Стоило только посетить отборочный тур республиканского конкурса “Алтын сапа”, в ходе которого определялись лучшие товары и услуги Жамбылской области, чтобы понять: воз не только все еще там, его вообще не собираются сдвигать с места…
Кредит – путь к банкротству?
Некоторые предприниматели не скрывали своей досады по поводу складывающейся вокруг бизнеса ситуации. А ведь здесь собрались представители компаний, считающихся успешными! Возьмем, к примеру, предпринимательство на селе. В беседе с нами руководитель крестьянского хозяйства “Зам-Зам” из села Мойынкум Шуского района Мирислам АЛЛАХВЕРАНОВ говорил:
– Хотим построить новое хранилище, нужно 10 миллионов тенге. Но банки отказывают в кредитовании: мол, нет соответствующего залога. А вообще, у меня есть печальный опыт: взял кредит в 2007 году, заложив пельменный цех, который снабжал продукцией весь Шуский район. Но огромные проценты в итоге “съели” мой цех. Пришлось его продать, чтобы рассчитаться с банком. Взяли 7,5 миллиона тенге, а отдали 12,5 миллиона. Считаю, что кредиты в 27–29 процентов нереальны для сегодняшнего бизнеса. При более мягких условиях на благословенной земле Казахстана можно было бы выращивать все, что угодно, а не вкладывать в китайское сельское хозяйство, покупая их продукцию.
О том, что крестьянам закрыт доступ к кредитам, говорили и другие предприниматели, работающие на селе. Не удается получить им ссуды даже при помощи “Дорожной карты бизнеса-2020” – просто потому, что банкам не нужны базы, земли или старая техника в каком-нибудь отдаленном районе.
Госзакупки выгодны перекупщикам?
Любовь ПОПОВА, возглавляющая предприятие, которое много лет занимается пошивом одежды, рассказала о несовершенстве системы госзакупок.
– Сегодня тяжело работать, заказы сократились, – говорит она. – Вся надежда – на госзаказ. При этом требуется высокое качество товара по низкой цене, что, в принципе, несовместимо. Как можно пошить хорошую вещь из дешевой ткани с копеечной фурнитурой? Наше предприятие шьет комбинезоны для строителей, нефтяников и других рабочих, находящихся в тяжелых или климатически сложных условиях труда. Этот комбинезон совмещает и зимний, утепленный, и весенне-осенний, облегченный, варианты. Считай, два комбинезона сразу. Ткань – водо- и грязеотталкивающая, с качественным утеплителем. И стоить вся эта красота должна, согласно условиям тендера, 8200 тенге! Да ему минимальная цена – 25–30 тысяч! По условиям тендера, преимущество отдается компании, предлагающей более низкую цену. Но как можно сшить, допустим, халат за 750 тенге, если только ткань может стоить 500 тенге, а ее нужно 2,5 метра? Вот и шьют люди из дешевой марлевки или покупают дешевый китайский товар и выдают его за свое производство.
– Как можно отдавать заказы индивидуальным предпринимателям, у которых практически ничего нет, но они участвуют в тендерах и, что поразительно, выигрывают! А предприятия с солидными производственными мощностями, высокопрофессиональными специалистами вынуждены простаивать… Порой приходится работать себе в убыток, чтобы не растерять рабочие места, – признается Л. Попова.
Подобные проблемы – не только у швейников. К примеру, гигант химической индустрии республики ТОО “Казфосфат” может закрыть целый ряд своих заводов, если ему поднимут тарифы на электроэнергию. Из-за нехватки сырьевой базы может остановиться ФИИРичный проект на Таразском металлургическом заводе.
Чиновники не хотят и не могут?
Впрочем, по мнению президента Международной академии бизнеса Асылбека КОЖАХМЕТОВА, дело, главным образом, не в системе госзакупок или плохом финансировании бизнес-проектов.
– Я считаю, что программы, которые предлагаются правительством страны для поддержки бизнеса, – вполне адекватные, – говорит он. – Вся проблема – в чиновниках на местах, которые не могут и не хотят создавать приемлемые условия для развития предпринимательства. Например, “Дорожная карта бизнеса-2020” – отличная возможность для расширения производства. Если у крестьян нет доступа к программе, то им должны помочь районные акимы. Ведь на то ты и аким!
Но, по словам Асылбека Базарбаевича, чиновники не заинтересованы в развитии бизнеса.
– Они приходят на свой пост на год или два и соответственно не планируют развитие сектора или региона на долгосрочную перспективу. Но ведь они должны быть патриотами и работать на будущее! – считает А. Кожахметов.
Пока же чиновники и бизнес говорят на разных языках. А потом мы удивляемся: почему же собственное производство не развивается?
Тараз
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
"Кайрат" официально опустился на дно таблицы в общем этапе Лиге чемпионов
МРП 2026
МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Тандырная загорелась в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Тепло до +7°С вернется в Алматы
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу