Опубликовано: 3904

Обзор рынка новых автомобилей в Казахстане по итогам III квартала 2010 г.

Обзор рынка новых автомобилей в Казахстане по итогам III квартала 2010 г.

В III квартале 2010 г. официальными дилерами было реализовано 6 092 легковых и легких коммерческих автомобилей, или на 22,85% больше, чем в аналогичный период 2009 г. Прирост по отношению ко II кварталу текущего года был еще более заметным - 31,45%. Пока это наиболее высокие темпы роста на квартальной дистанции за период с начала кризиса.

Сентябрь, как и предшествующие месяцы, начиная с мая, также показал позитивную динамику. 2 217 автомобилей, реализованных официальными дилерами, обеспечили дополнительные 37,11% к сентябрю 2010 г. и плюс 8,2% к результату августа текущего года.

Трехмесячный период действия льготных ставок таможенных пошлин для физических лиц пока не оказывает очевидного влияния на покупательскую активность в сегменте новых автомобилей. Основным источником роста послужили продажи автомобилей, не облагаемых таможенными пошлинами - продукция российского, казахстанского и узбекского автопрома, в то время как большинство марок, импортируемых из стран дальнего зарубежья, лишь удерживали прежние рыночные позиции.

СЕГМЕНТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Продажи легковых автомобилей в III квартале 2010 г. выросли на рекордную с начала кризиса величину 23,44% (по отношению к аналогичному показателю 2009 г.), составив 4 835 единиц. Объем сбыта превысил итоги II квартала с.г. на 35,21%.

Причем в рамках квартала наблюдалось ускорение роста реализации. В сентябре продажи авторизованных дилеров составили 1 745 легковых авто, что на 36,86% выше прошлогоднего результата.

Структура сегмента в разрезе марок

В количественном выражении основную лепту в рост в III квартале внесли три марки: Lada, KIA и Daewoo.

Значительно увеличился разрыв между фаворитом рынка - Lada и занявшими «призовые места» Toyota и Daewoo. По сравнению со II кварталом 2010 г. продажи ВАЗовской продукции, выпущенной в России и Казахстане, выросли на 74,5%, достигнув 1504 единиц.

В отчетный период Toyota вернула себе второе место в рейтинге продаж. Её дилерами реализовано 710 легковых автомобилей. Это на 10,35% ниже прошлогоднего показателя, но превышает итоги II квартала 2010 г. на 27,93%.

С начала года стабильные квартальные продажи на уровне свыше 500 автомобилей сохраняют дилеры UZ-Daewoo. По итогам июля-сентября объем сбыта составил 575 единиц.

Четвертую и пятую позиции заняли марки казахстанской сборки. Автомобили KIA, выпуск которых стартовал в Усть-Каменогорске в мае, обрели в III квартале 333 покупателя. За год марка переместилась с 21-го на 4-ое место в рейтинге продаж, а объем сбыта вырос в 30 раз.

5-й по популярности бренд Chevrolet увеличил продажи на 45% к уровню прошлого года. В III квартале они равны 261.

6-ую строчку сохранили за собой легковые модели российского УАЗа, на счету дилера – 196 проданных авто.

Nissan восстановил позиции, утраченные в весенний период (176 автомобилей, реализованных в отчетный период и 7-ая строка в рейтинге брендов). Показатели другой японской марки – Mitsubishi – продолжают снижаться. В III квартале продажи дилеров этого производителя в Казахстане составили 175 единиц, что на 64,36% ниже прошлогоднего показателя и более чем на треть уступает итогам II квартала 2010 г.

На 9-ой строчке еще одна марка, выпускаемая в Казахстане – Skoda. Продажи автомобилей под этим брендом демонстрируют позитивную динамику и в отчетный период достигли 129 единиц.
Начало продаж моделей российской сборки позволило Renault успешно конкурировать в нише недорогих автомобилей. В III квартале продажи марки выросли к апрелю-июню 2010 г. более чем вдвое, составив 120 единиц.

Несколько улучшил прошлогодний результат дистрибьютор Hyundai: в отчетный период было продано 119 легковых авто, или на 20,2% больше, чем в III квартале 2009 г.

Реализация крупной партии автомобилей в сентябре 2010 г. обеспечила скачок продаж Mercedes-Benz в рамках квартала. Они превысили прошлогодний результат в 2,69 раза, достигнув 94 единиц.

Рекордно низкими оказались продажи автомобилей Volkswagen – лишь 47 единиц за три отчетных месяца. Это вдвое скромнее итогов годичной давности. «Родственный» Audi, напротив, продемонстрировал двукратный рост продаж за счет высокого результата в июле. Сбыт этого премиум-бренда в III квартале составил 45 единиц.

Стабильными выглядят показатели дилера Lexus – 58 автомобилей в III квартале 2010 г. против 56 в предыдущем квартале.

Дилеры Peugeot и SsangYong не спешат поднимать популярность этих марок в Казахстане: в июле-сентябре текущего года было продано 7 и 6 автомобилей соответственно. Это, в среднем, в три раза меньше, чем в аналогичный период 2009 года.

Структура сегмента в разрезе моделей

В III квартале 16 из 25 наиболее продаваемых моделей составили автомобили, выпущенные в России, Казахстане, Узбекистане и Украине. Cамым популярным новым автомобилем вновь стала Lada 2107 (517 ед.). Уступившая ей место узбекская Daewoo Nexia закрыла период с результатом 382 автомобиля. С 3-ей по 5-ую позиции «оккупировали» другие модели АВТОВАЗа: Lada Priora (367 ед.), Lada 4x4 (330 ед.) и Lada Samara (232 ед.).

На 6-й и 7-й строках расположились Camry и Corolla от Toyota, чьи продажи составили 201 и 200 автомобилей соответственно. Малолитражка узбекского производства – Matiz обрела в июле-сентябре 193 покупателя, заняв 8-ю позицию рейтинга. За ней следует еще один автомобиль, не облагаемый таможенными пошлинами, UAZ Hunter. В отчетный период продано 162 внедорожника этой модели.

«Новобранцы» TOP-25, выпускаемые на востоке Казахстана – KIA Cerato и KIA Sorento завершили квартал с результатами 152 и 141 проданный автомобиль (10-ое и 11-ое места соответственно).
12-ая строка за Toyota Land Cruiser Prado, официальные продажи которого равны 135 автомашинам. Дилер Renault реализовал за три месяца 103 автомобиля Logan, занявших место №13. Казахстанская Skoda Octavia и российская Chevrolet Niva закрыли квартал с показателями 91 и 76 сделок купли-продажи. На 16-й  строчке – Toyota Rav4 (74 авто против 47 годом ранее).

Еще два автомобиля, выпущенных в Усть-Каменогорске, значатся под пунктами №17 и №22 рейтинга моделей. Это Chevrolet Lacetti (68 авто) и Chevrolet Captiva (53 авто). Последний делит свое место с Toyota Land Cruiser 200, продажи которого также составили 53 единицы.

18-ая и 23-ая строки заняты дилерами Nissan, благодаря 63 проданным кроссоверам Qashqai и 52 седанам Almera Classic.

Замыкают двадцатку бюджетные модели: украинский ZAZ Chance (62 ед.) и Lada Kalina (58 ед.). Венчает рейтинг бестселлеров тройка полноприводных японцев: Subaru Outback (№21 с 56 ед.), Mitsubishi Outlander II XL (№24 с 50 ед.) и Mitsubishi L200 (№25 с 45 ед.).

TOP-25 моделей легковых автомобилей [III квартал 2010]

Модель Объем продаж, ед. [III квартал 2010]
1 LADA 2107 517
2 DAEWOO Nexia 382
3 LADA Priora 367
4 LADA 4х4 330
5 LADA Samara 232
6 TOYOTA Camry 201
7 TOYOTA Corolla 200
8 DAEWOO Matiz 193
9 UAZ 3151х/Hunter 162
10 KIA Cerato 152
11 KIA Sorento 141
12 TOYOTA Land Cruiser Prado 135
13 RENAULT Logan 103
14 SKODA Octavia A5 91
15 CHEVROLET Niva 76
16 TOYOTA Rav4 74
17 CHEVROLET Lacetti 68
18 NISSAN Qashqai 63
19 ZAZ Chance 62
20 LADA Kalina 58
21 SUBARU Outback 56
22 CHEVROLET Captiva 53
TOYOTA Land Cruiser 200 53
23 NISSAN Almera Classic 52
24 MITSUBISHI Outlander II XL 50
25 MITSUBISHI L200 45

 

СЕГМЕНТ ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Сегмент легкой коммерческой техники продолжает демонстрировать симптомы роста: III квартал 2010 г. стал самым успешным с начала 2009 года. Официальными дилерами было реализовано 1 257 автомобилей класса LCV, что на 20,63% выше аналогичного периода годичной давности и на 18,36% выше уровня продаж во II квартале 2010 г. При этом сентябрь также показал наиболее высокий темп прироста с начала года - 38,01% к показателю сентября 2009 г.

Структура сегмента в разрезе марок

86 коммерческих автомобилей марки Volkswagen и 37 единиц техники от Hyundai, реализованных в сентябре, внесли разнообразие в картину бессменного лидерства Горьковского и Ульяновского автозаводов на отечественном рынке. Однако «львиная доля» продаж, как и прежде, пришлась на названных российских производителей. Вклад техники GAZ в III квартале составил 43,04% (541 ед.), дистрибьютором марки UAZ продано 33,57% новой техники класса LCV (422 ед.).

На счету Volkswagen и Hyundai – 9,78% и 3,74% продаж в сегменте соответственно (123 и 47 единиц). Китайский производитель FAW закрыл квартал с результатом 42 реализованных коммерческих автомобиля, в активе Toyota – 32 авто, у АВТОВАЗа – 27.

СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ и ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗРЕЗЕ КОМПАНИЙ-ДИЛЕРОВ

Рост продаж автомобилей казахстанской сборки сопровождался укреплением доминирующей позиции холдинга «БИПЭК АВТО» (дистрибьютора продукции автосборочного завода «АЗИЯ АВТО»). Как результат рыночная доля группы выросла с 32,77% в III квартале 2009 г. до 43,81% по итогам аналогичного периода 2010 г.

Главным образом, на фоне снижения продаж бренда Mitsubishi доля «Меркур Авто» сократилась до 13,36% (против 16,7% годом ранее). Практически неизменными остались позиции сети автосалонов «Вираж» - без малого 13% рынка новых авто. За счет ослабления КМК «Астана Моторс» «Вираж» занял третье место в списке крупнейших дилеров. Сама же КМК впервые с начала года перешагнула 10%-ный порог, но по-прежнему далека от прошлогодних позиций: 10,33% рынка в III квартале 2010 г. против 14,3% тот же период минувшего.

Несколько сократил свой рыночный вклад «Тойота Центр Жетысу»: с 5,83% в июле-сентябре 2009 г. до 3,76% в аналогичный период 2010 г., что не помешало дилеру сохранить за собой место в пятерке наиболее успешных авторетейлеров.

ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ

В III квартале 2010 г. в Казахстане было произведено 977 легковых автомобилей, что в 4,16 раза выше объема выпуска в аналогичный период 2009 г.

В отчетный период в г.Костанае официально начал серийный выпуск второй производитель легковых автомобилей – АО «Агромашхолдинг Казахстан». На конец III квартала в рамках совместного проекта предприятием совместно с группой компаний «Аллюр Авто» официально собрано и сертифицировано 12 автомобилей корейской марки SsangYong. До конца года планируется выпустить 300 автомобилей. В продажу продукция нового производства поступила 12 октября.

Продажи другого действующего в республике производителя легковых автомобилей, АО «АЗИЯ АВТО», составили 954 автомобиля, или на 77,65% выше показателя годичной давности.
Таким образом, доля автомобилей казахстанского производства на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей возросла с 10,83% в III квартале 2009 г. до 15,66% в аналогичный период текущего года. Тот же показатель без учета продаж легких коммерческих автомобилей вырос с 13,71% до 19,73%.

© Консалтинговая компания «Qncepto» /«Концепто»/

[X]