Однако ни один ребенок не может попасть в специализированный детский сад или школу без заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Казалось бы, что проще: врачи поставили диагноз, ПМПК вынесла вердикт – где именно учиться. Но на деле все гораздо сложнее.
Не ставьте крест
– У моего ребенка диагноз – задержка психического развития (ЗПР). Посещать обычный детский сад нельзя, а в посещении коррекционных групп нам отказано по заключению ПМПК. Там нам сказали: занимайтесь с ребенком дома. В результате у ребенка ЗПР прогрессирует и следующий шаг – умственная отсталость. Почему не дают шанс развиваться? – возмущается мама ребенка Любовь ШИЛОВА.
– С 2 лет мы заметили, что ребенок отстает в развитии. Каждый год ходим в ПМПК, и нам отказывают в обучении в специализированном учреждении. Получается, мы должны ждать, когда ребенок снизится в развитии до умеренной умственной отсталости? Неужели наши дети никому не нужны? – негодует еще одна мама Индира САДЫКОВА.
– Моему ребенку 12 лет. Начиналось с диагноза ЗПР, сейчас уже умственная отсталость. Мы жили в селе, но там нет специализированных учебных заведений, мы с супругом все бросили и переехали в Семей в надежде, что здесь наш ребенок получит возможность развиваться, – рассказала Айгуль ЕСЕМХАНОВА. – В ПМПК дали заключение об обучении на дому. Педагог приходит три раза в неделю на один час. И этого, конечно, недостаточно! Психиатры дали заключение, что ребенок крайне нуждается в обучении в коллективе, но в ПМПК нам в этом отказывают. Там мне заявили, что ребенок никогда уже не выправится. А в центре психического здоровья врачи уверяют: ребенок развивается и компенсируется в развитии до 21 года.
Таких родителей, объединивших усилия по защите прав детей с особыми потребностями, в Семее набралось уже около ста. Еще больше тех, кто борется с проблемами в одиночку. Ситуация настолько накалилась, что родители готовы были перекрыть автомобильное движение на одном из городских мостов через Иртыш, но благодаря общественникам мамы и папы сели за “круглый стол” с педагогами и медиками в поисках решения проблемы. Спортивное лечение грудничков
Из-за того, что значительной части детей не дают направлений в специализированные учреждения, в Семее сложилась парадоксальная ситуация: дети с особыми потребностями не могут попасть в коррекционные классы и вспомогательные группы, которые заполняются едва наполовину.
Здесь густо, там пусто
– В этом году у нас увеличилось число школьных и дошкольных учреждений, в которых открыты инклюзивные классы и коррекционные группы – до 20 школ и до 10 детских садов, – пояснила заместитель акима Семея Надежда ШАРОВА. – Но, к сожалению, этот формат не подходит всем детям с интеллектуальными нарушениями. При этом мы не можем принять детей, которые могли бы обучаться там, из-за отсутствия заключения ПМПК.
– Выделяются бюджетные средства, на которые открываются полупустые классы, а родители мечутся в поисках этих мест. Странная ситуация, когда психиатр пишет, что ребенок может развиваться и есть положительная динамика, а ПМПК выдает отрицательное заключение, и родители вынуждены искать места обучения для своих детей. Доходит до того, что родители Семея прописываются в Алматы, чтобы их особый ребенок мог попасть в школу для детей с ЗПР, – возмутилась заместитель председателя Семейского филиала партии “Нур Отан” Зульфия ЖАМАЛТДИНОВА.
– Мы не ставим диагноз, мы лишь даем рекомендацию, если ребенок нуждается в посещении специализированного учебного учреждения. А также мы даем психолого-педагогическую характеристику ребенку, от которой зависят форма и методы обучения или воспитания, – пояснила руководитель ПМПК города Семея Гульнара ЕГИМБАЕВА. – И наши заключения носят исключительно рекомендательный характер. Наша задача – выявить и описать проблемы в развитии ребенка, а задача родителей – идти в отдел или управление образования и требовать конкретную организацию для обучения и воспитания ребенка. Детям с ЗПР грозит пожизненное клеймо неполноценности
Умопомрачительные диагнозы
ПМПК – служба педагогическая. Но, по мнению медиков, там делают то, чего не должны, – ставят детям с психическими и интеллектуальными проблемами развития диагнозы, которые далеки от реальности, а то и не существуют.
– Что такое ребенок с ЗПР и судорожная готовность, о которых пишут детям в заключениях ПМПК? Таких диагнозов не существует в международной классификации. Откуда берутся такие умопомрачительные диагнозы? Почему, например, Казахстан вдруг опередил весь мир по аутизму? А ведь такого не может быть! – заявил заведующий отделением центра психического здоровья Семея Андрей ШПАКОВСКИЙ. – Состояние дел в ПМПК на самом деле гораздо сложнее, чем говорят родители. Оценить, каково состояние психического здоровья, и поставить диагноз в данных случаях может только психиатр. Однако наша служба отторгнута в работе ПМПК. Министерству образования необходимо разработать стандарты развивающих программ, в которых должно быть соприкосновение психиатрических и педагогических требований. А такие программы в Казахстане – до сих пор дефицит. Давно пора создать учреждения разной направленности для детей с особыми потребностями. И в каждом случае должна разрабатываться индивидуальная программа для ребенка. Ведь дети, у которых прослеживается потенциал, могут стать вполне удовлетворительными членами взрослого общества и приносить пользу, – убежден доктор.
Все участники дискуссии сошлись во мнении: каждого ребенка нужно по максимуму развивать. Но у родителей, педагогов и врачей оказалась собственная колокольня, с которой они смотрят на проблему. Поэтому сейчас в Семее представители всех трех сторон составляют предложения для министерства образования и науки о том, что стоит сделать для улучшения ситуации. Понятно, что результат будет не скоро. А детям с особыми потребностями важен каждый день, чтобы не стать особым потерянным поколением.
Семей
Пенсия 2026
Расходы на пенсии и пособия в Казахстане в 2026 году составят почти 6,8 трлн тенге
Новый год 2026
Правило двух стаканов: как избежать похмелья
Налоговый кодекс РК 2026
Смена налогового режима в приложении Kaspi.kz
АЭС
"Казахстанские атомные электрические станции" перешли в республиканскую собственность
Алматы
В Алматы усиливают профилактику правонарушений среди иностранных студентов
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
В 46 км от Алматы произошло землетрясение
Бокс
Президент WBC обещал помочь казахстанскому боксеру в получении визы в США
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
До конца октября должны завершить реконструкцию вокзала Астана-1
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Полиция Шымкента задержала четверых подозреваемых по делу о драке со смертельным исходом
Иран
Тысячи человек погибли во время протестов в Иране, заявил Хаменеи
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Vogue включил Казахстан в топ-14 туристических направлений мира
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС