Опубликовано: 7700

Почему в Казахстане легче вспомнить имя «смотрящего» и вора в законе, чем честного полицейского

Почему в Казахстане легче вспомнить имя «смотрящего» и вора в законе, чем честного полицейского Фото - Скриншот из художественного фильма "Рэкетир"

"Грань между добром и злом настолько тонкая, что трудно определить, где начинается одно и заканчивается другое" - почему казахстанцы продолжают восхищаться бандитской культурой.

Напомним, известный криминальный авторитет Дикий Арман (Арман Жумагельдиев) заявил на своей странице в "Инстаграме", что «готов наказать» скандально известного комика Сашу Барона Коэна за вторую часть «Бората», если казахстанцы помогут его найти. Стоит отметить, что данная публикация вызвала довольно широкий резонанс. Пост собрал немалое количество лайков и комментариев, в которых пользователи выражали как восхищение, благодарность и в целом позитивное отношение к г-ну Жумагельдиеву, так и совсем противоположную реакцию.

Стоит также отметить, что Жумагельдиев активно ведет страницы в соцсетях, которые заполняет довольно разнообразным и интересным контентом. Он обзавелся немалым количеством подписчиков, которые так же активно реагируют на его публикации.

Но что можно сказать о заинтересованности казахстанской общественности людьми подобного образа жизни? Стоит ли прислушиваться к мнению о каких-то высоких моральных вещах человека, который, мягко говоря, является далеко не лучшим примером для подражания? Не складывается ли впечатление, что у нас фигура из криминального мира по значимости чуть ли не равна слуге народа? И почему культура бандитской и криминальной тематики популярна в Казахстане по сей день?

Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с известным общественным деятелем и главой Союза мусульман Казахстана Муратом Телибековым. 

-  Реальная жизнь не укладывается в привычные стереотипы, - отметил Мурат Айтжанович в начале беседы. - Нередко мы встречаемся с парадоксальными фактами, которые не подчиняются логике и здравому смыслу. Человеческая натура противоречива и непредсказуема. Заклятый убийца может пожертвовать жизнью ради спасения чужого ребенка, а высокий моралист совершить чудовищную жестокость. На память приходит высказывание восточного философа: «Самый большой сосуд - человек: все в нем вмещается». Почему мы уверены, что человек, совершивший однажды преступление, не способен на благородный поступок?! Да, возможно, Дикий Арман совершил в своей жизни немало плохого, но это не означает, что в душе человека не осталось ни одного светлого пятна. Приведу пример из собственной жизни. Однажды, оказавшись в тюремной камере, я был поражен гуманностью и состраданием сокамерников, большинство из которых были рецидивистами. В то же время меня шокировала бессмысленная жестокость начальника тюрьмы. В истории немало аналогичных «странных» героев. К примеру, известный революционер Котовский начинал свой путь защитника всех обездоленных в ипостаси уличного бандита. Какие метаморфозы произошли в его сознании, можно только гадать. Порой грань между добром и злом настолько тонкая, что трудно определить, где начинается одно и заканчивается другое. В конце 90-х я брал интервью у алматинской проститутки. Мы говорили о преступности, рэкете и полицейских. В меня запали ее слова: «Рэкетиры могут проявить жалость, менты – никогда». Я не пытаюсь идеализировать преступный мир и не хочу очернять правоохранительные органы. Чем больше познаешь жизнь, тем менее категоричным становишься в своих выводах.

- Можно ли сказать, что, несмотря на достаточно динамичный темп современных реалий, культура бандитизма, криминала и «понятий» до сих пор популярна в Казахстане? Насколько это является проблемой и с чем это может быть связано? С тем, что определенная часть людей в той или иной степени имела отношение к этому? С романтизацией образов преступников в кинематографе? Или же тому есть иные причины?

- Согласен с вами. Процесс весьма интересный. На смену романтизму советской эпохи пришла субкультура преступного мира. Тюремный жаргон стал привычным не только среди подростков, но даже среди государственных служащих. В определенной степени это отражение криминализации общества. Высокий уровень коррупции, ложь, лицемерие и беспринципность стали доминировать в человеческих отношениях. Посмотрите, что творится в наших судах. Судьи не справляются с огромным потоком заявлений. Но самое ужасное, что криминальные традиции начинают проникать даже в средние школы и университеты. Денежные поборы с целью поддержать братву, пребывающую в «неволе», все чаще встречаются даже в столичных учебных заведениях. Конечно же, свою лепту вносят и СМИ. Произошло глобальное смещение ценностей. Никому не интересен честный полицейский, героем дня стал "благородный" преступник. Давайте будем откровенны. Можем ли мы назвать имя самого справедливого судьи в стране? Самого принципиального прокурора? Самого отважного полицейского? Увы! Зато широко известны имена воров в законе, так называемых «смотрящих». Приведу другой пример. Судья американского города Провиденс Франк Каприо стал звездой после того, как видеоролики с его заседаний попали в Интернет. На заседаниях он много шутит и часто просит детей подсудимых помочь ему с наказанием. Почему никто из наших служителей Фемиды не может позволить себе нечто подобное?

- Существует определенная часть населения, которая по своему уровню, казалось бы, так и не отошла от поры 1990-х и 2000-х: они продолжают «двигаться по понятиям», попадают в рискованные и авантюрные ситуации, зарабатывают сомнительными способами и т.д.. Почему все эти моменты так и не искоренились в сознании подобных людей? Насколько это отражается на культуре нашего общества в целом и стоит ли надеяться, что ситуация изменится?

- Потому что общество не видит иных примеров. Люди считают взяточничество, обман, корысть, алчность нормой поведения. В Великобритании принц Гарри и Меган Маркл отреклись от королевского титула и добровольно лишили себя многих материальных благ. Назовите хотя бы одного министра или депутата, который бы добровольно сложил свои полномочия по зову совести, а не по велению закона. А сколько людей, готовых ради подобных чинов и регалий на любые преступления! Нет, я отнюдь не пессимист. В недрах власти много глубоко совестливых и порядочных людей, готовых направить общество в лучшую сторону. Не хочу называть их имена, потому что знаю, что они немедленно будут подвергнуты гонению. Парадокс! Невообразимый парадокс! Люди боятся быть «уличенными» в порядочности. Тем не менее перемены в лучшую сторону идут. Не так быстро, как нам хотелось бы. Болезнь медленно отступает. Уверен, что инстинкт самосохранения общества не позволит скатиться в пропасть

- Хотелось бы уделить внимание и тому, что люди подобного склада нередко занимают высокие посты. Достаточно вспомнить скандальный инцидент в Карагандинской академии МВД, сотрудник которой отличился высказыванием о «братве» и «пользованием связей». Не выглядит ли парадоксальным то, что представители правоохранительных органов иногда больше напоминают членов ОПГ, чем тех, кем они должны быть на самом деле? И стоит ли бороться с проявлениями «бандитских отголосков» на столь высоких уровнях?

- Конечно же, с этим стоит бороться. Недавно у меня произошел весьма интересный случай. В одном из районных управлений полиции Алматы я обратил внимание начальника на доску почета, висевшую в коридоре.

- Почему бы не убрать фотографию полицейского, который был уличен в создании ОПГ и получил тюремный срок? спросил я его.

- Ну зачем?неуверенно произнес он. – Не нужно морально убивать человека. У него ведь тоже дети... Если я это сделаю, завтра коллеги ополчатся на меня.

 Я не знаю, как это назвать. Корпоративная солидарность? Жалость? Сострадание? Судя по его словам, он считает, что разоблаченный коллега всего лишь навсего попал в беду. Он – не преступник. Это делали все. Но попался он. Акела «промахнулся», и теперь стаю возглавил другой вожак. Думаю, что этот эпизод очень красноречиво характеризует атмосферу, царящую не только в полиции, но и во всем обществе. Понимаете, причина не в том, что в социальном сословии собираются люди с определенными психологическими наклонностями. Беда заключается в том, что безграничная, ничем не сдерживаемая власть превращает людей в чудовищ. До тех пор, пока в обществе не будут проведены реформы, исключающие подобное, мы будем вновь и вновь испытывать разочарование и пессимизм, - резюмировал Мурат Телибеков.

Также мы поговорили с алматинским психологом Евгенией Полисадовой, которая отметила несколько причин романтизации бандитизма в казахстанской среде

- Думаю, немаловажную роль в популярности этой культуры играет финансовый аспект. Одна часть привыкла к 1990-м годам и до сих пор осталась в них, потому что не смогла перестроиться на современный лад. Вторая половина - это молодые люди, насмотревшиеся «Рэкетира» и прочих фильмов, в которых романтизируется жизнь 1990-х. К сожалению, не все могут быть одинаково успешны. И ребята с окраин, которым сложнее закрепиться в городах, видят единственную возможность жить в комфорте только с помощью жизни в стиле этих фильмов.

Также в районах, которые плохо охраняются законом, порой единственной возможностью поддерживать хоть какой-то порядок является создание собственных законов, и романтизация бандитизма очень культивирует вот эту жизнь «по понятиям».

Вообще, еще довольно большая проблема заключается в том, что наш народ не доверяет правоохранительной системе страны. Неприязнь к ним создает своего рода оппозицию в виде «братков», которые «двигаются». Согласитесь, если вас однажды несправедливо, по-вашему мнению, задержали, сложно оставаться лояльным к полиции. И, выбирая между теми и другими, ты скорее выберешь жить по законам, которые кажутся тебе более справедливыми.

К тому же, когда людям кажется, что закон не работает, они создают собственную справедливость, которая кажется более честной. У казахстанской полиции, к сожалению, не самый высокий рейтинг доверия, что порождает и активно поощряет развитие так называемой ауе-культуры. Вероятно, если бы население больше доверяло полиции, эта культура была бы гораздо менее популярна, - отметила психолог.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи