Опубликовано: 122300

Почему казахи готовы отстаивать русский язык и не хотят говорить на казахском: обзор казахскоязычной прессы (30 сентября - 7 октября)

Почему казахи готовы отстаивать русский язык и не хотят говорить на казахском: обзор казахскоязычной прессы (30 сентября - 7 октября) Фото - из открытых источников

А также материалы о том, почему День учителя в Казахстане прошел "со слезами на глазах", и о том, как можно популяризировать казахский язык.

Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

Кому выгодно выставлять казахских патриотов и националистов глупцами и популистами

На портале Аbai.kz опубликована занимательная статья авторства Амантай ТОЙШЫБАЯ, в которой он порассуждал о том, почему патриоты и националисты в Казахстане не воспринимаются всерьез.

Свои рассуждения он начал издалека, и начал с принципов птицеловства.

«Среди птицеловов существует хитрая техника, которая позволяет им с легкостью выловить перелетных птиц дюжинами. Когда истощенная стая останавливается у водоема поспать, они оставляют одного на страже, чтобы тот разбудил остальных в случае опасности. Птицеловы не спеша подкрадываются к стае, чтобы стражник их заметил и поднял всю стаю на уши, но как только остальные пробуждаются, охотники мигом прячутся. Всполошенные птицы, осмотревшись и поняв, что никакой опасности нет, обратно уходят в сон. И птицеловы тут же проделывают тот же процесс несколько раз, пока разъяренная стая не избавится от стражника, мешающего спать, и не останется уязвимой», - рассказывает господин Тойшыбай, плавно подводя к сути материала.

По его мнению, патриоты и националисты в нашей стране оказываются в такой же  позиции, как и эти стражники. А некоторым странам якобы очень выгодно, чтобы среди народа бытовало мнение, что националисты и патриоты – плутливые популисты, глупцы, разводящие шумиху вокруг своих амбиций

«Как бы патриоты и националисты ни распинались о надвигающейся опасности, о том, как страны-колонизаторы грабят богатство нашего народа, промывают им мозг и пытаются прибрать к рукам страну, народ не воспринимает их всерьез, считая глупыми паникерами», - объясняет автор.

Как заявляет Амантай ТОЙШЫБАЙ, нередки случаи, когда патриотов специально вводят в ряды тех же глупых паникеров с целью опорочить доброе имя и лишить поддержки народа. По его мнению, пока весь народ будет увлечен своими тоями и развлечениями, мы не заметим, как окажемся чьей-то по уши погрязшей в долгах колонией.

«С низким статусом и ограниченными правами вас, учителя!»

В минувшие выходные в Казахстане прошел День учителя. Почему этот праздник прошел «со слезами на глазах», рассказал автор портала Аikyn.kz.

«На сегодняшний день месячный заработок педагогов поэтапно растет. Однако заработная плата начисляется за счет базового должностного оклада, поэтому многие не чувствуют увеличения средств. Среднемесячная заработная плата учителя в Казахстане на 25 процентов ниже средней заработной платы в стране. В Германии месячная заработная плата учителя составляет 4 тысячи евро, а в Китае – 1 тысячу долларов. Игроки футбольных команд зарабатывают в десять-двадцать раз больше учителей. Разве можно винить ребенка, который предпочтет гонять мяч? Нужно сразу обеспечивать молодых специалистов служебной квартирой. Это неплохой способ пробудить интерес к профессии», - объясняет автор.

Также, по его мнению, из-за маленькой зарплаты лишь выпускники, которые не смогли поступить на ту или иную специальность, выбирают профессию учителя. Оттого, что более 90 процентов студентов, получающих высшее образование педагогического направления, обучаются в платных учебных группах, их не обязывают преподавать в школах.

«В настоящее время учителя оказались на побегушках у общества, поскольку ни одно политическое мероприятие, субботники, переписи населения и другие мероприятия не проходят без их участия. Из-за давления со стороны начальства им попросту не хватает времени выполнять свои прямые обязанности, к которым еще постоянные отчеты и кипы бумаг», - рассказывается в материале.  

Министерство образования и науки хочет решить все проблемы законопроектом «О статусе педагога». Накануне группа учителей во главе с активом общества Омиром Шыныбековичем негативно высказалась о статье 5 данного законопроекта. В пункте 2 статьи 5 законопроекта «Педагогическая этика и присяга педагога» говорится, что «правила педагогической этики утверждаются уполномоченным органом в области образования». Омир Шыныбекович считает, что это способ заткнуть учителей. Так как в пункте 4 этой статьи говорится, что «текст присяги и порядок ее принятия педагогами утверждаются уполномоченным органом в области образования».

«Насколько правильно ограничивать права учителей под предлогом повышения их статуса?» - задается вопросом автор материала в конце статьи.

Как опыт России, Великобритании и США может помочь популяризировать казахский язык

На портале Abai.kz опубликован материал кандидата филологических наук Анар ФАЗЫЛЖАН. В нем автор рассуждает о том, как популяризировать казахский язык.

Свои рассуждения автор начинает с того, что знание государственного языка - обязанность каждого гражданина Казахстана

По её мнению, языковая политика каждого государства должна:

  • гармонично сочетаться с национальными интересами,
  • быть оптимальной для внутренних условий,
  • выбирать направления, подходы, отвечающие (сегодняшним и будущим) потребностям населения. Эти выбранные направления и подходы должны полностью регламентироваться в законодательстве о языках.

«Во-первых, во многих странах во время изменения языковой ситуации меняется и законодательная база, в языковой политике обновляются механизмы, отвечающие требованиям общества и современности. А Закон Республики Казахстан «О языках», в который с 1997 года были внесены изменения и дополнения, по мнению экспертов, служит продолжением русско-казахского двуязычия, принятого во время советской власти в 1989 году», - объясняет Анар ФАЗЫЛЖАН.  

Как заявляет автор, знание государственного языка в демократических странах является обязанностью граждан. А в Законе Республики Казахстан «О языках» указано, что «знание государственного языка» и его «употребление» является лишь «долгом», что следовало бы заменить на «обязанностью» каждого гражданина.

Помимо этого, автор считает, что стоит внедрить «КАЗТЕСТ», систему оценки уровня знания государственного, опираясь на инструмент оценки уровня владения английским языком – IELTS в Великобритании, TOEFL в США. Эти нормативы должны отражаться в Законе «О государственном языке».

«Необходимо внедрить особый опыт Российской Федерации в языковой адаптации мигрантов. По нормативам, установленным законодательством, для получения разрешения на проживание в стране требуется сертификат о знании русского языка и культуры. Для получения сертификата созданы центры обучения трудовых мигрантов. Специалистам, владеющим русским языком, упрощены способы приобретения гражданства, а тем, кто не владеет языком, затрудняются условия труда в стране», - рассказывает госпожа Фазылжан.

По мнению автора, путем предоставления законодательством определенных преимуществ лицам, владеющим казахским, можно будет способствовать повышению количества людей, владеющих государственным языком.

История о том, как казахи готовы отстаивать русский язык и не хотят говорить на казахском

Портал Аlashainasy.kz, ссылаясь на facebook-страницу Аслана КУАНЫШУЛЫ, опубликовал крайне неоднозначную историю о недопонимании наших соотечественников и казахском языке.   

Аслан поведал историю о том, как зашел вместе с другом в один из магазинов Бостандыкского района города Алматы. Взяв воду, его друг спросил, найдется ли у продавщицы-казашки сдача с 5000-й купюры (на казахском). На что разъяренная продавщица ответила на чистом казахском, что не понимает казахского, и потребовала, чтобы тот говорил на русском. Друг же объяснил, что не владеет русским языком, и попросил ее продолжить говорить на казахском.  Правда, отвечать на казахском она уже не стала:

«Почему я должна говорить на казахском? Ты не имеешь права просить меня говорить на казахском! Как вы вообще смеете так разговаривать со старшими.  Вы все коррупционеры и невоспитанные. Вы глупые невежи, которых другие учили ложку держать. Сами с собой говорите на казахском, меня не учите», - прокричала та.

Аслан еле удержал друга от конфликта, как за ними подошла молоденькая русская девушка, увидев которую продавщица тут же изменилась в лице. И снова начала говорить молодым людям, как уважает эту девушку за ее воспитанность и за русский менталитет.

История продолжилась тем, что автор указал продавщице на то, что знание государственного языка является ее долгом. Но та, разозлившись еще больше, заявила, что сама устанавливает правила в собственном магазине

«Я прекрасно знаю, что у нас демократическая страна. Но она покушалась на мою национальность, на мой язык. Почему человек не уважает язык страны, которая его кормит? Так, оказывается, что она и сама казахской национальности. Как с этим жить?» - с грустью подытожил автор.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинала и не имеет ничего общего с позицией медиа-портала Caravan.kz

Что нужно сделать Геннадию Головкину после тяжелейшего поединка с Сергеем Деревянченко?

  • 1, Добиваться третьего боя с Саулем Альваресом

    177
  • 2. Дать реванш Сергею Деревянченко

    80
  • 3. Срочно поменять тренера

    94
  • 4. Завершить карьеру

    558
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 909

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи