Опубликовано: 12800

Пути развития «дорожной» карты Токаева - российский политолог Александр Воробьев

Пути развития «дорожной» карты Токаева - российский политолог Александр Воробьев Фото - winallos.com

Российский обозреватель, научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Александр Воробьев задумался специально для нашего издания — почему глава государства затронул именно эти аспекты.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Актобе с формулировал важную веху развития страны в региональном и глобальном контекстах. И сделал он это, рассказав о том, какими в стране должны быть дороги — не только как составная часть экономических артерий, но как несущая конструкция глобальной системы. Российский обозреватель, научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Александр Воробьев задумался специально для нашего издания — почему глава государства затронул именно эти аспекты.

Де-факто Токаев предложил более проработанную концепцию развития сети автомобильных дорог. Президент токаев считает, что развивать нужно не только сеть основных магистралей, но и уделять должное внимание развитию второстепенных, местных дорог. Ведь, именно второстепенные дороги облегчают выезд на основные магистрали. Это способствует более полному и эффективному использованию основных автодорог, в создание которых были вложены немалые деньги.

Еще в 2008-2009 годах Казахстан активно включился в строительство автомобильной дороги «Западная Европа — Западный Китай». Из 8,5 тысячи километров общей протяженности международной транспортной артерии почти три тысячи километров дорог с хорошим покрытием сегодня проходят по территории Казахстана. В свете того, что стержневой маршрут Казахстаном уже практически построен — в 2019 году казахстанский участок автодороги «Западная Европа — Западный Китай» будет полностью сдан в эксплуатацию — внимание главы государства к дорогам местного значения вполне оправданно.

В ходе обсуждения Токаев обратил внимание на существенный рост грузопотока и транзита на основных автодорогах Казахстана. Это, в свою очередь, указывает на необходимость ускорить реконструкцию проблемных участков республиканских дорог в рамках обновленной программы «Нурлы жол» до 2025 года. «Нужно принять меры по ускорению финансирования данных проектов. Это мое поручение правительству», — заявил глава государства.

Судя по всему, «дорожная повестка» станет одной из ключевых для казахстанских властей. Глава государства не просто понимает, почему сегодня важно развивать транспортную сеть стран, он формулирует: этот шаг позволит эффективнее использовать стратегическое преимущество республики — выгодное расположение между Западом и Востоком на путях ускоряющейся с каждым годом торговли между Китаем и Европой.

Именно Казахстану суждено было стать одним из ключевых звеньев в реализации глобальной китайской инициативы «Один Пояс — Один Путь». Через республику сегодня проходят две ключевые артерии сухопутного транзита из Китая в Европу и обратно. Первая уходит в Россию и далее идет в Европу через Белоруссию и российские порты на Балтике. Вторая ветка маршрута проходит из Китая в Казахстан до каспийских портов Актау и Курык. Далее через Закавказье и Турцию этот транспортных маршрут выходит к Юго-Восточной Европе. Государства Юго-Восточной и Центральной Европы, такие как Австрия, проявляют значительный интерес к этой ветке «Пояса и Пути». Разумеется, эти маршруты подразумевают не только автомобильное сообщение, но и железнодорожное, а также морское (на Каспии). Также они подразумевают развитие сопутствующей инфраструктуры: складских помещений, пограничных переходов, развитие так называемой «мягкой инфраструктуры» — облегчения таможенных процедур, визовых барьеров и прочее.

Развитие автодорожной сети Казахстана улучшит транспортное сообщение республики с ключевым экономическим партнером — Российской Федерацией, которая, как и Казахстан, является участником Евразийского экономического союза. Товарооборот Казахстана с Россией (а также Белоруссией) в рамках ЕАЭС растет в последние годы. Это означает, что в интересах экономики Казахстана — развивать дорожное сообщение с соседствующими российскими регионами Урала, Западной Сибири, Поволжья. В рамках реализации данной стратегии в Актюбинской области сегодня осуществляются работы по реконструкции участков автодороги республиканского значения «Актобе — Атырау — граница РФ (Астраханская область)» протяженностью 319 км. В другой части страны — в Северо-Казахстанской области — дорожники реконструируют маршрут от Петропавловска до российской границы в сторону Кургана.

Государственная польза от реконструкции автодорожной сети измеряется не только в количестве отремонтированных и построенных километров автодорог, приросте ВВП и торгового оборота с другими государствами, увеличении количества проезжающих транзитом через Казахстан седельных тягачей. Ключевым показателем является процветание и удовлетворенность своей жизнью простых жителей страны.

Гражданам Казахстана развитие автодорожной сети страны к 2025 году потенциально сулит двойную выгоду. К примеру, возрастет качество дорог, по которым они передвигаются. Причем, не только крупных, но и небольших, которые используются в повседневной жизни. Улучшится транспортная доступность отдаленных поселков и деревень. Но главное, развитие логистики и транзитной торговли, а также рост спроса на материалы для укладки дорог и дорожную технику окажут благоприятное влияние на экономику в целом, а значит и на общее благосостояние населения.

Для властей республики вопросы социального порядка также весьма важны. Улучшение экономических показателей и повышение уровня жизни граждан снизит порой имеющие место протестные настроения в казахстанском обществе. Таким образом, предложенная Токаевым в Актобе инициатива по реконструкции автодорожной сети республики к 2025 году имеет большой смысл: как в плане развития национальной экономики, так и в международном и социальном аспектах.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи