В обращении отмечается, что при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерейной деятельности, охране здоровья, государственной инспекции труда, государственного контроля и исключения излишней законодательной регламентации» члены рабочей группы Мажилиса допустили множество грубейших нарушений законодательства. В результате ряд новых норм неожиданно оказался в тексте законопроекта – целая группа пунктов появилась там без анализа регуляторного воздействия и других обязательных процедур, необходимых по законодательству.
В СРО букмекеров напомнили, что в январе 2021 года Президент РК поручил строго законодательно урегулировать деятельность монополистов. Основные государственные органы, включая Генпрокуратуру и Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК), тогда высказались против активно лоббировавшейся рядом интересантов идеи внедрения так называемого Центра учёта ставок (ЦУС) – частной посреднической компании-оператора в сфере ставок. В Генпрокуратуре и АЗРК тогда указали на абсолютную несовместимость данной идеи с антимонопольным и антикоррупционным законодательством.
Позднее, после трагического января 2022-го, Глава государства Касым-Жомарт Токаев потребовал полностью запретить в стране создание так называемых «компаний-прокладок», дав соответствующее поручение правительству. После чего сам проект ЦУС, следуя поставленной главой государства задаче, был официально поставлен на утрату.
«Согласно протокольным поручениям заместителей Премьер-Министра РК С. М. Жумангарина и Е. К. Жамаубаева от ноября 2022 года, Министерству культуры и спорта (профильному органу, курирующему игорный бизнес) в сотрудничестве с другими министерствами было поручено исключить из разрабатываемого законопроекта по игорному бизнесу положения, касающиеся ЦУС. Вместо данного инструмента по налоговому администрированию предлагалось напрямую интегрировать системы букмекерских контор с системами органов государственных доходов. В связи с этим рассматриваемый проект закона был инициирован депутатами во II сессии VIII созыва с поправками, исключающими ЦУС», – указывают авторы обращения.
Стоит особо отметить, что исполнение этого решения нашло отражение в ряде изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК, утверждённых соответствующим законом от 12 декабря 2023 года. Закон обязал букмекерские конторы без каких-либо посредников, напрямую интегрировать свои электронные системы проведения платежей с системами отчётности органов государственных доходов. Что и было сделано. В настоящее время внедрены системы, обеспечивающие полный учёт и контроль всех ставок и транзакций в этой сфере как на уровне Комитета госдоходов Минфина РК, так и Агентства финансового мониторинга. Иными словами, у госорганов нет никакой необходимости в дополнительных, тем более частных, контролирующих структурах.
А суть нынешнего нарушения, как указывают представители СРО в своём обращении, заключается в том, что пункт об исключении ЦУС из законопроекта никем не выполнен. Наоборот: разработчики законопроекта и члены рабочей группы полностью проигнорировали поручение Президента и протокольное поручение правительства. Как следует из пояснений руководителя рабочей группы Мажилиса по законопроекту, прозвучавших на заседании 3 июня, поправка по внедрению центра учёта ставок (с новым названием – ЦУС переименовали в «Единую систему учёта») – действительно включена в сравнительную таблицу проекта закона для рассмотрения в рамках заключения правительства.
В законопроекте появился ряд новых позиций – это поправки по Единой системе учета (ЕСУ): пункты 47, 52, 53, 56, 61 Сравнительной таблицы к проекту закона. Как сами эти пункты, так и их обоснование авторами, как отмечается в обращении СРО,
«указывают на расширение полномочий ЦУС и ужесточение регулирования деятельности букмекерских контор, что напрямую затрагивает интересы субъектов предпринимательства».
Авторы обращения сообщают Генеральному прокурору РК о грубейшем нарушении всей законодательной процедуры внесения поправок в законопроект. «Согласно пункту 1 статьи 83 Предпринимательского кодекса, анализ регуляторного воздействия (АРВ) представляет собой аналитическую процедуру, сопоставляющую выгоды и затраты от вводимого регуляторного инструмента и / или требования ужесточения регулирования, что позволяет оценивать достижение целей государственного регулирования в последующем. Кроме того, статьи 19 и 29 Закона «О правовых актах» устанавливают особый порядок разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. Этот порядок требует обязательного проведения АРВ и непосредственного участия субъектов предпринимательства через Национальную палату предпринимателей», – говорится в обращении.
«Таким образом, поправка, связанная с внедрением ЕСУ, была внесена в проект закона с нарушением процедуры, предусмотренной статьёй 19 и подпунктом 6 пункта 2 статьи 29 Закона «О правовых актах». В частности, не был проведён обязательный анализ регуляторного воздействия (АРВ), что не позволяет полноценно оценить последствия внедрения ЕСУ для субъектов предпринимательства и рынка в целом», – подчёркивается в обращении к генпрокурору Саморегулируемой организации букмекеров.
С учётом отмеченных грубых нарушений закона, а также положений Конституционного закона «О прокуратуре», «СРО букмекеров Казахстана» обратилась к Берику Асылову с просьбой «внести протест на действия ответственных уполномоченных лиц, допустивших внесение в проект закона поправок, связанных с внедрением ЕСУ, с нарушением обязательных законодательных процедур». Кроме того, букмекерская ассоциация просит Берика Асылова «рассмотреть возможность выразить позицию о внесении такого протеста в адрес Сената Парламента Республики Казахстан, который в настоящее время рассматривает данный проект закона».
Похоже, что в парламентской системе нашей страны имеет место некий по-своему уникальный прецедент. Это на самом деле редкий казус в казахстанском законотворчестве: каким-то непонятным образом даже не отдельный пункт, а целая группа поправок попадает в текст законопроекта в последний момент, с полным игнорированием всех необходимых для этого законных процедур. Очевидно, теперь Генпрокуратуре предстоит выяснить главный вопрос: кто, как и в чьих интересах допустил такое демонстративное игнорирование закона.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу