Опубликовано: 657

По горючим следам

По горючим следам

Вчера столичные автолюбители буквально обрывали "пистолеты" на заправках. Почему на АЗС вдруг опять выстроились очереди из машин всех мастей и калибров, объяснили участники Казахстанской топливной ассоциации (КТА), объединяющей под своим крылом 18 компаний-продавцов ГСМ розничного сегмента топливного рынка.

Судя по всему, в Казахстане вновь назревает бензиновый коллапс. По словам главы КТА Болата Ауетаева, ажиотажный спрос вызван перебоями в снабжении частных АЗС.

– В последнее время на нашем рынке наблюдается нестабильность, – констатировал он. – Компании, специализирующиеся на продаже ГСМ, вынуждены сокращать отпуск топлива из-за отсутствия требуемых объемов.

Сложившуюся ситуацию в ассоциации объясняют тремя факторами: госрегулированием розничных цен, ценовым ралли между российским и казахстанским горючим, а также сокращением экспорта нефтепродуктов северным соседом. Устанавливаемая каждый месяц планка предельных ценников на заправках ориентирована на стоимость бензина в РФ. Как отмечают в пресс-службе Министерства нефти и газа (МНГ), подобная политика проводится целенаправленно – для избежания оттока более дешевых нефтепродуктов с территории Казахстана в Россию. Выглядит логично, если учесть разницу в налогообложении двух стран и тот факт, что порядка 40% высокооктановых ГСМ на наших заправках имеют российское происхождение.

– Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и Россией с нынешних 20–30% до 10%, – считает Болат Ауетаев.У розничных игроков есть нарекания и к новому закону "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". Представляя его в парламенте, министр нефти и газа Сауат Мынбаев отмечал, что он позволит снять напряженность на топливном рынке. В частности, разобраться с посредниками, упорядочить и сделать прозрачным движение продукции от заводского хранилища до заправки. Для этого в законе регламентированы инструменты госконтроля в области аккредитации оптовых поставщиков нефтепродуктов, мониторинг производства и оборота ГСМ.Однако, по словам юриста КТА Аманжола Мухамедьярова, большинство оптовиков по сей день не имеют свидетельства об аккредитации.

– По Астане сейчас ситуация более-менее нормальная, – уточнил он. – В Алматы многие розничные реализаторы не могут закупить у оптовых поставщиков ГСМ из-за отсутствия аккредитации.

На ее получение принятый в июле прошлого года закон отвел оптовикам полгода. Но постановление для реализации этой нормы МНГ приняло только в октябре, а сама аккредитация началась лишь в феврале этого года. При таком положении дел рынок ожидает еще больший дефицит горючего, опасается Болат Ауетаев.

Автозаправочное сообщество намерено обратиться в Министерство нефти и газа с инициативой разрешить им участвовать в определении допустимых розничных цен на топливо. По словам одного из его представителей Ильшата Халита, водители тоже страдают от решений государства.
– Мы опрашивали потребителей и выяснили, что они готовы платить 125 тенге за литр 92-го бензина, но лишь бы тот был в продаже, – добавил он.

Разгадывая запутанный горючий ребус, нельзя не вспомнить, что бензин и солярка остаются одними из главных инфляционно значимых товаров: когда дорожает топливо, дорожает все.

Источник: Экспресс К

Загрузка...

X Закрыть