Опубликовано: 36300

Нынешнее поколение казахстанских детей не привязано к своей стране – эксперт

Нынешнее поколение казахстанских детей не привязано к своей стране – эксперт Фото - pixabay

Надежда на светлое будущее, определенно, есть, если условия, создающиеся для нынешних детей, будут соответствовать тому, что предлагают другие страны, считает отечественный педагог.

Казахстанская сторона одобряет то, что наша молодежь будет активнее получать зарубежное, а именно – российское образование. Обусловлено это в первую очередь тем, что наш северный сосед предоставляет сильную образовательную техническую базу, а Казахстан в свою очередь очень нуждается в технарях.

Но какие очевидные плюсы и минусы можно выделить в этом вопросе? Безусловно, ставка делается на то, что молодые люди в итоге вернутся на родину грамотными специалистами и будут работать на благо своей страны. Но пойдет ли сценарий по такому пути в действительности? И есть ли гарантии, что отучившаяся за границей молодежь не останется там, чтобы построить карьеру и счастливую жизнь?

За ответами на эти и другие вопросы корреспондент медиапортала Caravan.kz обратился к молодому эксперту в сфере образования, преподавателю химии в одной из частных инновационных школ Алматы Улану Усенову.

- Один из очевидных плюсов обучения казахстанцев в России – отсутствие языкового барьера, - отметил вначале наш собеседник. - Русский язык очень близок нам, а потому качество усвояемости материла будет выше. Помимо этого в России множество замечательных городов, которые обладают большой культурной и исторической ценностью. К примеру, учась в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, студенты смогут приобщиться историей того или иного края.

Из минусов – я испытал это лично на себе во время обучения в Санкт-Петербурге – некое пренебрежение или, скажем, не самое доброжелательное отношение к студентам из Центральной Азии. Это было не часто и не повсеместно, но все же было. Особенно ощущалось со стороны профессорско-преподавательского состава.

- Но все же где гарантии, что, отучившись за границей, наши соотечественники в итоге вернутся обратно, а не предпочтут остаться там?

- Таких гарантий никто и никогда предоставить не мог и не может. Но есть ряд установок, которые государство и определенные структуры могли бы достичь, дабы обеспечить молодым специалистам более комфортные условия для применения полученных за рубежом знаний здесь, на родине. Это и есть проявление тех самых патриотических чувств, это и есть привязанность к своей малой родине. Разумеется, также нет никаких гарантий и касаемо того, что обучение за границей пройдет обязательно успешно. Все ведь начинается с самого человека.

- Если сравнивать откровенно, то чем казахстанская образовательная база явно уступает зарубежной (даже той же российской), а в чем, наоборот, наши сильные стороны?

- Если говорить про школу, то я не думаю, что наша школьная система образования чем-то сильно уступает российской. Всё же мы – выходцы из одной системы, постсоветские страны похожи выбранным курсом направления образования. Но в то же время я прекрасно знаю, что предшкольная подготовка что в Казахстане, что в России – одна из самых сильнейших в мире. По большому счету, все наши дети, идущие в первый класс, уже умеют читать и писать. Казалось бы, такие несложные вещи, но по сравнению с западными странами – там дети учатся этому в первом-втором классе. Так что по параметрам функциональной грамотности наши дети могут потягаться за лидирующие позиции в мире. Другой вопрос – что происходит дальше, в процессе обучения до 9 класса. Ибо показатели функциональной грамотности – это тест PISA (Programme for International Student Assessment) – в этом отношении у нас резко падают.

Из других больших плюсов – академичность, определенная систематичность. Из минусов – низкий статус профессии в целом. Да, сейчас идет повышение оплаты труда преподавателям школьных структур, но в то же время оплата труда преподавателей колледжей и вузов по-прежнему остается очень низкой. Статус педагога нужно возвысить, а критерии отбора в эту профессию –  ужесточить. Профессия педагога должна стать статусной. А то выходит так, что учителем в Казахстане может стать чуть ли любой человек, а, например, чтобы стать водителем такси в Лондоне, нужно пройти необычайно сложные испытания и сдать множество тестов, с чем справится далеко не каждый. Хотя это всего лишь таксист. Но в Лондоне.

- Сложившуюся ситуацию с тревогой отмечали и глава государства, и экспертное сообщество: Казахстан стал страной юристов, экономистов и всяческих менеджеров с дипломами, но без знаний, умений и навыков, а нашей стране нужнее сейчас технари. Согласны ли вы с этими тезисами?

- Если учитывать, что экономика Казахстана построена на сырьевой базе – добыча и разработка источников полезных ископаемых (нефть, газ, уран, редкоземельные металлы), – то, однозначно, для всего этого в основе своей нужны инженеры, нужны технари. Другое дело – я не знаю, кто из детей, даже моих учеников, четко представляет, что делает инженер. Зато большая часть из них знают, что делают менеджеры, юристы и СММ-щики. Технари, конечно же, нужны. Раз уж у нас есть такие запасы и богатства, то куда лучше привлекать к работе с ними собственное население, нежели зарубежных специалистов со своими технологиями и за огромные средства.

- Как педагог, вы постоянно работаете с детьми и молодежью. Что вы можете сказать о культурном и образовательном уровне нынешнего поколения? И можете ли вы с уверенностью сказать, что надежда на светлое будущее в этой связи, определенно, есть?

- Нынешнее казахстанское поколение очень логичное и, я бы сказал, свободное – оно, наверное, менее привязано к какой-то территориальной единице. Это и хорошо, и плохо одновременно. Наши дети, наша молодежь действительно являются гражданами мира и также переживают за сложности страны, в которой они, может, ни разу и не были, но им это и не нужно, потому что они чувствуют это через соцсети, через людей из этих стран, с которым общаются. Но при этом же они могут не исключать возможность переезда в другую страну для того, чтобы построить там успешную карьеру. Поколение очень логичное и свободное, и нам нужно действовать, принимая эту данность. Нынешнее поколение более готово к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях, где достигается состояние победы обеих сторон: вы – мне, я – вам, и все довольны. Да, может быть, это звучит немного потребительски, но с учетом того, что современный мир является большой зоной рыночных отношений, – это нормально, и с этим надо считаться.

Надежда на светлое будущее, определенно есть, если условия, создающиеся для нынешних детей, будут соответствовать тому, что предлагают другие страны. Если они почувствуют, что им незачем уезжать куда-то далеко, в другую страну, и будут уверены, что они смогут достичь большого успеха благодаря своих знаниям и талантам, смогут воплотить в жизнь свои задумки и мечты и быть по-настоящему востребованными и оцененными в своей родной стране, то это будет как раз именно достижение той планки, о которой говорится с высоких трибун, - подытожил Усенов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи