Опубликовано: 23600

«Род» превратился в «родовитость», или покажи свои памятники, народ!

«Род» превратился в «родовитость», или покажи свои памятники, народ!

Чем отличается гордость за свой род от гордости за весь свой народ? Об этом рассуждает автор материала, опубликованного в казахскоязычной газете «Корреспондент». Портал ИА "NewTimes.kz" сделал перевод этого текста.

Казах без рода – как птица без крыльев. К сожалению, мы подменили священное понятие рода – «ру» – слепой приверженностью родовых отношений. Иначе, когда это «ру» было чем-то плохим? Среди любого народа встречаются хорошие и плохие, богатые и бедные. Первые – гордость народа, вторые – его помеха, не дающие поднять голову. Если хочешь ходить с поднятой головой, сначала разберись с этими плохими. Вот это – воспитание!

Чтобы отличить хорошее от плохого, приходится сравнивать. Например, в те времена, когда казахи не были испорчены…  Если девушка забеременела, это было проблемой не только одной семьи, но и всего рода. Весь род нес повинность. Бии этого рода не могли судить, певцы не могли участвовать в айтысах. Да и сами не рады будут соревноваться в красноречии, ведь соперник запросто может указать на неловкую ситауцию. Сегодня, когда казахи уже испорчены…

Не стыдно, если девушка уходит от мужа, не смертельно, если рожает в родительском доме. Для обоих вариантов готов ответ. В первом случае «у мужа такая сестра, покоя нашей дочери не давала», или «мы не знали, оказывается муж - наркоман, рады были избавиться». Во втором – «кто сейчас не рожает дома, у бедной девочки такая судьба. А этот негодяй все говорил, что разведется с женой, да так и не смог. Обманул нашу девочку». И все! Пусть после этого кто-нибудь попробует хоть слово сказать!

Сегодняшние казахи непригляднее вчерашних. Почему? Потому что в то время один род был одной семьей. Сегодняшний род напоминает организованную преступную группировку. Например, бедные были и раньше. Но если народ был сыт, никто голодным не оставался. Никто не отделялся от рода, чтобы прокормить только свою семью. Сегодня не то, что представители одного рода, даже близкие родственники не протянут чашку воды. Поэтому люди разбредаются в поисках пропитания. А на чью помощь могут рассчитывать дети, когда дома нет мужчин? Никто из твоего рода даже не обернется в твою сторону. Зато… Когда хвастаются знанием своего «ру», хочется заткнуть уши. Нет никого сплоченнее, когда надо поставить памятник или дать поминальный обед в честь батыра или поэта из этого рода. У ближайшей родни дети в школу не ходят, потому что обуви нет, а они заняты памятником в честь предка в восемнадцатом колене. Кстати, о памятниках…

Их в честь легендарных, оставшихся в истории народа батыров, биев, поэтов и ораторов, должно бы устанавливать государство. К сожалению, у нас памятники стали устанавливать не власти, а потомки великих людей. Далеко идти не надо, вспомним, что находится на постаментах в одном Шымкенте.

На выходе из железнодорожного вокзала вас встречает статуя Капал батыра. Нет-нет, мы не собираемся спорить о том, существовал ли такой батыр, даже не будем спрашивать, почему ему установлен памятник. Дело в том, что его установили представители рода капал.

На каком уровне будет симпатия и любовь жителей и гостей города к памятнику, который поставлен потомками этого батыра, а не государством? К примеру, установленные еще до независимости фигуры Абая, Амангельды, Шокана радовали глаз всех казахстанцев. К этим памятникам подносили цветы не только представители родов тобыкты, кыпшак или торе, их посещали все казахи.

Каждый искал в себе Абая, Амангельды и Шокана, каждый гордился принадлежностью к народу, который подарил миру таких личностей. К памятнику Капала сегодня приходят все казахи? А приходя, радуются, что они принадлежат к тому же народу, что изображенный батыр? Извините, здесь мы не можем солгать… Быть может, радуется род капал, но трудно сказать, что у всех казахов радостно колотится сердце. Чтобы так солгать, нужно быть супер-бесстыжим.

Тех, кто едет со стороны Шолаккоргана и Шаяна, встречает памятник Байдибек-баба. Он велик, тут и сказать нечего. Добавляет красоты городу. Кто же поставил этот памятник? Государство? Даже если его действительно установило государство, трудно теперь заставить жителей поверить в это. Кто же, если не государство? Актюбинские адайцы, аргыны из Арки или здешние представители рода конырат? Конечно, вы уже поняли, памятник поставлен братьями-дулатами!

Кто же встретит вас, если вы едете со стороны Мактарала? Правильно, Алпамыс батыр! Он тоже не государством установлен. Бравые коныратские парни собрали средства на этот памятник, чтобы «ходить с поднятой головой».

Только в прошлом году в самом центре Шымкента поставили памятники Тилеу батыру и его сыну Жолдыаяку. Сразу скажем честно, его поставил Младший жуз. Если говорить еще честнее, удовольствие от созерцания этого скульптурного образца тоже получают представители этого рода. Другие отметят, на крайний случай, сплоченность родственников, которые поставили памятник, но не более того. Говоря по справедливости, самим инициаторам большей похвалы и не нужно. Потому что целью установки памятника было именно это. Значит, цель достигнута!

На входе в парк Победы стоит памятник Сабыру Рахимову, установленный силами рода багыс. И так продолжать можно еще очень долго…

Никто не берется утверждать, что все люди, изображенные на этих памятниках, не достойны такой почести. Достойны, и еще как! Но разве эти скульптуры должны устанавливать только представители одного рода?  Получается, что нашим властям, нашей государственной идеологии не нужен Алпамыс батыр, не говоря уже о других? Или генерал Сабыр Рахимов нужен только парням из рода багыс?

Вот до чего мы дошли.

Дауржан Турдалы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи