Это новый шаг в урбанизации, который совмещается с общим потоком цифровизации, внедрения искусственного интеллекта, городской аэромобильности, криптосферы и так далее, сказал Сергей Коновалов, директор ICP, Доктор социологии, ассоциированный профессор, пишет Caravan.kz.
Это большой проект, который призван создать задел для нового технологического развития Казахстана. Конечно же, это происходит вместе с другими крупными проектами, такими как строительство атомных электростанций.
Мы знаем, что по АЭС проходили опросы и референдум. Отношение было разным к этому, но в конце концов большинство населения поддержало этот проект.
Вместе с тем, мы задались вопросом, как местное население в бывшем Жетыгене (ныне Алатау), а также в ряде окрестных населенных пунктах относятся к строительству нового города. Обычно люди со скепсисом относятся к таким гигантским темам, учитывая наш не очень хороший прошлый опыт.
Исследование нам принесло ряд сюрпризов как в положительном, так и отрицательном плане.
Прежде всего, надо сказать, что если мы говорим о жетыгенцах и местных жителях этого района, то абсолютное большинство – 88% поддерживает данную инициативу. Они в принципе без страха воспринимают то, что будут приезжать китайцы, корейцы, сингапурцы. Большой интерес к переезду университетов из Алматы в Алатау.
Если смотреть в целом по стране, то сельские жители наиболее оптимистичны (92% положительных ответов, только 2,7% отрицательных). Городские жители выражают больше сомнений: поддерживают инициативу 81,3%, а 17,2% относятся отрицательно.
В этом мы видим то, что сельское население связывает проект с надеждами на модернизацию и новые возможности, в то время как у городских жителей выше опасения по поводу социальных и экономических издержек.
Поддержка строительства Алатау-Сити среди местных жителей очень высокая, особенно среди молодежи, женщин и сельского населения. Однако в определенных группах (мужчины, жители городских территорий, старшие возрастные группы) заметен скептицизм.
В этом выражается весь наш миграционно-демографический смысл текущего дня. Для сельских жителей строительство нового города – это возможно новый шанс, чтобы улучшить свою жизнь, сделать рывок вперед. Мы знаем, что многие сельские населенные пункты и малые города страдают от безысходности. Причина заключается в том, что они создавались под другие экономические и политические реалии. Условия изменились, а люди остались. Соответственно проблемы обострились.
Поэтому так важно создание прецедента, новой истории успеха, которая бы показала, что чудо возможно. Когда мы начинаем говорить о строительстве нового города, то часть аудитории сразу начинает задавать вопрос, а что с сотнями депрессивных городов и районов. Может быть «масло» следует размазать по всем ним. Возможно, это действительно правильно, и мы должны больше инвестировать в регионы. Региональная политика должна проходить оценку на эффективность. И здесь наше исследование показало, что ряд наших региональных проектов уже коронованы успехом. Это, например, строительство Туркестана, переоткрытие области Абай с центром в Семей, отделение Алматинской и Жетысуской областей. Данные решения и процессы оценены положительно. Исследование показало, что эта реформа в административно-территориальной структуре поддержана населением.
Особенно высоко оценивается развитие Туркестанской области – как в целом по стране, так и в большинстве регионов. Средняя оценка по шкале от 1 до 5 составляет 4,30, а в самой Туркестанской области достигает 4,86. Это говорит о том, что перенос административного центра в Туркестан и последующие инвестиции в развитие региона воспринимаются населением как успешные и значимые.
Сравнимо высокие оценки получает и Алматинская область после переноса центра в Конаев – в среднем 4,16. Особенно положительно ее развитие оценивается жителями южных и приграничных областей, таких как Жетысу, Жамбылская и Кызылординская. Это может свидетельствовать о том, что обновленный статус региона ассоциируется с реальным улучшением инфраструктуры и управляемости.
Но не все так удачно, как хотелось бы, когда мы говорим, например, об Улытауской области. В то время как средняя по стране оценка развития региона составляет 3,79, жители этой области дали крайне низкие баллы: от 1,97 до 2,50 по всем пунктам. Это может быть отражением отсутствия видимых изменений после создания нового региона, слабой информационной политики или неудовлетворенности качеством жизни.
Мы должны смотреть наши проекты с точки зрения эффективности и истории региональной политики. Соответственно, нам важно проводить коммуникации с гражданским сектором и с местным населением, чтобы понимать уязвимости проектов. Это важно делать, не подменяя диагностику мнений пропагандой. Такое часто случается у нас на местном уровне и может привести к нехорошим результатам.
Вместе с тем, важно отметить, что удачный опыт Туркестана, одновременно демографический потенциал юга может выступить в качестве главного «топлива» для успеха проекта Алатау сити. Именно жители этого региона, чаще молодые люди, продемонстрировали максимальный оптимизм по поводу проекта Алатау сити – 4,19 балла. Далее идет соседняя Жамбылская область – 4,12 балла.
Так как проект «Алатау-Сити» предполагается, как город-спутник Алматы, ориентированный на разгрузку мегаполиса и развитие прилегающих территорий, ключевое значение имеют оценки именно жителей г. Алматы и Алматинской области.
Алматинская область продемонстрировала высокий уровень доверия среди регионов (3,99 балла). Это отражает как более высокую информированность, так и большую заинтересованность населения в проекте, который напрямую затронет их жизнь: открытие новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, транспортной доступности и улучшение качества городской среды.
Алматы также выделяется сравнительно высоким уровнем оптимизма (3,86 балла, выше среднего по стране 3,51). Для алматинцев проект ассоциируется, прежде всего, с перспективой разгрузки города, решением транспортных и жилищных проблем, снижением урбанистического давления. При этом сохраняется определенный скепсис: жители Алматы понимают, что успешность реализации зависит от качества управления проектом и уровня инфраструктурного обеспечения.
Характерно, что северные регионы, в том числе Астана больше всего показывает скептицизм.
Здесь важно подчеркнуть разницу в восприятии. Астана состоялась, благодаря массивным государственным бюджетным вливаниям. Алатау сити должен стать прежде всего бизнес-проектом. Однако государство здесь должно смотреть социальную цену и в этом отношении на первоначальном этапе существуют определенные трудности. Проект уже стартовал и Алатау сити заменил Жетыген, но люди теряют свои сельские льготы и вообще свой устоявшийся хрупкий мир. Они приспособились, адаптировались к тому, что было. Теперь все начнет быстро меняться и население к этому надо приобщать.
Цифровая повестка – это то, что сейчас правительство активно продвигает. В этом власть видит возможность присоединиться к глобальному процессу создания добавленной стоимости в новых условиях. Однако пока мы увлечены самим процессом открытий и познания, у людей развиваются новые страхи. С одной стороны, граждане рассматривают цифровые вещи как прогрессивное начало. С другой стороны, мы получаем опасения граждан во множестве от потери работы до потери своей приватности.
Оценки респондентов демонстрируют осторожный оптимизм в отношении распространения искусственного интеллекта. Почти каждый второй опрошенный (44,5%) оценивает его влияние положительно, включая 19,9% тех, кто высказывается с высоким энтузиазмом.
При этом около пятой части (19,4%) относятся к ИИ отрицательно, а почти каждый третий (31,6%), занимает нейтральную позицию. Такая структура мнений отражает одновременно интерес к новым технологиям и настороженность. Наличие большой доли нейтральных и негативных мнений может отражать наличие определенных опасений в том числе в отношении угроз замещения человека на рынке труда и чрезмерным контролем, а также может говорить об ограниченной информированности о технологиях.
Весь собранный опросным путем материал нам показывает, что мы двигаем большую технологическую повестку, но при этом пока еще не озаботились в достаточной степени уровнем готовности населения. Понятно, что цифровизацию не остановить и граждане уже вкушают ее положительные результаты, в частности, в рамках финтех или маркетплейсов. Однако цифровизации идет далеко дальше. В мировой практике мы даже сталкиваемся с созданием виртуальных городов. Однако самое сложное – это совмещать физический и виртуальный мир. Цифровизация нам должна помочь с этим.
В то же время важно понимать, что страхи населения возникают в условиях гиперреальности. Это когда все наши рецепторы и чувства перенапряжены настолько, что простые эмоциональные вещи и поступки уже перестают привлекать внимание. Люди увлечены гигантскими цифровыми и информационными потоками, теряются в них и потому оказываются в плену тревожности и страхов. Возникает феномен инфодемии, когда все стремятся к сенсации, к выходящим за рамки обыденности новостям.
Общая рекомендация, которую мы видим по итогам проведенного исследования, это то, чтобы цифровизация помогла принимать кумулятивные решения, учитывающие настроения социальных массивов. Мы должны приспособить систему так, чтобы она проактивно решала социальные вопросы, которые могут возникнуть, но которые в текущий момент еще не возникли.
Социология в рамках опроса показала такую траекторию принятия решения в условиях вхождения в активную фазу строительства нового города Алатау сити. Мы видим, что население еще находится в условиях нерешенных текущих проблем, как вывоз мусора, как наличие транспорта, дороги, вододефицит. Однако у населения еще не сложилась общая картина, образ города будущего, который будет возникать у них на глазах.
Даже то обсуждение, которое мы провели в рамках фокус-группы, в рамках анкетного опроса придал некоторый импульс к размышлению населения о том, что такое будет Алатау сити. Пожалуй, этот аспект сегодня как бы выпал из поля зрения правительства и ему сейчас надо посвятить некоторое время. Социальный оптимизм и вера в будущее способно помогать не только в восприятии одного отдельно взятого проекта, но в целом всего комплекса государственных политик.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу