В Казахстане все ближе тот день, когда вступят в силу поправки в законодательство, касающиеся запрета финансирования иностранных спортсменов (легионеров) за счет бюджетных денег и средств квазигосударственного сектора. Корреспондент Caravan.kz попытался представить, как выглядели бы казахстанские команды и отечественный спорт, если бы этот запрет вступил в силу в настоящий момент и пришел к выводу, что одних законодательных изменений для улучшения ситуации в спорте Казахстана может оказаться недостаточно.
Сенат принял поправки в закон, запрещающие финансировать легионеров из госбюджета. Теперь закон должен подписать Президент. Когда это случится, начнется самое интересное.
Не секрет, что легионеры в казахстанском спорте, финансируемые за счет государственных и квазигосударственных средств, сконцентрированы в клубных командах по командным видам спорта. Кроме того, существует казахстанская велокоманда, за которую в большинстве своем выступают иностранцы.
Небольшое отступление. Нужно различать понятия «легионер» и «натурализованный спортсмен». Легионер — это иностранный спортсмен, который заключает контракт с казахстанской командой, сохраняя свой родной паспорт и выступая за сборную своей страны. Натурализованный спортсмен — это тот иностранный атлет, который получает паспорт Казахстана и выступает за сборную Казахстана, хотя высококлассным спортсменом стал за границей. И легионеры, и натурализованные спортсмены не имеют никакого отношения к показателю развитости того или иного вида спорта в Казахстане, как и количество выигранных ими медалей. Однако, по заявлениям некоторых функционеров, натурализованные спортсмены якобы подтягивают местных атлетов, дают им своего рода мастер-класс, показывают, как нужно тренироваться, и так далее. Ответ на вопрос: «Почему нельзя подтягивать уровень своих спортсменов, переняв просто методику тренировок и проводя УТС с другими сборными?» — функционеры, практикующие натурализацию, не дают.
Впрочем, вернемся к ситуации с легионерами. Давайте представим, что будет, если сейчас взять и выгнать всех легионеров из казахстанских команд по командным видам спорта, а также в целом посмотрим, какой вклад в развитие казахстанского спорта внесли иностранцы, выступающие за клубы. Для наглядности возьмем наиболее популярный вид спорта — футбол, а также команды в хоккее, баскетболе и велоспорте, представляющие Казахстан на зарубежных соревнованиях. Ситуация во внутренних чемпионатах Казахстана по баскетболу, волейболу, хоккею, гандболу и другим командным видах спорта — тема для отдельного анализа.
Футбол
В 2024 году, по официальным данным, в Казахстанской футбольной премьер-лиге в целом играли 325 футболистов, из них 149 – это лица без гражданства РК. То есть порядка 45-50 % футболистов на полях Казахстана в Премьер-лиге — иностранцы-легионеры. В КПЛ выступает 14 команд, из них 12 принадлежат акиматам и финансируются в основном ими же, еще один клуб финансируется из квазигосударственного сектора. В 2025 году ситуация отличается не сильно. В текущем году в составе команд КПЛ играет следующее количество легионеров: «Астана» (Астана), «Актобе» (Актобе) – по 11, «Елимай» (Семей) – 10, «Ордабасы» (Шымкент), «Тобол» (Костанай) и «Кызылжар» (Петропавловск) – по 9. К числу потенциальных середнячков по числу иностранцев можно отнести «Атырау»(Атырау), «Туран» (Туркестан), «Жетысу» (Талдыкорган), «Женис» (Астана) и «Улытау» (Темиртау) – по 6. Ставку на казахстанцев делают «Окжетпес» из Кокшетау (3 легионера в составе) и «Кайсар» (Кызылорда) – без легионеров.
В некоторых командах, финансируемых из госбюджета, периодически в добровольно-принудительном порядке подтягивают спонсоров, чтобы закрыть долги. Но это акция разовая, и со временем из-за щедрых зарплат игроков, размеры которых утверждены в УЕФА и ФИФА, долги образуются вновь, и ситуация повторяется. Ситуацию усугубляет и качество привлекаемых в казахстанский футбол легионеров. Дело в том, что большинство легионеров КПЛ не вызываются в национальные команды, что может быть индикатором уровня чемпионата или недостаточной интеграции игроков в сборные.
И здесь внимательные болельщики зададут вопрос: а почему нет ни слова про чемпионов Казахстана по футболу, алматинский «Кайрат», в составе которого рекордные 12 легионеров? Ответ на поверхности: команда эта принадлежит частному владельцу, а потому запрет на финансирование легионеров из бюджета на нее не распространяется. При этом частный клуб «Кайрат», выступая с легионерами, является лидером в Казахстане по развитию детско-юношеского футбола и подготовке футболистов для сборной Казахстана. Все благодаря успешно функционирующим детским академиям, современным базам и адаптированной под местные реалии тренировочной методике. В результате воспитанники «Кайрата» сегодня играют практически в каждой команде КПЛ. В ФК «Астана» играет воспитанник алматинской академии Абзал Бейсебеков, за ФК «Актобе» — Алибек Касым, Айбар Абдулла. В ФК «Атырау» — Ескендир Кыбырай, Ян Труфанов, в ФК «Елимай» — Никита Пивкин, Егор Ткаченко, в ФК «Женис» — Динмухаммед Жомарт, в ФК «Жетысу» — Т.Рудосельский, С.Аскаров, А.Ахмедов, А.Айманов, Р.Каримов и М.Оматай, в ФК «Кайсар» — Айбол Абикен, Марлен Айменов, Нурдаулет Агзамбаев, в ФК «Кызылжар» — Андрей Ульшин, Арсен Буранчиев, Глеб Валгушев, в ФК «Окжетпес» — Нурлан Даиров, Адам Адахаджиев, в ФК «Ордабасы» — Султанбек Астанов, Вячеслав Швырев, в ФК «Тобол» — Данил Устименко, Данияр Усенов, в ФК «Улытау» — Сергей Кейлер, Байжан Маделхан. Исключением является ФК «Туран», в котором пока нет воспитанников «Кайрата».
Кроме того, «кайратовцы» выступают и за зарубежные команды. Это Нуралы Алип, играющий за российский «Зенит», Рамазан Оразов, выступающий за «Силькеборг» из Дании, а также Галымжан Кенжебек («Кошице», Словакия), Артур Шушеначев («Хапоэль» Беэр-Шева, Израиль, аренда в «Сочи», Россия), Мирас Кобеев («Ислочь», Беларусь). Особняком стоит 16-летний воспитанник «Кайрата» Дастан Сатпаев, которого уже забронировал лондонский «Челси». А в нынешней сборной Казахстана до 17 лет представлено до 9 воспитанников «Кайрата».
Учитывая эти данные, можно увидеть, что если для содержания легионеров в казахстанских футбольных командах не найдут спонсоров, то больше всех пострадают «Астана», «Актобе», «Елимай», «Ордабасы», «Тобол» и «Кызылжар», то есть команды, находящиеся традиционно в верхней части турнирной таблицы казахстанского чемпионата. Найдутся ли на места легионеров прямо сейчас свои, казахстанские футболисты? Вполне вероятно. Но результаты могут шокировать.
Такой шок-сценарий частично реализовался в этом сезоне в ХК «Барыс».
ХК «Барыс»
В начале сезона за «Барыс» было заявлено 16 легионеров. После того, как осенью 2024 года команда разорвала контракты с канадцами, американцами, но оставила россиян, число зарубежных игроков сократилось до 9. Освободившиеся вакансии заняли молодые воспитанники фарм-клуба «Барыса» — «Номада». В итоге положение команды в Континентальной хоккейной лиге не улучшилось, а наоборот, ухудшилось. Результат «Барыса» в сезоне-2024/25 — последнее место, 8 побед в 68 матчах и разница шайб «минус 128». В России и Казахстане все больше болельщиков и специалистов задаются вопросом: а нужна ли в КХЛ такая команда, как «Барыс»? Хоккейная сборная страны, несмотря на выигрыш Азиады-2025 и домашнего чемпионата Азии, свой главный старт — квалификацию на Олимпийские игры-2026 — в очередной раз провалила. Напомним, в последний раз казахстанский хоккей был представлен на главных стартах четырехлетия в далеком 2006-м, и сборной Казахстана по хоккею на Олимпиадах не будет уже точно 24 года (следующий шанс для прерывания печальной статистики появится лишь в 2030 году). Предстоящий чемпионат мира покажет, сможет ли Казахстан удержаться в элите, и даст хоккейному сообществу страны новую пищу для размышлений о дальнейшем пути развития этого вида спорта.
БК «Астана»
В баскетбольном клубе «Астана» на текущий момент из 14 игроков 6 — легионеры и 8 — казахстанцы, а результаты команды в текущем сезоне Единой лиги ВТБ — ниже плинтуса. После 39 матчей в сезоне-2024/25 у БК «Астана» всего 2 победы и 5 очков. Сборная Казахстана также не показала выдающийся результат, проиграв квалификацию на Кубок Азии командам Ирана, Катара и Индии. Казахстан занял последнее место в отборе.
Велокоманда «Астана»
Велокоманда «Астана» в нынешнем сезоне может не беспокоиться о доминировании легионеров в составе (27 иностранцев и 3 казахстанца). Ведь с нынешнего года у команды появился зарубежный спонсор — крупная компания из Китая, а сам клуб сейчас называется Astana XDS Team. О том, какой след в развитии казахстанского велоспорта оставила «Астана», можно судить по результатам казахстанских велогонщиков. Талантливый Алексей Луценко, некогда чемпион мира среди молодежи, так и не смог пока завоевать медали чемпионатов мира, Олимпийских игр, ограничившись двумя победами на этапах веломногодневок (одна победа на этапе Тур Де Франс в 2020 году и одна победа на этапе Вуэльты в 2017 году), серебром общего зачета гонки Дафине-Либере (Critérium du Dauphiné) в 2021 году и 5 медалями (в том числе 4 золотыми) на Азиатских играх. С 2025 года Луценко выступает не за «Астану», а за команду из Израиля, и в свои 32 года надеется там найти «мотивацию для достижения новых целей». 25-летний Евгений Федоров, чемпион юношеской Олимпиады-2018 и чемпион мира среди молодежи, пока не показывал высоких результатов на взрослых чемпионатах мира и Олимпийских играх, но уже стал чемпионом Азиады. Как сложится его дальнейшая карьера — пока неизвестно. Результаты других действующих казахстанских гонщиков на мировом уровне гораздо менее заметны, чем у Луценко и Федорова.
Кто теперь будет платить иностранцам?
Сегодня казахстанские клубные команды, финансируемые за счет государственных и квазигосударственных средств, подошли к переломному моменту в своей истории. Бесконечный поток госфинансирования ради победы любой ценой прекращается, и впереди клубные команды ждет по-настоящему новая эра. Это в идеале. На практике же команды в срочном порядке уже ищут способы финансирования иностранцев, чтобы сохранить статус-кво.
Если на минуту представить себя антикоррупционным волонтером и вообразить, какие схемы в принципе могут попытаться использовать функционеры для того, чтобы с поиском денег на легионеров не заморачиваться, то на ум приходит сразу несколько гипотетических вариантов.
1. Контракт с футболистом подписывает не клуб, а “партнёр” — ТОО с условным названием. На бумаге клуб чист, деньги не бюджетные. На деле — всё те же средства, только переименованные.
2. Имиджевые бонусы. Официальный контракт на 200 000 тенге. Остальная сумма проходит как “оплата за продвижение”, “участие в маркетинговых акциях” или “рекламные сторис”. Деньги идут от структур, аффилированных с клубом.
3. Двойной контракт через агентов. Один — в лиге, второй — у агента или посредника. Часто с выплатами через зарубежные компании или офшоры. Формально всё чисто. Реально — зарплата разбита на две части.
4. Академии, фонды и программы. Игрок оформлен как методист, тренер или участник “программы развития молодёжи”. Деньги идут из бюджета — но не как зарплата футболисту. Формально закон не нарушен.
5. Упрощенная натурализация. Получив ВНЖ, а затем и паспорт, игрок перестаёт считаться легионером. А значит, ему снова можно платить из бюджета, уже без ограничений.
Все эти схемы в теории выглядят привлекательными, но по факту изначально подсудны и пахнут статьей 189 Уголовного Кодекса Казахстана. Поэтому перечисленные пункты больше походят на «вредные советы», но напомнить о риске их применения нерадивыми функционерами не будет лишним.
Есть законный вариант — просто заключить договоры со спонсорами, которые и будут легально платить иностранцам зарплату. Но и здесь все не так просто. Поговорив с представителями потенциальных партнеров команд, вырисовывается не самая приятная для клубного спорта Казахстана картина. Спонсоры готовы вложить деньги в футбольный клуб, если партнерство с этой командой принесет компании узнаваемость бренда, офлайн и онлайн контакты, возможность развития CRM-базы и получение возможности поработать с этой CRM-базой болельщиков. Однако, на деле спонсоры чаще всего получают от клубов и федераций чек на большую сумму и обещание напечатать логотип компании на футболках игроков без других вариантов.
Другая проблема — отсутствие в командах системы по продаже прав на трансляции матчей как таковой в принципе. Как показало исследование, проведенное аспиранткой кафедры налогов и налогообложения Белорусского государственного экономического университета Наталией Богаревич, финансирование профессиональных клубов, как в США, так и в Европе, осуществляется в основном за счет доходов, которые получают непосредственно от спортивной деятельности. Этот критерий является одним из важнейших при характеристике степени развития профессионального cпорта в той или другой стране. Отмечается, что европейские клубы в финансовом плане получают некоторую государственную поддержку на местном уровне, но касается она детско-юношеского спорта, а продажа билетов для зарубежных клубов, как в США, так и в Европе, — основной источник доходов. Вторым источником по значимости для зарубежных команд являются средства, полученные от продажи прав на телетрансляцию.
Европейские эксперты в ходе разговора с автором этих строк честно говорили: секрет успешности профессиональной команды в Европе— не только в результатах, но и в построении собственного бренда с выстроенной системой, когда команда имеет свои академии, растит футболистов, которые станут великими и принесут победы команде, а «излишки» можно выгодно продать другим командам. К тому же, для построения успешного клубного бренда необходимо постоянно обновлять стратегии взаимодействия с болельщиками, используя новые способы коммуникации в соцсетях, ловить тренды, устраивать прямые эфиры со спортсменами, сотрудничать с инфлюенсерами, делать серии контента на трендовые тематики, интересно показывать будни команды и участие спортсменов в социальных проектах. Иными словами, нужна фанатоцентричная стратегия развития команды. Тогда и спонсоры будут сами выстраиваться в очередь. А теперь давайте ответим, какая из казахстанских команд, финансируемых из государственного (республиканского, регионального) или квазигосударственного бюджета, работает над построением своего бренда? Для ответа на вопрос хватит пальцев одной руки, да и то, к проводимой работе есть немало вопросов.
Простой пример. Если посмотреть на сайты футбольных клубов Казахстана, содержащихся за счет государственных и квазигосударственных средств, и сравнить их с сайтами европейских футбольных клубов, то даже беглый взгляд дает понимание и ощущение, что работы даже в этом направлении предстоит очень много. Не говоря уже о других моментах, про которые говорили представители частного бизнеса.
В тоже время, и к представителям частного бизнеса есть вопросы. Даже если в том или ином виде спорта есть вопросы, но он не столь популярен, то спонсорских контрактов не видать. Бизнесмены обосновывают это тем, что этот вид спорта недостаточно презентует свои перспективы развития и планы по достижению нового уровня результатов (спортивных и в популяризации) при поддержке спонсора.
Легионеры — ОК. Но что будет с казахстанским спортом?
По логике, частные спонсоры, на чьи средства будет разрешено оплачивать контракты иностранцев в казахстанском спорте, должны будут требовать конкретных результатов от нанятых легионеров. Если спортсмен не стоит частных денег — зачем он вообще нужен команде? С другой стороны, у клубов имеется вариант со срочной натурализацией легионеров (то есть выдачей паспортов Казахстана), но здесь уже контроль за этим процессом должно взять на себя не только Министерство туризма и спорта, но и МВД, и правительство, чтобы избежать раздачи паспортов иностранцам ради формальности (зачастую натурализованные атлеты не остаются в Казахстане после выигрыша медалей и уезжают обратно домой).
В целом же, в случае успешной реализации нормы о запрете на легионеров, возможны два пути развития. Вполне вероятно, что в казахстанских клубных командах на первых порах будут выступать только качественные легионеры, оплачиваемые частными спонсорами, которые в свою очередь будут требовать результатов. Но еще лучше, если привлеченные в команды частные инвесторы выберут ориентиром не быстрый результат за счет легионеров, а долгосрочное развитие и по примеру частного футбольного «Кайрата» отстроят современные академии, вырастят своих воспитанников и вернут с прибылью свои инвестиции за счет выгодной продажи своих воспитанников в другие команды Казахстана и Европы. И если цель — развитие казахстанского спорта, то второй вариант, однозначно, предпочительнее. Но как много окажется желающих работать на перспективу и во благо своих соотечественников — вопрос открытый. Ведь быстрые результаты за счет иностранцев для кого-то могут выглядеть более интересным решением, пусть и не идущим на благо родной страны…
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу