По оценке независимого международного эксперта Шерадила Бактыгулова, ключ к успеху – сочетание политических реформ, институционального укрепления и взвешенного экономического управления, которое задаtт Президент Касым-Жомарт Токаев, передает Caravan.kz.
– Прошло 35 лет с момента подписания декларации о суверенитете. Как Вы оцениваете эволюцию государства за этот период – от переходного этапа к нынешнему статусу?
– 35 лет – это целая эпоха в истории любого государства, и оценка этого пути требует комплексного подхода. Эволюцию Казахстана от переходного этапа к нынешнему статусу можно охарактеризовать как сложный, многогранный, но в целом успешный путь становления состоявшегося государства.
В политической сфере Казахстан прошёл путь от властной монополии к сбалансированной системе, выраженной в формуле «Сильный Президент – авторитетный Парламент – подотчётное Правительство». В экономической сфере страна прошла путь от гиперинфляции и спада 1990-х, «рыночного застоя» 2000-х к современной рыночной диверсификации. В результате предпринятых мер Казахстан по праву является лидером по объёму ВВП в Центральной Азии.
В международной сфере Казахстан утвердился как ответственный и надёжный субъект международных отношений, пользующийся авторитетом в глобальном масштабе. В общественной сфере можно выделить успешную трансформацию от советского наследия «строительства советского народа» к созданию казахстанской гражданской нации, которая стала реальностью.
За 35 лет Казахстан прошёл путь, на который многим государствам потребовались столетия. Из уязвимой постсоветской республики, одного из пяти «станов», Казахстан превратился в устойчивое, узнаваемое и уважаемое в мире государство. Путь не был простым. Казахстан и сегодня находится на новом ответственном этапе реформ, направленных на построение более справедливого, открытого и диверсифицированного общества. Эволюция продолжается, но её главный итог уже стал реальностью – это состоявшаяся казахстанская государственность, доказавшая жизнеспособность и, пожалуй, самое главное, способность к развитию.
– В последние годы экономика страны демонстрирует рост: например, в первом квартале 2025 года рост ВВП превысил 5,6 % – лучший результат за более чем десятилетие. Какие факторы позволили достичь такого подъёма?
– Рост ВВП на 5,6 % в первом квартале 2025 года – выдающийся результат. Это не случайность, а эффект взаимодействия нескольких факторов: «длинные» деньги от сырьевого сектора, активные государственные инвестиции в инфраструктуру и индустриализацию, поддерживающая монетарная политика, рост внутреннего спроса и выгодная внешнеэкономическая конъюнктура.
В 2024–2025 годах активизировалась работа в рамках программ индустриализации и инфраструктурного развития. Параллельно реализовывались проекты в обрабатывающей промышленности, горнодобывающем секторе и логистике – это создало мощный мультипликативный эффект. Обеспечен устойчивый рост в базовых секторах – добыча нефти (включая расширение Тенгиза), стабильный экспорт газа, урана и металлов. АПК демонстрирует уверенную динамику благодаря господдержке, благоприятной погоде и укреплению экспортного потенциала (зерно, мясная продукция).
Среди драйверов – высокий темп инвестиций в основной капитал: прямые иностранные вложения, государственные инвестиции, системная работа по улучшению позиций Казахстана в международных рейтингах и постоянный диалог с инвесторами. Рост реальных доходов и доступность кредитования подпитывают экономику изнутри.
Важны и два «сквозных» фактора: грамотное использование внешней конъюнктуры (переориентация логистики в регионе, рост грузопотоков по «Север–Юг» и «Запад–Восток») и макроинституциональная стабильность. Нацбанк Казахстана проводил жёсткую ДКП, что снизило инфляцию и улучшило условия для бизнеса, а бюджетная дисциплина правительства помогла формировать доходы без избыточного давления на частный сектор и проводить разумные расходы.
Такой результат ставит новую задачу: сохранить импульс, продолжить диверсификацию и снижать зависимость от сырья, чтобы обеспечить устойчивый долгосрочный рост.
– По данным, номинальный ВВП в 2024 году достиг порядка $286 млрд. С точки зрения места страны в глобальной экономике и её потенциала в регионе – насколько это высокие показатели и что они означают?
– $286 млрд номинального ВВП – важный рубеж. Это фундамент, а не самоцель. Он даёт ресурсы и уверенность для следующего уровня – перехода к диверсифицированной, технологичной и инклюзивной экономике, конкурентоспособной не только в регионе, но и глобально. В сентябре 2025 года такую задачу Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил в Послании «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта».
Это солидный показатель, подтверждающий статус Казахстана как доминирующей экономической силы Центральной Азии. В глобальном масштабе мы остаёмся развивающейся экономикой с большим потенциалом роста. Такой объём ВВП ставит нас в ряд с Чили, Финляндией, Ирландией или Чехией; по ВВП на душу населения и по ППС Казахстан – в числе топ-50 экономик мира. Это уровень «игрока среднего веса» с ощутимым региональным влиянием и перспективой дальнейшего укрепления.
Масштаб экономики усиливает инвестиционную привлекательность и расширяет политические возможности без сильной базы было бы трудно выступать главным переговорщиком и интегратором в регионе, принимая международные диалоги и процессы.
– Страна подчёркивает стремление быть привлекательной для инвестиций и демонстрирует реформаторский курс. Насколько важна роль президента и что сделано ключевого?
– Роль Президента Касым-Жомарта Токаева центральная. После января 2022 года он инициировал масштабную программу политико-экономических преобразований, направленную на предсказуемость и открытость для инвесторов. Президент не просто «проводит реформы», а выступает архитектором системных изменений, меняющих философию государства и привычные практики. Курс на «Справедливый Казахстан» и «Новый экономический курс» – это стратегическое позиционирование страны в пользу открытости, справедливости и верховенства права.
Токаев строит институциональную, а не персональную систему – с чёткими, защищёнными законом правилами игры. Снижение коррупции, ограничение монополизма, усиление парламентского контроля, новая бюджетная и долговая архитектура – всё это элементы единого замысла. Сопротивление велико, но именно политическая воля президента – главный драйвер изменений. Без его фигуры Казахстан выглядел бы для внешнего мира намного менее предсказуемым, особенно после событий 2022 года.
– В международной политике Казахстан наращивает участие в логистических проектах и многосторонних инициативах. О чём глава государства говорил в своем выступлении. Какие глобальные возможности это открывает?
– Курс направлен на трансформацию из ресурсной экономики в экономику транзитно-логистических и дипломатических услуг. В случае успеха это укрепит суверенитет и экономическую безопасность, а также поднимет роль страны в формировании новой евразийской транспортной архитектуры.
Участие в коридорах и многосторонних форматах встраивает Казахстан в глобальные цепочки добавленной стоимости – переход от сырьевого экспорта к переработке и выпуску готовой продукции для рынков Европы и Азии. Расширяется диверсификация маршрутов и рынков (в том числе на юг – Иран, страны Персидского залива, Индию).
Развитие логистики тянет инвестиции в смежные отрасли – складскую недвижимость, телеком, финсервисы. Успешные проекты усиливают образ Казахстана как современного, надёжного, делового партнёра и создают новые профессии и компетенции. Для Центральной Азии Казахстан выступает платформой практической кооперации.
– Одна из реформ – усиление институциональной базы: новая модель власти, цифровизация, укрепление роли Парламента. Насколько реалистичны эти изменения и как быстро они дадут видимый результат?
– Это наиболее глубокая и амбициозная программа политических реформ за годы независимости. Её реализация позволяет перейти от сверхпрезидентской к более сбалансированной, устойчивой и эффективной системе управления.
Реалистичность высока, но вызовов немало. Перераспределение полномочий в пользу Парламента и Правительства уже началось; введён запрет на родственные связи на руководящих постах, упрощены механизмы парламентского контроля, создан Конституционный суд. Цифровизация – не только технологии, но и новая логика взаимодействия государства и гражданина: меньше бюрократии, быстрее решения, меньше коррупционных контактов.
Труднее всего менять политическую культуру. Есть инерция и локальные группы влияния, сохраняется риск имитации на местах. В мировой логике при нынешних темпах «Новый Казахстан» может быть институционально укоренён к 2035 году: сильный Парламент, подотчётное Правительство, устойчивые институты, независимые от персоналий.
– Учитывая нынешние успехи и показатели, каким Вы видите стратегическое значение страны на ближайшие 10–15 лет?
– Роль Казахстана будет не просто сохраняться, а возрастать. География, ресурсы, трудолюбие народа и взвешенное руководство усиливают нашу позицию как независимого и прагматичного игрока. В полярном или многополярном мире Казахстан останется моделью стабильности Центральной Азии и площадкой для диалога.
Страна станет активным центром, связывающим экономики и логистику крупных держав. Разумная промышленная и инвестиционная политика позволит выступать гарантом ресурсной безопасности. Казахстан будет успешным примером постсоветской развивающейся страны, которая, сохраняя культурные и экономические связи, строит подлинно независимое, модернизирующееся, многовекторное государство.
– Наконец: какую реформу президента Вы считаете наиболее важной исторически и почему?
– Политическую реформу, потому что она меняет архитектуру власти. Она продиктована ожиданиями общества и профессионально сформулирована Президентом Токаевым. Народ задаёт вектор, но точность и результат зависят от воли, знаний и мудрости лидера, который берёт на себя ответственность. Политическая реформа создаёт институциональную основу для последующих экономических, социальных и правовых преобразований. Это сознательная попытка построить современное, подотчётное гражданам государство, способное к устойчивому развитию без оглядки на волю одного человека. Успех трансформации определит место Казахстана в XXI веке.
– Каким наше государство сегодня видят соседи и мировое сообщество?
– Крупная, стабильная и предсказуемая страна стратегически важного региона, с большими ресурсами и уникальной моделью межэтнического согласия. Казахстан – активный региональный лидер, чей голос слышен и к которому прислушиваются на глобальной арене.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу