Дело в том, что после 30 июня придется озадачиться специальным QR-кодом, который необходимо будет получить только через российское государственное приложение «Госуслуги RuID». Да еще в обязательном порядке сдать биометрику при пересечении КПП, которая вроде как будет храниться в российской базе данных. Вот только к чему такие сложности в отношении граждан Казахстана, с которым Россия состоит в многочисленных союзах на мировом уровне – в ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ТС и других международных организациях? Насколько это оправданно? Разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
По мнению экспертов, вводить подобные барьеры, конечно, право каждого отдельного государства. Тем более, что, скорее всего, в данном случае это может быть продиктовано какими-то необходимыми для России аргументами – контроль миграционных потоков, борьба с преступностью, непропускание через границу «нежелательных» гостей и т.п.
Справедливости ради отметим, что биометрика – это несложно и недолго. Пройти ее в аэропорту, проходя паспортный или таможенный контроль – дело пяти минут. Да и введена она давно и успешно во многих странах мира: фото на месте и отпечатки пальцев, которые сдаются тут же, при прохождении паспортного контроля.
А вот что касается второго новшества, то тут уже возникает множество разных «но». Например, зачем и почему вводится требование о заполнении иностранными (в данном случае, казахстанскими) гражданами электронного заявления о планирующемся посещении страны, которое необходимо оформить не позднее трех суток до даты въезда?
Поясним. В конце мая официальный представитель МВД России Ирина Волк заявила, что «в России с 30 июня в рамках второго этапа эксперимента стартует второй этап по апробации правил и условий въезда в Россию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства. С указанной даты для въезда в Россию в безвизовом порядке иностранным гражданам, в том числе законным представителям недееспособных или несовершеннолетних, будет необходимо не позднее, чем за 72 часа до планируемой поездки заполнить электронное заявление о планируемом въезде в Россию». При этом «заполнить электронное заявление можно с использованием мобильного приложения RuID. Оно является аналогом портала государственных услуг РФ, но предназначено для использования только иностранными гражданами, где у них будет создаваться свой цифровой профиль». Но зачем? А если что-то пойдет не так? «Слетят» эти самые базы данных? Или их взломают мошенники? Или еще что-то произойдет форс-мажорное? И тогда законопослушный гражданин не сможет пересечь границу? И главное, почему эти нововведения должны коснуться Казахстана? Страны, с которой Россия связана многочисленными узами, союзами, родственными связями, наконец?
Во-вторых, не возникнет ли путаница при определении благонадежности того или иного человека, который вдруг окажется однофамильцем, да еще и остальные его данные совпадут с «нежелательным элементом»?
В-третьих, цифровизация цифровизацией, но, повторим, где гарантия, что данные казахстанцев не попадут в руки интернет-мошенников, орудующих на российском IT-рынке? Ведь, как известно, эта проблема все никак не решается, или «не хочет» решаться, причем как в Казахстане, так и в России. Но если на месте, в своей стране казахстанец может хоть обратиться в правоохранительные органы, то кто защитит его права на тайну личных данных, расположенных в базах иностранного государства?
Да и потом, согласитесь, когда всех тех, кто подпадает под эпитет «нежелательные», останавливали те или иные преграды, препоны, многочисленные правила и новшества, вводимые якобы для защиты, а на деле ничего, кроме головной боли, не приносящие простым гражданам? И усложняющие жизнь именно им.
Да, кто-то может возразить, что, например, для казахстанцев, планирующих поездку в Южную Корею, тоже необходимо оформить нечто подобное. Так называемое K-ETA – электронное разрешение на въезд. И это также связано с безвизовым режимом, действующим между двумя странами, который позволяет въезжать и выезжать без визы в течение определенного периода времени.
Однако, где Россия и где Южная Корея? Не будем вдаваться в очевидные подробности ответов, просто, как говорится, почувствуйте разницу.
Что происходит? Caravan.kz обратилось за разъяснениями в МИД РК.
— Мы изучаем данный вопрос новых требований по пересечению границы с Россией нашими гражданами. Но все это требует консультаций с государственными органами. В дальнейшем мы сообщим результаты. А пока что можем лишь посоветовать внимательно изучить эти требования, чтобы не возникло вопросов на границе, — ответил официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров.
А вот как прокомментировал в своем телеграм-канале сложившуюся ситуацию отечественный политолог Газиз Абишев.
— Эта мера в случае, если она все же будет воплощена, не может и не должна оставаться без зеркальной реакции со стороны Казахстана. На E-gov должен появиться специальный сервис для россиян, желающих посетить Казахстан. Чтобы они заранее предупреждали правительство РК о своих намерениях. И въезжающие должны будут соответственно сдавать свои биометрические данные в государственную базу данных Казахстана. Вообще же, эта российская инициатива может оказаться полезной и для Казахстана тоже. После завершения войны в Украине и начала в РФ демобилизации усиление контроля на границе может быть даже оправданным из соображений национальной и общественной безопасности. Ну и у тех, кто совершает преступление в Казахстане и затем «рвет когти» к ближайшей российской границе, будет меньше пространства для маневра, — почеркнул эксперт.
Серьезно?
Астана