– В январе 2013 года на казахстанский рынок из России поступило более 300 тысяч тонн нефтепродуктов низкого экологического класса Евро-2 по бросовым ценам, – сообщил в интервью сайту Primeminister.kz директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа РК Куандык КУЛМУРЗИН.
Он пояснил, что с 1 января 2013 года на территории России вступил запрет на оборот бензина марок А-80, Аи-92 низкого экологического класса Евро-2. И теперь, мол, это топливо переправляется в Казахстан и далее – в Киргизию, Таджикистан, Афганистан.
Это порождает другую проблему – невостребованность продукции отечественных НПЗ, что ведет в свою очередь к накоплению запасов у нефтепереработчиков и снижению производства всех видов нефтепродуктов. А уменьшение доли отечественного топлива на внутреннем рынке, как следствие, может привести к росту объемов импорта российских ГСМ.
Формально в Казахстане экологический стандарт Евро-3 введен с 1 января 2013 года. Но он действует только на автомобили, ввозимые и продаваемые в нашей стране. Стандарт автоматически запрещает ввоз и производство не соответствующих Евро-3 автомобилей. Но этот стандарт не действует на топливо.
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, казахстанские НПЗ просто не выпускают топливо такого высокого качества. Сейчас на трех заводах идет технологическая реконструкция, но в радужных перспективах выпуск нового бензина и дизельного топлива начнется только к концу года. В этой ситуации демарш Миннефти и газа против российских производителей выглядит как перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Что подтверждают и российские эксперты.
– Реализовывать, таким образом, остатки российские компании НПЗ вполне могли. Но станет ли такая практика систематической – другой вопрос. По идее этот поток должен быстро сойти на нет в связи с выводом старых агрегатов на НПЗ из эксплуатации, – заметил в беседе с “Караваном” руководитель аналитической группы инвесткомпании Financial Bridge Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ.
Впрочем, по словам Куандыка Кулмурзина, Казахстан в 2013 году намерен ограничить импорт российских нефтепродуктов.
– Необходимо минимизировать поставки российских ГСМ в Казахстан с целью уменьшить отдаваемые при этом объемы нефти, меньше делать расчетов с РФ. При отсутствии таможенных постов минимизировать можно введением соответствующих постановлений об ограничении импорта из России. Над проектом этого документа мы работаем – сказал К. Кулмурзин.
По данным МНГ РК, в настоящее время доля импорта российских ГСМ на отечественном рынке составляет 40 процентов.
Одновременно Казахстан увеличивает долю ГСМ из Китая. В прошлом году правительство приняло решение передавать нефть для переработки на НПЗ в Душаньцзы в СУАР. Такие толлинговые операции позволят в два раза сократить объем импорта нефтепродуктов из России.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Склад потушили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу