О чем говорят перестановки в правительстве и создание новых министерств: мнение экспертов - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+9 °C
Алматы
2024 Год
12 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О чем говорят перестановки в правительстве и создание новых министерств: мнение экспертов

О чем говорят перестановки в правительстве и создание новых министерств: мнение экспертов

Минувшие выходные отметились серьезными кадровыми перестановками в казахстанском правительстве, а днем ранее Касым-Жомарт Токаев объявил о создании новых министерств и реорганизовал структуру Администрации президента.

  • 4 Сентября 2023
  • 6639
Фото - Caravan.kz

В сегодняшнем материале медиапортала Caravan.kz мы приводим мнение экспертов, которые разбирали, что привело к этим изменениям, какова их значимость и какие последствия они могут иметь для политической ситуации в Казахстане.

Важность перестановок в правительстве Казахстана связана с несколькими ключевыми аспектами, считает политолог и экономист Ануар Бахитханов.

«Во-первых, они могут отразить стремление правительства к более эффективной и специализированной работе в решении национальных проблем. Смена руководства в ряде важных министерств может сигнализировать о необходимости усилить контроль над областями, требующими особого внимания.

Кроме того, перестановки могут быть связаны с желанием усилить реформаторские усилия в правительстве, обеспечивая новым лицам возможность внести свой вклад и провести необходимые изменения. Это также может быть частью стратегии для поддержания легитимности правительства и удовлетворения ожиданий общества.

Можно остановиться более конкретно. Что касается Аиды Балаевой, то ее внушительный политический бэкграунд и компетенция в своей сфере делают ее достаточно авторитетной фигурой. И ее переход из администрации в правительство дает ей возможность решать те же проблемы, но уже с другой точки зрения.

Смена руководства Министерства внутренних дел также вызывает интерес. Вполне возможно, что бывшего министра Ахметжанова ожидает новое назначение. С другой стороны, новый министр, Саденов, обладает богатым опытом работы в органах правопорядка и прошел путь от обычного полицейского до руководителя Астанинского ДП и замминистра. Следовательно, он хорошо подготовлен к управлению своим портфелем, особенно учитывая его надзор за важнейшими подразделениями министерства, такими как уголовная полиция и подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков», — отметил наш спикер.

Создание Министерства водных ресурсов и ирригации, а также Министерства транспорта, по словам Бахитханова, отражает приоритеты развития Казахстана.

«Водные ресурсы и ирригация играют важную роль в аграрном секторе и обеспечении продовольственной безопасности. Транспорт в свою очередь имеет стратегическое значение для экономического развития и содействия международной торговле. Создание специализированных министерств позволит более эффективно управлять этими важными сферами и разрабатывать целенаправленные стратегии.

Эти шаги вполне оправданны, актуальны и значимы, так как они могут способствовать более эффективному управлению государством и решению национальных задач. Они могут способствовать повышению прозрачности, эффективности и ответственности в работе правительства. Создание новых министерств также может содействовать лучшей координации усилий в решении важных проблем, таких как водоснабжение и транспортная инфраструктура. Эти шаги могут также усилить доверие общества к действиям правительства и способствовать устойчивому развитию страны», — заключил эксперт.

Политолог Данияр Ашимбаев в свою очередь обратил внимание на то, что в этом году была начата административная реформа, по которой значительная часть полномочий перешла от правительства к министрам. В то же время слабость министерского корпуса привела к росту числа вице-премьеров, занимающихся межведомственной координацией, отметил эксперт.

«По логике, для воплощения реформы в жизнь нужно сократить вице-премьеров до минимума и одновременно поставить более сильных министров. Реорганизация АП, как видно, направлена на сокращение координирующей роли президентских структур.

Любопытно, что в иерархии администрации на третье место вышел начальник канцелярии президента. Эта должность возникла в 1995 году на базе бывшего секретариата президента. В 1996 году канцелярию возглавил Махмуд Касымбеков, который бессменно руководил ей до 2019 года.

Канцелярия при нем стала своего рода администрацией администрации, и ее вес постоянно рос. В 2002 году Абыкаев отдал внутрь канцелярии ряд подразделений в обмен на ее преобразование в канцелярию администрации президента. В 2004-м при Тасмагамбетове начальник канцелярии, по сути, получил статус замрука администрации. В 2008-м, если память не изменяет, канцелярия забрала сектор и комиссию по госнаградам. В ее ведение периодически попадали кадры, протокол, защита госсекретов, группа спичрайтеров. Руководители АП с переменным успехом пытались отбить те или иные функции у Касымбекова или даже сместить его, но толком это никому не удавалось.Он контролировал график встреч президента и обеспечивал ему канал альтернативной информации. Более того, ряд отставок ключевых фигур молва напрямую связывала с ролью Касымбекова.

В 2019-м при смене власти Касымбеков ушел в канцелярию первого президента, а это подразделение возглавил давний соратник Токаева – Нурлан Онжанов. Несмотря на определенные усилия с его стороны, статус канцелярии упал, и руководители администрации дружно старались не повторять прежней истории.

Летом 2022 года Онжанов в бытность главой администрации Мурата Нуртлеу неожиданно отправился послом в ФРГ, а должность занял Бакытжан Сариев. Он работал с Токаевым на руководящих постах в МИДе и АП с 2003 года.

В ходе реорганизации должность замов руководителя АП была упразднена, а начальник канцелярии стал третьим лицом в иерархии администрации после ее руководителя и секретаря СБ.

Кстати, при Касымбекове была введена норма, по которой термин «бастык» был закреплен только за канцелярией президента. Посмотрим, как сложится баланс после нынешней реорганизации», — поделился мнением Ашимбаев.

Что касается новых назначений в правительстве – политолог уверен, что министерские кресла, по большому счету, заняли профессионалы.

«Новым главой МВД стал 58-летний уроженец ВКО Ержан Саденов, который прошел путь от опера до начальника УВД Усть-Каменогорска. Был первым замом ДВД Мангистауской области, возглавил ДВДТ, полицию Акмолинской области и столицы. Последние полтора года был замминистра.

Жумангарин и Дуйсенова стали освобожденными вице-премьерами, чтобы сосредоточиться на координации работы растущего числа министерств.

Прежний глава МИИР Марат Карабаев возглавил новое Министерство транспорта.

43-летний Арман Шаккалиев, прежний первый зам, был повышен до министра торговли и интеграции. Ранее он возглавлял Комитет технического регулирования и метрологии, был членом коллегии ЕЭК.

Прежний заместитель руководителя АП, опытный практик и политический тяжеловес Аида Балаева возглавила новое Министерство культуры и информации – главное идеологическое ведомство правительства. Реорганизация администрации и правительства показала, что президент решил перевести практическую работу в правительство, так что новое назначение Балаевой — это не понижение, а фактически просто смена названия должности.

Глава государства произвел ряд назначений

55-летняя Светлана Жакупова, ранее вице-министр, в этом году ставшая уполномоченным по правам социально уязвимых категорий населения при президенте, стала новым министром труда и социальной защиты населения.

58-летний аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев возглавил новое Министерство туризма и спорта. До сегодняшнего дня он был старейшим по стажу акимом области. Хороший и адекватный практик.

Пока большая часть назначений в правительстве показывает тренд на его укрепление профессионалами», резюмировал Ашимбаев.