Почему советские аттракционы были самыми безопасными мире - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему советские аттракционы были самыми безопасными мире

Почему советские аттракционы были самыми безопасными мире

Сейчас прокатиться в луна-парке - довольно рискованное развлечение.

  • 19 Мая
  • 12772
Фото - Caravan.kz

Новости о несчастных случаях на аттракционах поступают регулярно.  Но ещё лет 40 назад карусели никого не пугали. Что же стояло за их безопасностью? В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Скучно, братцы!

Первые парки аттракционов стали появляться в начале ХХ века. Конечно, на ярмарках и до этого были совсем простые качели-карусели, но именно с 1903 года стали входить в моду аттракционы, которые, со скидкой на время, можно было бы назвать экстремальными. Тогда в Нью-Йорке, на полуострове Кони-Айленд, бизнесмены Фредерик Томпсон и Элмер Данди открыли павильон под названием “Луна-парк”. Диковинное развлечение так назвали сразу по трем причинам. Во-первых, Луной звали младшую сестру Данди, во-вторых, Луна, или Селена, считалась покровительницей цирка, а бизнесмены сделали свое состояние именно на гастролях шапито, а в-третьих, главным аттракционом стал “Полет на Луну”. Это развлечение было ближе к шоу, чем к каруселям. Посетители усаживались в качающуюся лодочку, вентиляторы дули в лицо, имитируя порывы ветра, на стенах крутили кинопленки со звёздным небом, и, наконец, на сцену выходили актеры, изображающие лунных жителей.

Первый в истории «Луна-парк» был, скорее, шоу, чем парком аттракционов. Там участвовали живые актеры и разыгрывались представления

Аттракцион пользовался небывалым спросом, и бизнесмены стали развивать идею. Так появились развлечения, без которых невозможно представить ни один луна-парк. Это были “Американские горки”, “Комната страха”, “Чертово колесо”, зал с кривыми зеркалами и призовой тир. Все это великолепие освещалось тысячей разноцветных электрических лампочек, что для начала ХХ века было грандиозным зрелищем. Американские горки для “Луна-парка” с Кони-Айленда  спроектировал железнодорожный инженер Фредерик Инджерсолл в 1905 году. Конструкция получилась довольно надежной, но навыков, полученных при строительстве обычных железных дорог, для аттракциона не хватало. Серьезных травм посетители не получали, но синяки и шишки после катания были частым явлением. Поэтому в 1912 году, когда купец Василий Егарев решил открыть в Санкт-Петербурге свой луна-парк, он поставил условие американской компании «Сценические железные дороги Томпсона», чтобы аттракционы для российской публики были безопаснее тех, что стоят в Нью-Йорке. Дело в том, что целевой аудиторией питерского луна-парка Егарев видел людей небедных и влиятельных. Он опасался, что какой-нибудь статский советник или коллежский асессор, набив шишку на аттракционе, в гневе заставит тут же сравнять с землей проклятый балаган. Американская компания поставленное условие выполнила, и за два года там не было ни одного несчастного случая. Хотя публике и это не нравилось. Газеты ругали питерский луна-парк за скуку и отсутствие адреналина.

“Аттракционы мало похожи на заграничные Горная железная дорога скучна и уныла, «Чертово колесо» вращается с той же медленностью, с какой полицейская власть вылавливает громил. «Пьяная лестница» в смысле тряски куда более трезва, чем петербургские мостовые”, — писал в своем фельетоне  саратовский редактор Лев Гумилевский.

Писатель Николай Шебуев тоже отмечал, что питерцам нужна эмоциональная встряска, а луна-парк ее дать не может.  Дескать, обычное катание на салазках с ледяных горок гораздо страшнее, чем эта заморская диковинка.

Подобия «Американских горок» существовали и раньше. Люди катались в вагонетках по рельсам. В « Луна-парке» Кони-Айленда были впервые установлены декорации, и вагонетка двигалась не по инерции после толчка, а разгонялась системой моторов

Питерский луна-парк закрылся в 1914, но не из-за того, что развлечения были слишком скучны. В то время, после начала Первой мировой, в России царили антигерманские настроения, а как назло почти все аттракционы декорировались в немецком духе, например, кабинки колеса обозрения были выполнены в виде цеппелинов, а в “Комнате страха” людей пугали карлик Румпельштильцхен и другие страшилища из сказок братьев Гримм и Теодора Гофмана. Луна-парк обвиняли в симпатии к врагам, грозили поджогами, наконец завалили доносами, и павильоны пришлось закрыть.

Качели не для слабаков

После революции и во время Гражданской войны по понятным причинам аттракционам внимания не уделяли. В некоторых городах ещё с царских времен оставались качели-карусели, но на производство новых ресурсы еще не тратили. Так продолжалось до 1929 года. Тогда изменилась сама концепция советских парков развлечений. Аттракционы стали не праздным развлечением, а скорее, тренажерами.

Первой ласточкой можно считать парашютные вышки. На них можно было оттачивать прыжки с парашютом. Этот аттракцион встречался практически во всех городах СССР и функционировал вплоть до 60-х годов. Вышка произвела настоящий фурор во всем мире. О диковинном развлечении из московского парка им. Горького писали крупнейшие журналы Европы и США.  В разработке аттракциона принимали участие настоящие парашютисты, и, кроме порции адреналина, тут можно было получить и навыки, необходимые для настоящих прыжков. При такой достоверности речи об абсолютной безопасности быть не могло. Как и в настоящем парашютном спорте, неудачное приземление оборачивалось вывихами и ушибами, и случалось это довольно часто. Но так как целью было оттачивание навыков прыжков, то и отношение к подобным травмам у публики было соответствующее. Винили во всем они только себя. В более поздних модификациях спуск происходил медленнее за счет специальных противовесов, вышки становились ниже, а на некоторые допускали даже детей. Но и в таком виде вышки были довольно опасны, поэтому к 70-м годам их убрали практически из всех парков.

Советские парашютные вышки служили, скорее, тренажером, чем аттракционом. Такая концепция произвела фурор во всем мире, и многие страны стали перенимать опыт СССР

Чуть позже появился аттракцион “Маятник”. Его разработали для тренировки вестибулярного аппарата. Человека привязывали к стреле длиной до 10 метров, примерно такой же, как у башенного крана, и с помощи противовеса начинали раскачивать. Привязывали обычными ремнями, которые не гарантировали, что удержат тело, поэтому от посетителя требовалось еще очень крепко держаться за ручки. Прокатиться на “Маятнике” могли только физически крепкие парни со стальными нервами.

Аттракцион “Петля Нестерова” всем знаком по эпизоду из мультсериала “Ну, погоди!” Это тот самый самолетик, который крутил “солнышко”, и посетители оказывались наверху вниз головой. Первые варианты “Петли” делали полукустарные артели, и вся страховка ограничивалась тем же ремешком. Уже позже, когда производство аттракциона было поставлено на поток, система безопасности стала более сложной, а внизу для подстраховки еще протягивали сетку. Кроме того, желающие прокатиться на самых первых вариантах “Петли Нестерова”, проходили своеобразный фейс-контроль. Если билетер сомневался в посетителе, считал, что тот запаникует на высоте или у него не хватит сил крепко держаться за поручни, то на аттракцион “слабака” не пускали. Зато парашютная вышка, “Маятник” и “Петля Нестерова” служили не легкомысленным развлечением, а воспитанием духа и тренировкой тела.

Я открою свой Диснейленд! С домино и комсомолками

В 1955-м в Калифорнии был открыт первый Диснейленд. После этого события у публики вырос интерес к необычным аттракционам. Между владельцами парков развлечений появилась конкуренция, и каждый из них старался сделать свои аттракционы самыми страшными. Виражи на “Американских горках” становились круче, карусели вращались быстрее, кабинки «Чертового колеса» поднимались все выше. Безопасность при этом уходила на второй план. Это не могло довести до добра. В 1965 году в Париже с самой верхней точки “Американских горок” сорвалась вагонетка, и шесть человек, включая трех детей, погибли. Этот инцидент заставил пересмотреть требования к безопасности аттракционов во всех странах. Причиной трагедии стали просчеты в конструкции.

Советский аттракцион «Колесо обозрения» выполнялся из самых прочных видов стали, поэтому выдерживал десятки лет в любом суровом климате

А вот советские аттракционы к тому времени уже были самыми безопасными во всем мире. И поспособствовал этому курьезный случай. В 1959 году в Ейске, что в Краснодарском крае, был налажен выпуск аттракционов в промышленном масштабе. Город был выбран не случайно. Именно тут давно работало много артелей, производящих карусели для приморских курортов. Но большого будущего заводу “Аттракцион” тогда еще не пророчили. Это было всего лишь попыткой собрать на одном предприятии разрозненных полукустарей. Но все изменил забавный инцидент. Решение об основании завода было принято в мае, а в сентябре Никита Хрущев посетил США. Одним из пунктов официального визита стало посещение Диснейленда. Но к Микки Маусу и Гуфи Никиту Сергеевича не пустили. Ему заявили, что это делается ради его же безопасности. Есть несколько версий, почему американцы выкинули этот пункт из программы Хрущева. Якобы причиной стал некий сумасшедший, который бросил помидор в лимузин, в котором ехал Никита Сергеевич. Служба безопасности стала опасаться, что в таком людном месте, как парк развлечений, вероятность покушения будет выше, а угроза серьёзнее. По другой, сам Уолт Дисней, будучи ярым антисоветчиком, был против того, что главный коммунист станет гулять по его детищу. Есть и совсем безумная теория, будто американцы опасались, что Хрущев полезет кататься на аттракционах и, не ровен час, сорвется, что приведет к международному скандалу.

Так или иначе, но Никита Сергеевич обиделся, как ребенок. Во время официального приема в Белом доме Хрущев начал читать заранее заготовленную речь о дружбе между СССР и США, а потом вдруг прервал ее на половине фразы.

“Америка — великая страна, а я в ней гость. Когда ехал сюда, мне, как высокому гостю, обещали показать Диснейленд, а потом вдруг отказали. Сказали, не могут обеспечить мне безопасность. Там эпидемия холеры, что ли? Или гангстеры захватили это место и хотят меня уничтожить? Что у вас за отношение к гостям такое?” — бушевал  Хрущев у микрофона.

К счастью, речь, грозившую дипломатическим скандалом, удалось обернуть в шутку. Собравшимся это подали как странное русское чувство юмора. Но Хрущев не мог остыть и по возвращении в СССР. Никита Сергеевич пообещал показать американцам не только “кузькину мать”, но и настоящую безопасность. То есть он стал действовать точно как  Бендер из “Футурамы”, которого выгнали из луна-парка, и тот пообещал открыть свой собственный, гораздо круче.  Для начала Хрущев дал распоряжение составить проект парка развлечений “Страна чудес”. Это должен был быть московский Диснейленд, только вместо Микки-Мауса и Дональда Дака по улицам ходили бы герои русских народных сказок, вместо буржуйских замков тут стояли бы доменные и мартеновские печи, а дети катались бы на подводных лодках, танках и ракетах. Проект был составлен, но так и остался на бумаге, зато поручение Хрущева Ейскому заводу “Аттракцион” строго соблюдалось всегда. Никита Сергеевич поручил сделать советские аттракционы максимально безопасными. Для этого в ход шел самый прочный металл, любые крепления усиливались, важные узлы рассчитывались на нагрузку, в десятки раз превышающую возможную при эксплуатации.  В итоге аттракционы Ейска во многих городах постсоветского пространства стоят до сих пор, а кое-где даже успешно работают.

Свой Диснейленд мог появиться в СССР уже к середине 60-х. На проект уже выделили из бюджета 80 миллионов рублей. Для сравнения — строительство типовой московской пятиэтажки со всеми коммуникациями и чистовым ремонтом обходилось в 1,1 млн рублей

Ярким примером надежности продукции из Ейска стало печально известное колесо обозрения из Припяти. Оно было возведено в 1986 году, за несколько недель до аварии, и с тех пор ни разу не чинилось и его даже не красили. Тем не менее за 40 лет там не проржавел ни один болтик.

Не эстетично, зато практично

За основу своих первых аттракционов завод в Ейске взял популярные западные образцы. Выбирали самые надежные и безопасные, поэтому об “Американских горках” с мертвой петлей, или каруселях, вращающихся на сумасшедшей скорости, и речи не шло. Но и надежные западные аттракционы советские конструкторы делали ещё безопаснее. Например, японский аналог “Веселых горок” двигался раза в три быстрее советского.

Такие строгие требования мешали развернуться дизайнерам. На Западе кабинки делали из тонкой жести, алюминия, стеклопластика. Это позволяло придать кабинкам причудливые формы и сделать вид аттракционов более привлекательным. В СССР же в ход шли толстые листы стали, что не особо способствовало эстетике. По ощущениям во время катания и по внешнему виду советские аттракционы явно проигрывали западным. Но по безопасности в разы их превосходили. Если из Европы и США постоянно приходили новости о страшных авариях в парках развлечений, то в СССР подобных случаев практически не было. Конечно, несчастные случаи на аттракционах бывали и у нас, но они происходили чаще всего по вине самих посетителей. Например, безбашенные подростки или нетрезвые посетители могли сорваться с карусели или выпасть из кабины колеса обозрения, либо кто-то из персонала по халатности запускал людей на неисправный аттракцион, но сама конструкция никогда не подводила.

Вместе с этим из парков убирали и старые, опасные аттракционы, вроде парашютных вышек и “Маятников”. Так совсем исчез из парков очень популярный аттракцион “Чертово колесо”. Так прежде называлось не колесо обозрения, а горизонтальный диск, вращающийся с сумасшедшей скоростью, где центробежная сила откидывала катающихся на стены.

Изначально «Чертовым колесом» называли горизонтальный диск, на котором было невозможно устоять, но потом это название почему-то закрепилось за колесом обозрения

Свою роль в безопасности советских аттракционов сыграл ещё фактор рынка. Бизнес на луна-парках очень рискованный в финансовом плане. Во-первых, это сезонное развлечение, то есть за весну-лето нужно заработать столько, чтобы владелец мог продержаться зиму, да ещё и вложиться в ремонт и профилактику аттракционов. При дожде и порывах ветра экстремальные аттракционы становятся опасными, и персонал постоянно стоит перед дилеммой, стоит ли рискнуть и пустить покататься желающих, если ветер не такой уж сильный, либо дождь слегка моросит. Такая же дилемма случается и при обнаружении мелкой неисправности, когда аттракцион ломается в самый пик посещений.

Плюс ко всему разочаровавшийся клиент мог уйти в другой луна-парк.

В СССР парки развлечений не особо ориентировались на прибыль. Билеты стоили совсем дёшево, конкуренции не было вообще. При малейшем риске аттракцион закрывали надолго, а то могли и вовсе демонтировать.

Так случилось в Актюбинске. Администрация города с трудом выбила колесо обозрения для местного парка. Тогда их в СССР производили всего две штуки в год, и в приоритете были города, часто посещаемые туристами, а провинциальный Актюбинск таким не являлся. Тем не менее заветный аттракцион был получен и установлен на холме, в самой высокой точке города. Какое-то время он даже работал, но проверка вдруг обнаружила, что почва под колесом обозрения может просесть, и тогда аттракцион рухнет вместе с посетителями. Вероятность была совсем небольшая, но от греха подальше колесо обозрения закрыли. Как показало время, опасения были напрасными. Заброшенный аттракцион простоял ещё лет десять, и демонтировали его потому, что по ночам туда забирались подростки, чтобы прокатиться в кабинках, вращаемых сильным ветром. Но даже при таком катании обошлось без несчастных случаев.

На Западе конкурентная борьба между парками развлечений делала аттракционы смертельно опасными. Посетителей пытались заманить острыми ощущениями, из-за чего усложняли аттракционы, а это приводило к частым авариям

Такой “Сюрприз” нам не нужен!

С 1970 года по СССР стали гастролировать передвижные луна-парки из Чехословакии, и к началу 80-х они успели побывать почти во всех больших городах страны. Аттракционы производились в городке Ждяр-над-Сазавоу и были практически клонами аттракционов легендарной итальянской фирмы Zamperla. Итальянцы, в отличие от советских коллег, придавали большое значение дизайну. Например, чехословацкий аттракцион Twister конструктивно ничем не отличался от советской карусели «Ромашка», но вместо фанерных кресел посетители усаживались на мягкие дерматиновые диваны, выполненные в виде драконов. На «Автодроме» и каруселях с лошадками стены павильонов были разрисованы сказочными пейзажами, а экстремальные аттракционы украшали сцены из комиксов. Но главное, братья из социалистической Чехословакии привозили настоящие диковинки, невиданные в СССР. Тут были «Лебеди», которые посетители могли сами поднимать вверх-вниз гидравлическим рычагом, карусель «Осьминожки», где кабинки могли вращаться не только вокруг центральной стойки, но на каждом щупальце осьминога, а от «Американских горок» вообще захватывало дух. Ведь они крутили виражи намного быстрее советских. Тут всем стало ясно, что аттракционы СССР морально устарели. Завод в Ейске попытался наверстать упущенное. Ответом на чешскую «Комнату страха» стал наш «Иллюзион», Он представлял собой павильон, где комната вращалась вокруг неподвижных сидений, от чего создавалась иллюзия, будто посетители парят вверх ногами. Все это сопровождалось зловещими звуками из магнитофона. Тогда и стали случаться травмы от непродуманности конструкции. Дети в панике часто пытались схватиться за стену или потолок, от чего ломали руки. Еще более опасен был аттракцион «Сюрприз». Он работал за счет того, что центробежная сила прижимала катающихся к стене, причем люди на «Сюрпризе» стояли, а не сидели. Центробежной силы было достаточно, чтобы не упасть, когда аттракцион наклонялся под углом в 45 градусов, поэтому особой страховки предусмотрено не было. Ее заменяла простая цепь, вставленная в просверленное отверстие. Но во время катания на первых образцах цепь нередко вылетала из паза и начинала хлестать катающихся. Позже крепление сделали более надежным. 

Прелесть «Автодрома» в том, что можно не только кататься, но и врезаться в другие машинки. В первых образцах система амортизации удара была не продумана. В результате при столкновении люди, чаще всего дети, больно ударялись о руль или получали болезненный толчок от жесткого сидения. Немало носов было разбито и на «Спирали». В этом аттракционе кабинки вращались хаотично, и посетители могли оказаться как на спине, так и строго горизонтально земле. Выпасть из «Спирали» было невозможно, кабинки закрывала прочная сетка. Зато приложиться об сетку лицом или больно стукнуться затылком – запросто.

Шишки и разбитые носы — это, конечно, неприятно, но совсем уж трагические инциденты случались редко. За эксплуатацией аттракционов в СССР следили строго. В 90-е несчастные случаи происходили нечасто по очень простой причине. Далеко не у всех семей были лишние деньги на карусели. А вот с начала нулевых аварии на аттракционах стали случаться едва ли не каждую неделю. Особенно часто это происходило в передвижных луна-парках. Дело в том, что аттракционы от хорошо зарекомендовавших себя фирм, вроде той же Zamperla, были слишком дороги, а продукцией Ейского завода клиентов не заманишь. Поэтому желающие открыть луна-парк покупали дешевые подделки из Китая, причем сомнительного качества. Чтобы скорее отбить покупку, выплатить немалые налоги и аренду земли, персонал не учитывал ни погодные условия, ни состояние аттракционов. В погоне за наживой они шли на риск, порой пуская прокатиться на неисправных каруселях. Плюс ко всему работу в луна-парке не назовешь вакансией мечты. Как уже говорилось выше, это сезонный бизнес, и в работники попадали случайные люди, у которых не хватало технических навыков правильно установить и проверить аттракцион. Из-за этого случалось, что кабинки были закреплены слабо, страховочная система держалась на одном шурупе или вовсе отсутствовала, а кресла цепочной карусели при порыве ветра заносило на столб или дерево. Ремонт же если и делался, то на скорую руку, например, выпавший болт могли заменить мотком проволоки, а то и вообще скотчем. Кроме того, аттракционы работали с раннего утра до поздней ночи, а при таком ритме даже очень добросовестные сотрудники могли попросту устать и не заметить неисправность. Владельцы передвижных луна-парков экономили на всем, в том числе и на количестве персонала, отчего людям приходилось работать по 12-14 часов в день, без выходных.

Владельцы луна-парков в нулевые нередко закупали сомнительные, но дешёвые аттракционы из Китая. Это приводило к печальным последствиям.

Сейчас ситуация с аттракционами стала чуть лучше. Посетители, наученные чужим горьким опытом, относятся к выбору каруселей более осторожно, предпочитая проверенные стационарные аттракционы сомнительным передвижным луна-паркам. Да и владельцы парков развлечений стараются закупать экстремальные аттракционы у надёжных поставщиков. Тем не менее и самая надежная техника может ломаться в неподходящий момент, а современные аттракционы технически намного сложнее, чем простенькие карусели лет 40 назад, а значит, выше и вероятность, что один из многочисленных важных узлов даст сбой в ответственный момент. Но для настоящих охотников за адреналином такой риск только добавляет остроты ощущений, и в любом парке развлечений самая длинная очередь выстраивается к особенно опасным аттракционам.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта