Опубликовано: 3501

Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей Республики Казахстан по итогам | полугодия 2013 года

Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей Республики Казахстан по итогам | полугодия 2013 года

Первое полугодие 2013 года стало самым результативным периодом в истории казахстанского рынка. По итогам шести месяцев с начала года на территории республики было реализовано 68 171 легковых и малотоннажных коммерческих авто, или на 72,28% больше, чем в аналогичный период 2012 года.

Сообщает в своем обзоре консалтинговая компания «Qncepto».

Сегмент легковых автомобилей

Апрель-июнь 2013 года стали шестнадцатым кварталом непрерывного посткризисного роста сегмента легковых автомобилей. Суммарный сбыт в январе-июне 2013 г. составил 62 875 автомобилей, что на 78,74% выше прошлогоднего значения.

Основными источниками рыночной динамики в I полугодии послужили марки Lada (ее вклад в прирост эквивалентен 38%), Kia (с вкладом 12%), UZ-Daewoo (10%) и Chevrolet (9% общего при-роста).

Структура сегмента в разрезе марок

В отчетное полугодие лидирующая на казахстанском рынке марка Lada сохранила статус-кво: по итогам января-июня текущего года на продукцию «АВТОВАЗа» и «АЗИЯ АВТО» пришлось 38,22% всех продаж легковых автомобилей в республике. Эта цифра более чем вдвое превышает долю марки на домашнем, российском рынке. Число покупателей Lada в Казахстане увеличилось год-к-году на 79,18% и без учета моделей LCV достигло рекордных 24 032 единиц.

С четвертой на вторую позицию в рейтинге марок вернулся UZ-Daewoo. 95%-ный рост сбыта позволил расширить долю узбекского производителя с 8,3% до 9,1%. В сумме дилерами UZ-Daewoo было реализовано 5720 автомобилей.

Еще более стремительным ростом ознаменовалась первая половина года для KIA. Число поклонников марки возросло в 2,3 раза. Модельный ряд KIA усть-каменогорской и российской сборки занял третью строчку в иерархии самых популярных брендов с долей 8,9% (против 6,9% годом ранее). В январе-июне 2013 г. казахстанцами было приобретено 5597 автомобилей KIA.

Скромные на фоне конкурентов темпы роста (+36,79% год-к-году) помешали дистрибьютору Hyundai сохранить за собой прошлогодние позиции: рыночный вклад легковых моделей марки упал с 10,42% до 7,98%. Бренд, годом ранее взявший «серебро», в отчетный период занял четвертое место. В активе Hyundai 5016 проданных легковых авто.

С третьей на пятую строчку смещена и Toyota, чьи продажи превысили прошлогодний показатель на 40,77%. Этих темпов оказалось недостаточно, чтобы удержать долю на уровне 9,18%. По итогам 6 месяцев 2013 г. на марку пришлось 7,23% рынка легковых авто и 4544 факта продажи.

Шестую позицию в десятке лидеров сохраняет за собой линейка Chevrolet, выпускаемая на территории Казахстана. Количество поклонников бренда выросло в 2,18 раза, до отметки 4452 проданных автомобиля. Рыночный вклад марки тем временем увеличился с 5,8% до 7,08%.
Более чем вдвое поднялись и продажи дистрибьютора Nissan (2788 реализованных автомобилей). А его доля достигла 4,43% против прежних 3,89%. Как и в I полугодии 2012 г., Nissan занял седьмую строчку рейтинга.

Место автомобилей ZAZ костанайской и украинской сборки в отчетный период заняла линейка Renault. Взрывной четырехкратный рост продаж обеспечил французской марке долю в 2,95% (1,28% в I полугодии 2012 г.), 1856 отгруженных автомобилей и №8 в списке лидеров.

На строчку вверх поднялся SsangYong костанайской сборки (1471 единица; рост: +50%). Однако рыночная лепта корейской марки в Казахстане сократилась: сегодня на нее приходится 2,78% покупательской активности против 2,34% в январе-июне 2012 г.

Десятку наиболее успешных брендов первого полугодия замыкает Skoda. Казахстанские автомобили этой марки предпочли 1437 покупателей – в 2,7 раза больше, чем в тот же период минувшего года. Рыночная доля бренда возросла с 1,53% до 2,29%.

Сбыт автомобилей марки MG, представительство которой открылось в республике в мае текущего года, по итогам полугодия пока не превысил отметки 27 автомобилей.

Полугодовые продажи 8 премиальных марок, представленных на местном рынке, выросли на 40% и достигли 1029 единиц. Более половины этого объема пришлось на шоурумы бренда Lexus.

Динамика продаж легковых автомобилей в разрезе брендов, ед.
[I полугодие 2012/2013]

Структура сегмента в разрезе моделей

Восемь из двадцати моделей-бестселлеров первого полугодия составила продукция российских автозаводов, шесть – пришлось на казахстанские предприятия.

Список наиболее приобретаемых казахстанцами автомобилей традиционно возглавили Lada Priora, Lada Samara и Lada Granta. В сумме их полугодовые продажи достигли 19 276 штук, или более 41,5% сбыта всех моделей, входящих в TOP20 казахстанского рынка.

На прежних местах в первой пятерке остались узбекский седан Daewoo Nexia (4 277 покупателей) и Lada 4x4 местной сборки (3864). Шестым по популярности стал Hyundai Accent, поставляемый из России (3310 ед.) и годом ранее вошедший в первую тройку. Другой корейский автомобиль российского происхождения, Kia Rio, предпочли 1858 казахстанцев.

С 10-й на 8-ую строчку рейтинга переместился Chevrolet Cruze усть-каменогорской сборки (1524 против 684 ед. годом ранее). Замыкают первую десятку фаворитов малолитражка Daewoo Matiz (1443 ед.) и казахстанский седан Kia Cerato (1430 ед.).

1263 покупателя выбрали седан Toyota Camry российской сборки (минус 2 пункта в рейтинге). С нижней строчки TOP20 в I полугодии 2012 г. на 12-ое место поднялся кроссовер Nissan Qashqai – за шесть месяцев нынешнего года в республике продано 1126 автомобилей этой модели.

Плюс четыре строчки рейтинга и 1065 покупателей на счету российской Chevrolet Niva. ZAZ Chance костанайской сборки за год потерял 7 пунктов таблицы лидеров. С начала года реализовано 1060 корейско-украинских «бюджетников».

В середине второй двадцатки расположилась еще одна модель «АЗИЯ АВТО»: обладателями  Chevrolet Aveo стали 1014 покупателей (рост в рейтинге на 11 пунктов). Еще более мощный взлет продемонстрировал кроссовер Renault Duster, выпускаемый в России. Модель прибавила себе 37 строчек в «табеле о рангах» и 918 поклонников.

На Toyota Land Cruiser 200 и Toyota LC Prado пришлось 833 и 769 фактов продажи соответственно.
Завершают TOP20 первого полугодия Nissan Juke (761 ед.; минус 1 пункт) и SsangYong Kyron, выпускаемый АО «Агромашхолдинг Казахстан» (690 ед., минус 8 пунктов).


TOP-20 моделей легковых автомобилей [I полугодие 2013]

Сегмент легких коммерческих автомобилей

Как и в предшествующие месяцы, динамика сегмента легких коммерческих автомобилей в июне не отличалась стабильностью. По итогам месяца дилерами было реализовано 974 автомобиля. Этот результат превосходит продажи годичной давности на 22%, однако он на 1,5% ниже объемов сбыта, зафиксированных в мае 2013 года.

По итогам шести месяцев в республике было продано 5 296 единиц малотоннажного коммерческого транспорта, что на 20,56% выше прошлогоднего значения.

Структура сегмента в разрезе марок

Доминирующая в сегменте легкой коммерческой техники марка GAZ усилила свое присутствие. В течение полугодия в Казахстане было реализовано 2849 единиц продукции Горьковского автозавода, или 54% всего сбыта в сегменте. Годовой прирост продаж GAZ достиг 30%.

Сбыт автомобилей UAZ год-к-году вырос лишь на 14%. Как следствие доля марки №2 в сегменте LCV, напротив, сократилась – в отчетный период на нее пришлась ровно четверть рыночных продаж (1326 единиц).

Тем временем китайская марка FAW укрепила свой вклад в нише легкого коммерческого транспорта до 7,7%. В январе-июне 2013 г. на ее счету 410 реализованных автомобилей и рост на 47,5% (сборка части моделей ведется в г.Семипалатинске).

Из 398 коммерческих автомобилей Hyundai, реализованных за 6 месяцев в Казахстане, 195 пришлось на категорию малотоннажной техники. 65 автомобилей из этого числа были собраны на предприятии «Hyundai Auto Trans» в Алматинской области. Бренд сохранил за собой четвертую строчку среди бестселлеров сегмента, однако годовой прирост продаж LCV от Hyundai не превысил 6%, а их рыночная доля сократилась до 3,7%.

В десятку наиболее востребованных марок также вошли Toyota (137 единиц), Wuling (101), Volkswagen (95), Lada (73), Izh (67), Ford (31). Рыночная доля перечисленных марок не превысила 2%.

Динамика продаж легких коммерческих автомобилей в разрезе брендов, ед.
[I полугодие 2012/2013]

Примечание: к сегменту легких коммерческих автомобилей отнесены легкие развозные коммерческие автомобили, в том числе пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики транспортной категории N1 (полной массой не более 3,5 т), а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров транспортных категорий M1 и М2 (но не более 3,5 т полной массы).

Структура рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в разрезе компании-дилеров

Положение крупнейшей дилерской группы усилил холдинг «БИПЭК АВТО»: на его филиальную сеть пришлось 53,49% продаж на рынке Казахстана в I полугодии 2013 года. В аналогичный период минувшего года группа контролировала 48,52% сбыта легковых и легких коммерческих авто в республике.

Несмотря на трехпроцентное снижение доли, вторым по величине дилером осталась КМК «Астана Моторс», обеспечившая 12,18% казахстанского сбыта (15,17% по итогам 6 месяцев 2012 г.).

Рыночный вклад «Меркур Авто» по итогам полугодия составил 9,58% против 9% в январе-июне 2012 г.
Вес сети автосалонов «Вираж» и «Allur Auto» в суммарных объемах рынка, напротив, сократился до 6,22% и 4,81% соответственно. Аналогичные показатели этих компаний в первой половине 2012 г. составляли 8,52% и 7,38%.

Распределение рыночных долей TOP-5 официальных дилеров, %
[I полугодие 2012/2013]

Примечание: при расчете рыночных долей использованы продажи официальными дилерами

как легковых, так и легких коммерческих автомобилей.


Производители легковых автомобилей


За шесть месяцев текущего года на территории Казахстана было выпущено 16 400 легковых автомобилей, или в 2,2 раза больше, чем в аналогичный период 2012 г.

По итогам января-июня на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г.Усть-Каменогорск) пришлось 13 938 выпущенных автомобилей. На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г.Костанай) в отчетный период было собрано 2 462 автомобиля.

Продажи легковых автомобилей казахстанского производства в январе-июне 2013 г. составили 14 084 единицы – на 85,9% выше прошлогоднего показателя. Таким образом, доля казахстанской продукции в сегменте легковых автомобилей возросла с 21,55% в I полугодии 2012 г. до 22,4% в отчетный период.


Объем выпуска легковых автомобилей в РК
в разрезе производителей, ед. [I полугодие 2013]

[X]