В апреле прошлого года в курортном городке Щучинск полицейские обнаружили в огороде частного дома тело ребенка. На момент убийства ему было около двух лет. К этому жуткому открытию их привела странная цепочка событий, сообщает NewTimes.kz.
Все началось с госпитализации мальчика 2018 года рождения в многопрофильную областную детскую больницу. Врачей сразу насторожили следы побоев на его теле, к тому же поступил пациент под чужим свидетельством о рождении — документ принадлежал его старшему брату. Но вскоре выяснилось, что сам пациент родился в 2019 году.
В больнице у ребенка диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, гематому затылочной части головы. Медики вызвали полицию. Выяснилось, что мальчик воспитывается в приемной семье, где, кроме него, еще четверо детей. Скорее всего, приемная мать перепутала документы.
Именно чужое свидетельство о рождении стало ниточкой, потянув за которую, полицейские стали распутывать клубок жестокого преступления. Оказалось, что того, кому принадлежит «перепутанный» документ, давно нет в живых.
Семья со странностями
Соседи рассказывали: семья была, как говорится, с причудами. Опеку и патронат над оставшимися без попечения родителей детьми оформила 21-летняя Т. Она не была замужем, своих детей тоже не имела. Обучилась, как положено, в школе приемных родителей, подошла по всем пунктам: не имела судимости, не состояла на учетах, имела неплохой стабильный доход. Условия для проживания также соответствовали.
Впрочем, разных «но» было тоже немало: всего 21 год; отсутствие собственных детей, а значит, опыта в воспитании; желание оформить сразу пятерых детей; особенности в развитии у всех пятерых. Отсюда главный вопрос: а справится ли?
К сожалению, тогда над ним ответственные органы, следуя букве закона, не задумались. Задумались потом, когда было уже поздно…
Кроме приемной «матери» ребятишек воспитывала 65-летняя «бабушка». По словам соседей, жили они замкнуто, ни с кем не общались и детей за ворота выпускали разве что в магазин.
Сразу после страшной находки дом опечатали. Оставшихся четверых детей из приемной семьи изъяли и поместили в социальное учреждение. Полиция возбудила сразу несколько уголовных дел.
Усыновила… после смерти
Мать и дочь оказались на скамье подсудимых. В интересах несовершеннолетних потерпевших процесс проходил в закрытом режиме. В материалах дела содержится ответ на один из главных вопросов: кто именно и как убил несчастного ребенка?
К. (то есть бабушка – прим. авт.) металлическим предметом нанесла побои малолетнему Л. От полученных травм (переломы ребер, костей головы, черепно-мозговая травма) ребенок скончался. Далее мать с дочерью захоронили тело во дворе дома и скрыли преступление, – говорится в материалах дела.
Следствие установило, что избиения в приемной семье были жестокими и систематическими. Беззащитные дети терпели как физическое, так и психологическое насилие.
Особенно страшно то, что убийство произошло в 2020 году, а стало известно о нем только в 2024-м. Это вызывает серьезные вопросы к органам опеки: как они контролировали семью? Кого им показывали вместо убитого ребенка?
Закопав мальчика, приемная «мать» скрывала его смерть и продолжала получать выплаты от государства. Более того, в 2021 году, после завершения срока патронатного воспитания, она, подделав документы умершего ребенка, подала заявление на его усыновление и начала получать дополнительные деньги. Таким образом, она причинила государству ущерб более чем на 1 миллион тенге.
В суде женщина признала вину и раскаялась, а вот «бабушка» – нет. Прокурор запросил для них 9 и 20 лет лишения свободы соответственно.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Акмолинской области признал «бабушку» виновной в убийстве малолетнего (ст. 99 ч. 3 УК РК), а обеих – в истязаниях с особой жестокостью в отношении несовершеннолетних, находящихся в беспомощном и зависимом состоянии (ст. 110 ч. 2 п. 1, 2 УК). Приемная «мать» также была осуждена за мошенничество (ст. 190 ч. 1 УК) и фальсификацию доказательств (ст. 416 ч. 1 УК).
Приемную «бабушку» приговорили к 21 году лишения свободы с пожизненным запретом на работу с несовершеннолетними. Приемная «мать» получила 4 года 6 месяцев колонии. Сообщается, что причиненный материальный ущерб государству она возместила.
Отделались испугом
Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес Управления образования Акмолинской области — о недопущении впредь нарушений законности при передаче детей на патронатное воспитание.
В ведомстве сообщили, какое наказание понесли ответственные сотрудники. За некачественное исполнение функциональных обязанностей руководитель отдела образования Бурабайского района получил строгий выговор, главный специалист органа опеки и попечительства был уволен, а ряду сотрудников вынесены выговоры.
Однако акмолинская общественность считает такое наказание слишком мягким, ведь недоработки и халатность этих людей стоили беззащитному сироте жизни…
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу