Расширяются механизмы прямого участия граждан, меняется практика подготовки решений: ключевые инициативы все чаще обсуждаются публично и заранее разъясняются. Это формирует более осознанное восприятие реформ и сокращает дистанцию между государством и обществом, пишет Caravan.kz.
Важной частью этого курса становится цифровизация управления, которая усиливает прозрачность и подотчетность институтов, а также внедрение новых технологических решений в социальной сфере. Эти изменения реализуются в рамках политического курса, обозначенного Президентом Касым-Жомартом Токаевым. О том, как реформы работают на практике и влияют на устойчивость системы государственного управления, мы поговорили с политологом Ринатом Пилипенко.
– Президент отмечает, что благодаря масштабным преобразованиям политическая система стала более прогрессивной и открытой. Какие признаки этой открытости вы бы выделили сегодня и как они проявляются на практике?
– Открытость, о которой говорит Президент, проявляется прежде всего в изменении философии государственного управления. Если ранее решения формировались преимущественно внутри административной системы и доводились до общества постфактум, то сегодня курс направлен на предварительное обсуждение, разъяснение и вовлечение.
Законодательные и управленческие инициативы все чаще анонсируются заранее, создаются рабочие и экспертные группы, ход обсуждений становится публичным и доступным через СМИ. Это снижает эффект неожиданности и формирует более зрелое восприятие реформ со стороны общества.
Отдельно стоит отметить расширение механизмов прямого участия граждан – от выборности акимов сельского уровня до практики референдумов. Безусловно, система продолжает развиваться и требует донастройки, однако сам переход от закрытой модели управления к более открытой и диалоговой уже стал устойчивым элементом политического курса.
– В Послании подчеркнута роль Парламента: приняты важные законы, депутаты работали в регионах, теперь предстоит учесть запросы граждан в текущей сессии. Как меняется логика взаимодействия «граждане – депутаты – Правительство» и почему это важно для устойчивости реформ?
– В данном случае мы видим не столько трансформацию самой связки, сколько возвращение ей функционального содержания. В рамках проводимых реформ Парламент постепенно перестает быть сугубо формальным институтом и все активнее выполняет роль посредника между обществом и исполнительной властью.
Работа депутатов в регионах, сбор запросов и их последующая передача на уровень Правительства усиливают обратную связь и делают процесс принятия решений более приземленным и реалистичным. Особенно заметна роль активных и публичных парламентариев, которые получают прямые отклики от избирателей.
При этом важно сохранить баланс между представительской функцией и ответственностью, не допуская подмены системной работы популизмом. В целом же такая модель повышает устойчивость реформ, поскольку демонстрирует, что политический курс реализуется через работающие институты и конкретных представителей власти.
– Принцип «Закон и Порядок» назван опорой государственности и предполагает нулевую терпимость к правонарушениям. Как этот принцип влияет на качество государственного управления и доверие к институтам?
– Этот принцип формирует базу для предсказуемого и справедливого государственного управления. Он задает единые и понятные правила для всех участников общественных процессов — граждан, бизнеса и государственных структур.
Последовательная реализация политики нулевой терпимости к правонарушениям укрепляет доверие к институтам, поскольку демонстрирует равенство всех перед законом. Ключевая роль здесь принадлежит исполнительной власти, от действий которой зависит, будет ли этот принцип применяться без исключений.
В этом смысле обозначенный Президентом курс задает важный ориентир: именно равномерность и последовательность правоприменения становятся фундаментом доверия и устойчивости всей системы.
– Президент связывает цифровую трансформацию с прозрачностью и человекоцентричностью управления. Можно ли говорить, что цифровизация становится инструментом повышения подотчетности государства и снижения бюрократии? Где вы видите наибольший эффект?
– Цифровизация действительно становится важным управленческим инструментом, даже если ее политическое измерение не всегда подчеркивается напрямую. Ключевой эффект здесь — формирование цифрового следа, который делает деятельность государственных органов более прозрачной и поддающейся проверке.
Электронные сервисы существенно сокращают бюрократические процедуры, минимизируют человеческий фактор и исключают потерю документов. Это не гарантирует автоматической честности системы, но создает условия для контроля и ответственности.
Хорошим примером являются инициативы по внедрению искусственного интеллекта в сфере адресной социальной помощи. Переход к проактивному выявлению нуждающихся граждан снижает нагрузку на людей, устраняет очереди и делает социальную поддержку более адресной и эффективной.
– В Послании предложено создать Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития в ранге вице-премьера и одновременно усилить персональную ответственность через конкретные сроки и поручения. Как вы оцениваете такую модель управления?
– Это решение отражает стратегический подход к будущему развитию страны. Искусственный интеллект становится сквозной технологией, востребованной практически во всех сферах, и концентрация компетенций в рамках отдельного министерства выглядит логичным шагом.
Придание его руководителю статуса вице-премьера усиливает возможности межведомственной координации и позволяет выстраивать работу в проектном формате. По сути, речь идет о переходе к более дисциплинированной и результативной модели управления, где ключевым становится не процесс, а достижение конкретных измеримых целей.
– Президент много говорит о единстве, патриотизме и смене ценностей у молодежи, где патриотизм понимается как созидание и новаторство. Как государственная политика может поддержать модель «ответственного гражданина»?
– Государственная политика в этом направлении строится прежде всего на создании устойчивых условий для самореализации. Когда эффективно работают институты, действуют понятные и предсказуемые правила, а социальные лифты доступны, формируется среда, в которой ответственность становится естественной нормой.
В таких условиях патриотизм не требует дополнительного навязывания, поскольку он проявляется через участие в развитии страны, через созидание и личный вклад. Именно эта логика, заложенная в текущих реформах, позволяет рассматривать модель «ответственного гражданина» как долгосрочный ресурс модернизации и общественного развития.
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Дотянут до аэропорта: как выглядит план развития метро и ЛРТ в Алматы
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
В каком случае Жанибек Алимханулы перестанет быть чемпионом мира
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане служебная собака помогла пресечь перевозку наркотиков
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане