статье «Рухани жаңғыру», которая позволит достигнуть более высокого уровня национального единства и общественной сплоченности." - заключил сенатор.