Опубликовано: 360

Правительства стран Центральной Азии использовали США, Китай и Россию для укрепления своего правления - иноСМИ

Правительства стран Центральной Азии использовали США, Китай и Россию для укрепления своего правления - иноСМИ Фото - Зеркало недели

«Официально провозглашенная внешняя политика центральноазиатских государств прямо пропорциональна общественному мнению», – к такому выводу пришли исследователи Международного центра Вудро Вильсона (США) Марлене Ларуелле и Дилан Ройс.

В настоящее время Центральная Азии стала ареной для трехстороннего соревнования между Китаем, Россией и США. Каждая из трех пытается перетащить одеяло на свою сторону. Подробнее об этом порассуждали исследователи Международного центра Вудро Вильсона (США) Марлене Ларуелле и Дилан Ройс.

Некоторые фрагменты данного иследования приводит polit-asia.kz.

"Регион действительно очень важен для восходящего Китая, который начал расширять свое влияние уже с середины 1990-х годов через Шанхайскую организацию сотрудничества. Центральная Азия также имеет ключевое значение для России, поскольку Москва стремится возглавить региональную интеграцию. Интересен он и для США, по большей части для геополитического сдерживания России и Китая", – говорится в тексте документа.

Однако со стопроцентной уверенностью нельзя сказать, что страны Центральной Азии являются пассивными пешками в игре между Вашингтоном, Пекином и Москвой. Их правительства продемонстрировали относительную устойчивость к внешнему давлению и использовали конкуренцию великих держав для укрепления своего правления.

Официальная политика центральноазиатских государств хорошо известна: все пять стран в определенной степени поддерживают китайский проект нового Шелкового пути, который ставит их в центр возрождающейся континентальной торговой сети. Все пять государств выступают против давления США на права человека, верховенство закона и надлежащее управление, а Узбекистан и Туркменистан иногда критикуют региональную политику России.

В то же время, отмечается в публикации, общественное мнение населения центральноазиатских республик рисует несколько иную картину. На первый план выходит Россия, мнение о которой более чем позитивно, возможно, даже больше, чем это может показаться на примере дипломатических отношений и мнений политической элиты. Отчасти это связано с уникальной плотностью отношений между людьми, что дает исключительную широту позитивного восприятия, которое выходит далеко за пределы взглядов российского правительства на социальную, культурную и экономическую сферы.

С США дело обстоит иначе: страна, как правило, воспринимается хуже, чем можно было бы предположить (и без того прохладно). Отчасти это связано с тем, что с США граждане Центральной Азии контактируют в меньшей степени, а привлекательны только по узкому кругу тем – образованию, науке и технологиям. Общественное и официальное мнение больше всего расходится в отношении Китая. В то время как Пекин официально отмечается всеми центральноазиатскими правительствами как желанный партнер, внутреннее мнение, особенно это касается ближайших соседей Китая, несколько иное, они по-прежнему скептически относятся к нему и в значительной степени сопротивляются его мягкой силе.

К таким выводам специалисты центра Вилсона пришли, проанализировав достаточно большой пласт информации различной тематики: начиная с вопросов о том, в какой стране лучше работать и заниматься бизнесом, заканчивая тем, куда лучше отправить учиться своих детей.

При этом за основу при написании исследовательской работы эксперты взяли данные многократных социологических опросов независимого неправительственного социологического проекта «Центральноазиатский Барометр» (период с июня 2017 года по ноябрь 2019 года) и Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (от 2017 года).

Подробнее стоит разобраться в том, для кого и с какой целью было сделано данное исследование. Для этого достаточно обратить внимание на последний абзац основного текста исследования:

"Данная статья является частью проекта Эрика Макглинчи – профессора политологии в школе политики, управления и международных отношений Университета Джорджа Мэйсона – о влиянии русской и китайской военной и идеологической деятельности на имидж США в Центральной Азии. Основным заказчиком исследования выступает министерство обороны США, в частности, научно-исследовательская лаборатория армии (ARL), в рамках исследовательской инициативы «Минерва», грант W911-NF-17-1-0028".

"Минерва" – часть разветвленной системы военных исследований США, действующей еще со времен холодной войны с СССР. "Минерва" не имеет единого центра управления, её координаторами выступают Пентагон, Национальный научный фонд США, разведслужбы США, корпорация RAND. Действуя по принципу "умереть, но предвидеть", целью инициативы стало обеспечить командование ВС США всей необходимой информацией для принятия комплексных решений.

Получается, новое исследование призывает обратить внимание политической и военной верхушки США на проблемы восприятия страны и ее внешнеполитической и экономической активности населением стран Центральной Азии. Будем с нетерпением ждать того, каким образом в ближайшее время будет корректироваться общая концепция американской внешней политики в Центральной Азии.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи